В статье рассмотрены проблемы дискриминации женщин на рынке труда Российской Федерации, выявлены проблемы в российском антидискриминационном законодательстве. На основе статистических данных выявления случаев несоблюдения правовых гарантий женщин на труд разработаны практические рекомендации совершенствования трудового законодательства в части устранения гендерного разделения труда.
Ключевые слова: дискриминация, гендерные признаки, рынок труда, условия труда, трудовое законодательство, антидискриминационное законодательство.
Равноправие мужчин и женщин закреплено в статье 19 Конституции Российской Федерации (далее — РФ), в гражданском, семейном, трудовом, уголовном кодексах и других законодательных актах. В трудовом кодексе РФ отсутствуют дискриминационные по половому признаку правовые нормы. Значит права мужчин и женщин на рынке труда равны, все возникающие
в сфере труда гендерные неравенства — это результат дискриминационных явлений [3].
В текущем законодательстве РФ отсутствуют нормы, которые запрещают дискриминацию в объявлениях о наличии вакансий работодателями, тем самым усугубляется возможность трудоустройства населения независимо от гендерных признаков. Несмотря на то, что Министерство труда и социальной защиты РФ разработало проект федерального закона, который устанавливает запрет работодателям на распространение информации, которая содержит ограничения дискриминационного характера, порядок привлечения к административной ответственности за распространение информации дискриминационного характера привлекается до сих пор не разработан [1].
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствуют законодательные, научные, институциональные и информационные механизмы реализации государственной политики в отношении женщин. При всем при этом женщины составляют 54 % от населения.
На законодательном уровне имеется запрет на дискриминацию в трудовой сфере. Государство принимает меры, направленные на повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда, предоставляет возможность совмещать семейные обязанности по воспитанию детей с их трудовой деятельностью.
В бюджетном секторе Правительство Российской Федерации поэтапно повышает оплату труда в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, социальной сфере, ведь именно в этом секторе преимущественно работают женщины.
Однако имеется отрицательная тенденция, связанная с дискриминацией женского труда. По данным официальной статистики женщины находятся в неравном положении с мужчинами в вопросе занятия руководящих должностей. Несмотря на то, что уровень образования женщин на порядок выше уровня образования мужчин (55 % занятых с высшим образованием — женщины), мужчин-работодателей — 66 %.
Женщины составляют меньшинство и среди руководящего состава органов власти всех уровней. Женщины не занимают должности ректоров вузов, их значительно мало в быстроразвивающихся отраслях, их нет на высокооплачиваемых рабочих местах.
С каждым годом возрастает количество женщин, которые работают в неблагоприятных условиях. По данным статистики численность женщин, которые ежегодно страдают на производстве, составляет порядка 11 тысяч.
Зачастую не соблюдаются предусмотренные законодательством социальные гарантии для работающих женщин, что связано с беременностью, родами и охраной труда. По данным государственной статистики женщины, занятые в теневой экономике, составляют 45 % [5].
В российском законодательстве на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы защиты от дискриминации женщин на рынке труда. В нем имеются декларативные запреты, которых категорически не хватает. На сегодняшний день существует необходимость в разработке и реализации мер защиты от гендерной дискриминации [3].
Искоренять дискриминацию женщин в сфере труда необходимо постепенно и всеохватывающе. Поскольку единичные меры могут быть неэффективными. Следует принимать запрещающие и предотвращающие дискриминацию меры. В первую очередь, искоренению должны быть подвержены все предпосылки в российском трудовом законодательстве, которые инициализируют дискриминацию.
Стоит обратить внимание на разработку и реализацию государственных социально-экономических программ, направленных на борьбу с женской дискриминацией и включающие план занятости женщин [4].
Ключевое различие в решении вопроса дискриминации женщин на рынке труда Конституционным Судом РФ от мер, принимаемых Европейским судом по правам человека, заключается в том, что в России данный вопрос разрешается только на основе государственных интересов, а в Европе — посредством соблюдения прав человека и создания благоприятных условий для защиты женщинами своих трудовых прав. Данный подход позволяет исключить декларативность конституционного принципа запрета дискриминации женщин в трудовой сфере [2].
Для предотвращения проблемы дискриминации женщин на российском рынке труда необходимо внести в текущее российское законодательство изменения, привести его в соответствие нормативно-правовым актам Международной организации труда.
При внесении изменений в российское трудовое законодательство необходимо принимать во внимание следующее: каждому вне зависимости от пола представлено право использования способностей к трудовой деятельности согласно Конституции РФ; действующим трудовым законодательством установлен запрет на дискриминации по половому признаку в сфере труда и занятости.
Необходимо разработать и ввести законодательные нормы, в которых будет прямое указание на сокращение финансирования деятельности политических партий в случае отсутствия в их составе женщин. Установить, в обязательном порядке, механизм обеспечения паритетного участия женщин в управлении на всех уровнях. Следует усилить законодательные требования к уровню гендерной культуры в различных сферах российского общества.
Не стоит забывать про профилактические и просветительские работы, а именно — внедрение программ правового просвещения женщин в целях разъяснения их прав и основных свобод, содержащихся в нормах российского и международного законодательства.
Ключевой задачей государства является обеспечение равенства мужчин и женщин на рынке труда, создание правовых условий, направленных на достижение оптимального согласования гендерных интересов и защиту от дискриминации.
Для реализации международных обязательств Российской Федерации и конституционного принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин на рынке труда следует разработать и принять ряд нормативно-правовых актов, которые обеспечат такие права на законодательном уровне, к примеру, закон «О запрете дискриминации на рынке труда РФ» и другие.
Применить антидискриминационное законодательство в отношении женщин следует в сфере реализации конституционных прав и регулирования административных, трудовых, жилищных отношений. Прежде всего, поднять вопрос о пересмотре запрета отступления от принципа равенства прав мужчин и женщин в отраслевом законодательстве, а также уточнить и дополнить способы доказывания дискриминации, в общем виде присутствующие в действующем законодательстве.
Литература:
- Анисимова Л. В. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами. — Омбудсмен. — 2013. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Бутко А. В. Правовое регулирование в сфере предотвращения дискриминации по национальному, расовому и религиозному признаку. — Адвокат. — 2016. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Будякова А. С. Женщина на рынке труда. — Молодой ученый. — 2015. — с. 363–367.
- Гречишникова Т. В., Кургина Т. В. Нарушение принципа «запрет дискриминации женщин в трудовых правоотношениях». — Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. — 2016. — № 5(44). — С. 7–10.
- О национальной стратегии Российской Федерации в интересах женщин: проект Распоряжения Правительства Российской Федерации. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».