Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. В условиях развития дошкольного образования педагогу необходимо осознавать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка.
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса. Мы считаем, что работа с родителями –это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Для того, чтобы родители стали активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности: заинтересовать, помочь понять, что участие в данном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.
Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат и не вызовет должного интереса. Учитывая наши исследования, мы выстраиваем взаимодействие с родителями таким образом, чтобы оно приносило положительные результаты, именно тогда ребенку будет полезно, интересно и комфортно пребывать в дошкольном учреждении, что благоприятно скажется на развитие детей в целом.
Для этого мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с родителями:
1) Доброжелательный и доверительный стиль общения.
2) Индивидуальный подход к каждой семье
3) Сотрудничество, а не наставничество.
4) Серьёзная подготовка к родительским встречам разной формы
5) Динамичность
Тем самым мы решаем следующие задачи: — повышаем правовую и педагогическую культуру и компетенции родителей; — изучаем и обобщаем лучший опыт семейного воспитания; — вовлекаем родителей в образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
В нашем учреждении мы внедряем новые формы взаимодействия с семьями воспитанников: совместные и семейные проекты различной направленности, родительские клубы «Художественный салон», «Заботливый родитель», опосредованное интернет общение (создание интернет — пространства групп), родительские встречи выходного дня, мастер — классы, ИКТ (презентации, видеоролики). Мы с успехом используем различные презентации, где знакомим родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, транслируем непосредственно — образовательную и проектную деятельность в детском саду. Подобная форма работы с родителями привносит в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, донесенная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается.
Рис. 1. Показ презентации «Вот и стали мы на год взрослее»
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьёй мы считаем «Мастер-классы для родителей». Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр.
Нами были проведены следующие мастер — классы: «Куклы обереги» в рамках проведения «Ладной недели», «Шкатулка для украшений», «Шары из ниток», «Тряпичные бусы» и др. Делая шары из ниток каждый смог почувствовать себя настоящим художником-декоратором, создающим эксклюзивные вещи. Ведь нитки могут пригодиться не только для шитья, вышивания, штопки или вязания, из них могут получиться оригинальные украшения.
Рис. 2. Мастер-класс «Шары из ниток»
Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества взрослых и детей способствует организация совместных детско-родительских проектов. Организатором является ребёнок, родители только помогают ему. Начиная работать над проектом, мы знакомим родителей с его целями и задачами, их совместной деятельностью. Они с радостью создают тематические альбомы, творят и мастерят с детьми подделки, участвуют в различных состязаниях. Данная форма помогает пополнить и предметно — развивающую среду. Например, продуктом многих проектов, таких как «Мой домашний любимец», «Русские народные сказки», «Удивительный мир часов» стали мини — музеи.
Мы организовали экскурсии выходного дня в МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» «Картинная галерея», которые направлены на всестороннее развитие ребёнка и формирование способностей, понимания художественного образа через знакомства с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Занятия проводятся для детей от 4 до7 лет один раз в месяц. Темы занятий интересны, разнообразны, подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На одном из занятий «Образы, рождённые музыкой» под звуки музыки Сен-Санса, Берлиоза, Мусоргского ребята научились «слушать» картины. Ассоциации легли на бумагу и получились очень интересные работы. Дети с удовольствием посещают занятия и с нетерпением ждут новых встреч. Данная форма, во-первых, актуализирует воспитательный потенциал семьи, во-вторых, родители и дети получают опыт радостного, интересного события.
Рис. 3. Занятие «Образы, рождённые музыкой» в МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» «Картинная галерея»
Организация взаимодействия с семьёй-работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада не возникает сразу. Это долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Главное желание всех участников данного процесса.
Мы считаем, что детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Литература:
- Программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования на 2015–2020 г.
- Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 72с.
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007 год.