Способы повышения энергоэффективности магистрального трубопровода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 1794 раза

Библиографическое описание:

Стрюк, С. О. Способы повышения энергоэффективности магистрального трубопровода / С. О. Стрюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48089/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для успешного экономического развития каждое предприятие по транспортированию нефти и нефтепродуктов стремиться к сокращению энергетических и, соответственно, финансовых затрат на транспортировку продукта по магистральным трубопроводам. Но при этом должны соблюдаться технологические, конструктивные, эксплуатационные, экологические и иные ограничения режимов работы оборудования.

Необходимо разобраться, на что предприятия затрачивают энергию. Основные затраты потребляемой мощности идут на преодоление гидравлического сопротивления трубопровода, работу по производству напора, передаваемого следующей нефтеперекачивающей станции, и работу по преодолению разности геодезических высот.

Таким образом, одним из способов сокращения затрат энергии является снижение гидравлического сопротивления линейной части трубопровода. Гидравлическое сопротивление трубопровода зависит от таких факторов, как: вязкость продукта в трубе, режима течения, состояния внутренней поверхности трубы, наличия инородных скоплений и т. д.

Составляющие гидравлического сопротивления делят на два класса:

  1. постоянные, зависящие от геометрических параметров трубопровода и свойств перекачиваемого продукта;
  2. изменяющиеся со временем, например, сопротивление, вносимое изменяющейся шероховатостью стенок при коррозии и образованием отложений.

В первом случае снижение энергозатрат может быть достигнуто за счет точного расчета важнейших параметров трубопровода с помощью специальных программ. Так, одна программа определяет оптимальные диаметры и характеристики насосов с учетом затрат на трубы, арматуру, опоры, теплоизоляцию, амортизацию и ремонт. Для чего же необходимо рассчитывать эти параметры? Такие расчеты точно определяют гидравлическое сопротивление трубопроводов, обвязок насосов, компрессоров и аппаратов. Так же определяются их взаимное влияние друг на друга, местные сопротивления, зависимость от расстановки аппаратов и трасс трубопроводов. Например, было выявлено, что установка диафрагмы в нагнетательном трубопроводе поршневого компрессора снижает его гидравлическое сопротивление за счет гашения пульсации потока.

Значительно количество энергии можно экономить на перекачке, это достигается тщательным выбором насосов, их напора и производительности. Обычно насосы выбирают с запасом по названным параметрам. Поэтому при эксплуатации прибегают к дросселированию давления, что повышает расход энергии на привод насоса. Так же снижению расхода энергии на перекачку нефтепродуктов способствует создание благоприятной гидравлической обстановки в трубе — устранение вибраций и пульсаций. Это достигается путем изменения конфигурации трубопровода, крепления его подвижными и неподвижными опорами, применения гасящих емкостей, оптимизации диаметров трубопроводов и т. д.

Другая программа дает возможность выбрать материал теплоизоляции, рассчитать ее толщину, объем и поверхность.

Эффективным способом снижения затрат энергии при перекачке нефтепродуктов является сокращение сопротивления регулирующих клапанов. Считается, что оно составляет до 30 % сопротивления трубопровода. Уменьшение сопротивление клапанов достигается делением потока нефтепродукта на две части, одна из которых проходит через регулируемые зазоры между седлами и плунжером. Другая часть потока проходит через перепускное отверстие в сменной втулке.

Еще один способ снижения гидравлического сопротивления заключается в применении химических реагентов. Для увеличения пропускной способности технологического участка трубопровода традиционно используются противотурбулентные присадки (далее ПТП).

Они представляют собой полимеры линейной структуры с высокой молекулярной массой. Принцип работы присадок заключается в том, что длинные нитевидные молекулы располагаются вдоль движения молекул жидкости и сглаживают пульсации давления. Реальные данные применения ПТП на трубопроводах показывают экономию электроэнергии в размере от 40 % до 50 %.

Чтобы использование противотурбулентных присадок приводило к экономии, необходимо знать допустимую цену ее покупки. Расчеты для ПТП показали, что ее допустимая цена (при сохранении положительной рентабельности) может достигать существующих рыночных цен на ПТП. На рис. 1 показан оценочный диапазон допустимой стоимости противотурбулентных присадок в зависимости от диаметра трубопровода.

Рис. 1. Допустимая цена на ПТП в зависимости от диаметра трубопровода

Максимально допустимая цена (на рис. 1 обозначена черной линией) достигается при оптимальном сочетании параметров: максимальное использование пропускной способности трубопровода; высокая эффективность ПТП при малых концентрациях; большие расстояния между нефтеперекачивающими станциями при малых разностях высот. Нижняя граница ценового диапазона (на рис. 1 обозначена красной линией) рассчитывается при одновременном типовом отклонении параметров от оптимальных. Расчет применения ПТП (при 45 % эффективности присадки) показал экономическую выгоду на реальном участке нефтепровода Ухта-Ярославль в размере 27 миллионов рублей в год.

Во втором случае — оптимизацией графика пропуска очистных устройств.

Таким образом, описанные способы позволяют предприятиям по транспортированию нефти и нефтепродуктов уменьшить как энергетические, так и финансовые затраты.

Основные термины (генерируются автоматически): гидравлическое сопротивление, допустимая цена, гидравлическое сопротивление трубопровода, диаметр трубопровода, перекачка нефтепродуктов, транспортирование нефти.


Задать вопрос