Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 1287 раз

Библиографическое описание:

Бобкина, Н. В. Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации / Н. В. Бобкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48084/ (дата обращения: 19.12.2024).



По данным Росстата на 1 января 2017 года в Российской Федерации насчитывается около 13 миллионов инвалидов, из которых 10 миллионов могут принимать участие в выборах. Активным избирательным правом в Российской Федерации обладают около 100 миллионов граждан, следовательно, из них каждый десятый избиратель в Российской Федерации является инвалидом. Свободные и прямые выборы являются основой демократического государства, и каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, имеет право участвовать в выборах. Граждане по причине нарушения здоровья не могут участвовать в выборах в обычном порядке, поэтому государству необходимо уделить огромное внимание разработке специальных условий для равного избирательного права граждан.

После ратификации Российской Федерацией 3 мая 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов, вопрос об обеспечении избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации приобрел значительную актуальность.

Для начала необходимо разобраться в терминологии и соотношении понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями».

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. [2] Признание лица инвалидом осуществляется только федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно приказу Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», «лиц с ограниченными физическими возможностями» можно разделить по видам ограничения функций на шесть групп. Также определяется степени нарушений по каждому из видов: от первой до четвертой степени.

В Российском законодательстве не закреплено понятие «лицо с ограниченными физическими возможностями», однако в научной литературе данное понятие часто определяется как лицо, которое имеет ограничения в повседневной жизнедеятельности связанные с физическими, психологическими или сенсорными дефектами. Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» близки по своему содержанию, поэтому в Российской Федерации используются как синонимы.

Под обеспечением избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» следует понимать активное содействие различными методами и способами реализации целей равенства и участия инвалидов в политической жизни общества, а также создание для этого условий для осуществления избирательных прав данной категории граждан.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин, независимо от физических и иных возможностей имеет право участвовать в управлении государственными делами, через свободно избранных им представителей, лично участвовать в тайном голосовании на выборах, основанном на всеобщем и равном праве. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации устанавливается запрет любой дискриминации, гарантируется реализация избирательных прав всех граждан.

Среди международных актов ключевое место занимает Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году. Согласно статье 29, государства-участники должны гарантировать инвалидам политические права, а также обеспечить условия для участия данной категории граждан в выборах посредством создания для этого специальных условий, включающие в себя наиболее легкодоступные для понимания всех категорий инвалидов материалы.

На сегодняшний день, существует довольно большое количество нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы обеспечения избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями».

Так, например, согласно пункту 16.1 статьи 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности представляются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов.

14 июня 2011 г. был принят Федеральный закон № 143-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан», в котором значительно расширились возможности активного избирательного права гражданам с ограниченными физическими возможностями. В частности, избиратель со значительными проблемами со зрением может прочитать информацию о выдвигаемых кандидатах с помощью большого шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля и т. д.

Также, одним из важных законодательных актов по обеспечению избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» является Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 мая 2015 года «О рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации». Избирательным комиссиям рекомендуется при проведении выборов информировать граждан, являющихся инвалидами по зрению с помощью: радиовещания аудиоматериалов, листовок с крупным шрифтом.

Стоит отметить, что за последние годы избирательными комиссиями с взаимодействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных организаций инвалидов была проведена определенная работа по обеспечению избирательных прав данной категории граждан. Так, для удобства волеизъявления инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в избирательных участках стали устанавливаться специальные кабинки для голосования, в которых более широкие стенки и установлены низкие столы, благодаря чему инвалид-колясочник может заехать прямо в кабинку. Для избирателей с нарушениями зрения кабинки для голосования оборудованы специальными подсветками, лупами, специальными трафаретами для голосования. На избирательном участке, где должны голосовать люди с нарушениями слуха, приглашают сурдопереводчиков. Избиратели, которые не могут самостоятельно добраться до избирательного участка, могут проголосовать вне помещения избирательного участка.

10 октября 2010 года ЦИК России предложил пилотный проект «Дорога на избирательный участок», целью которого было выявление проблем, возникающих при передвижении «лиц с ограниченными физическими возможностями» до избирательного участка и передача полученной информации органам государственной власти, местного самоуправления для последующего решения данных проблем. Данный проект был поддержан большинством субъектов Российской Федерации. Анализ представленных избирательными комиссиями результатов показал существование большого количества проблем. В основном это отсутствие в домах инвалидов лифтов, пандусов, которые бы позволяли самостоятельно выйти на улицу. Кроме этого, отсутствие светофоров с звуковыми сигналами, транспортные средства, позволяющие инвалидам самостоятельно сесть и выйти из него. Выявленные проблемы были направлены в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления для принятия соответствующих мер.

Подводя итог нашего исследования, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует большое количество нормативных правовых актов, которые регламентируют способы и методы реализации избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями», однако, существует необходимость совершенствования законодательства по рассматриваемому вопросу. На наш взгляд, проблема заключается в том, что гражданам с «ограниченными физическими возможностями» достаточно трудно добраться до избирательного участка самостоятельно, а при голосовании на дому, не всегда удается объездить всех инвалидов вовремя. Думается, для решения данной проблемы необходимо внести в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отдельную главу, в которой бы закреплялись организация и порядок проведения голосования для «лиц с ограниченными физическими возможностями». Кроме этого, необходимо предусмотреть, чтоб представители общественных организаций, осуществляющие правовую защиту и реализацию интересов «лиц с ограниченными физическими возможностями», могли присутствовать как наблюдатели на выборах. Также необходимо привлекать волонтерские отряды и граждан, которые помогали бы инвалидам добраться до избирательного участка, оказывали помощь при входе и выходе из здания избирательного участка, содействовали в ознакомлении с информацией о зарегистрированных кандидатах.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. - М.: Проспект, 2016.
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (14.06.17).
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (14.06.17).
  4. Федеральный закон от 14.06.2011 № 143-ФЗ (ред.22.02.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан»// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (14.06.17).
  5. Постановление ЦИК РФ от 20.05.2015 № 283/1668–6 «О рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации.// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (14.06.17).
  6. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (14.06.17).
  7. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст.468.
  8. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл, 2010.
  9. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2010/12/30/pilot_project.html (дата обращения: 28.05.17).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, избирательный участок, возможность, гражданин, инвалид, лицо, государственная власть, категория граждан, местное самоуправление, медико-социальная экспертиза.


Похожие статьи

Социальная защита прав граждан законодательством о медицинском страховании в Российской Федерации

Обеспечение права свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, находящихся в местах лишения свободы в Российской Федерации

Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод личности в Республике Казахстан

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из основных направлений социальной функции государства

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Реализация конституционного права граждан на определение и указание национальной принадлежности

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Похожие статьи

Социальная защита прав граждан законодательством о медицинском страховании в Российской Федерации

Обеспечение права свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, находящихся в местах лишения свободы в Российской Федерации

Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод личности в Республике Казахстан

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из основных направлений социальной функции государства

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Реализация конституционного права граждан на определение и указание национальной принадлежности

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Задать вопрос