Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 02.02.2018

Статья просмотрена: 4229 раз

Библиографическое описание:

Копица, Н. В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Копица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48021/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития): неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. Ребенку с таким диагнозом требуется помощь логопеда, дефектолога психолога. Ученые и педагоги сходятся во мнении, что образовательная деятельность в группе детей с ТНР должна стоится с учетом индивидуальных особенностей детей и рекомендаций учителя-логопеда.

В статье Е. Ф. Архиповой представлены рекомендации по построению образовательной траектории для детей с диагнозом ТНР, особое внимание педагог уделяет методики организации занятий с этой категорией детей [1]. Рабочая образовательная программа должна строиться на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищевой [3].

Педагоги обращают внимание на организацию системной работы с дошкольниками и школьниками с диагнозом ТНР. Так, в работе А. Н. Блягоз описана роль логопункта, задачами которого являются преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей [2].

Сотрудничество воспитателя и логопеда и родителей, с одной стороны — устраняет нарушенные речевые функции, а с другой — развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Дети с ТНР испытывают трудности в коммуникации, поэтому важно грамотно организовать образовательную деятельность. Данная статья посвящена описанию эффективных упражнений при организации образовательной деятельности по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.

Математика в умственном развитии детей имеет огромное значение. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Дети начинают лучше планировать свою деятельность, последовательнее и точнее излагают мысли. Но обучение математике детей дошкольного возраста будет не эффективно без использования игр. На занятиях по математике можно использовать дидактическую игру «Математический пазл», которая помогает закрепить порядковый счет. Воспитанник складывает картинку и попутно закрепляет порядковый счет.

Еще одним эффективным упражнением, которое развивает пространственную координацию, закрепляет представление о геометрических фигурах, развивает внимание и память ребенка, учит работать по схеме, является упражнение с палочками. Ребенку предлагается сложить рисунок из палочек сначала по схеме, а потом придумать самому.

Для закрепления порядкового счета можно использовать стихотворения А.Усачева «Числа выстроились в ряд» и «Сова». Повторение заученного стихотворения нужно сочетать с работой на числовой прямой. Ребенок проговаривает строчку и показывает соответствующую цифру. Этот прием помогает детям легко восстановить в памяти визуальный образ цифры.

При объяснении задания необходимо избегать многословия и дополнительных комментариев, поскольку это затруднит понимание сути. Речь должна быть простая, четкая и понятная. Не нужно использовать достаточно богатый репертуар заданий, поскольку постоянное переключение с одной учебной задачи на другую может утомить ребенка.

Нужно соблюдать охранительный режим и включать в занятие физминутки и упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Для этого необходимо делать массаж, используя шарики су-джок, кольца и карандаши. Для достижения положительных предметных результатов по математике в группе ТНР необходимо осуществлять любые виды работ на основе практических действий и постоянной систематической работы по коррекции речевых нарушений. Например, при счете предметов рекомендуется называть не только число, но и сам предмет: одна конфета, две конфеты. Таким образом, отрабатывается навык согласования существительного с числительным. Формирование счетных операций осуществляется поэтапно: предметные действия с конкретными предметами с помощью воспитателя, потом самостоятельные действия с опорой на наглядность и громкую речь, потом выполнение математических действий в речевом плане. Полезным упражнением для детей с ТНР является составление задачи с опорой на картинку. При выполнении этого упражнения очень важно, чтобы ребенок четко и правильно сформулировал условие задачи, поставил вопрос и ответил на него.

На занятиях важно также уделять внимание формированию умения ориентироваться на плоскости. Для развития этого важного навыка можно играть с детьми в следующие игры: «Назови соседей». Для детей выстраивается ряд предметов, и ребенок должен назвать соседей того или иного предмета. «Кто где находится». Воспитатель просит найти тот или иной предмет и сказать, где он расположен на листе бумаги.

Игровые упражнения помогают детям лучше усвоить материал и расширить словарный запас, поэтому на познавательном занятии большую часть занимают игровые технологии. Например, дидактическая игра «Найди и опиши». При организации этой игры нужно обязательно следить за речью, дополнять однословные ответы ребенка, просить повторить полное предложение. Очень популярна в нашей группе игра «Добль», направленная на развитие быстроты реакции и внимания. В ходе игры дети сравнивают две карточки с предметами и называют одинаковые. Победил тот, кто собрал больше всего карточек. Еще одна логическая игра «Барабашка», направленная на развитие логики, цветового восприятия и представления о форме предмета. Ребенок играет с двумя типами карт — карты на совпадение и карты на несовпадения. Переключение с одной игровой ситуации на другую способствует тренировки мобильности мозга.

Для того чтобы навык у детей сформировался, необходимо регулярно играть в игры, а также просить детей объяснить свои игровые действия, то есть игра должна провоцировать ребенка говорить. Достаточно часто применяется игра «Подбери по смыслу». После того, как ребенок сложил дорожку из карточек, воспитатель произносит начало предложения и просит ребенка закончить.

Большую роль в формировании связной речи играют сами занятия по развитию речи. На этих занятиях используются артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить и натренировать мышцы, скороговорки и чистоговорки, направленные на закрепление артикуляции поставленного звука, а также игры по развитию речи.

  1. Упражнение на развитие дикции. Чистоговорки. Это упражнения необходимо выполнять в движении. Именно сочетая речь и движение, дети учатся контролировать себя. Например: Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. // Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. //Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Поработав с готовыми образцам, дети могут сами включится в процесс сочинения чистоговорок. Педагог задает ритм и называет слог, к которому подбирается походящая стихотворная строчка. Например: су-су- В дом я сало принесу, со-со-со На дороге колесо. Это развивает чувство ритма, дикцию и обогащает речь ребенка.

Упражнение на внимание. Игра проводится в кругу. Дети по очереди передают друг другу слово, добавляя к нему еще одно по принципу ассоциативной связи. Например: дом, мама, папа, комната и. т.д. Упражнение способствует расширению словарного запаса, памяти, внимания и развивает чувство партнера.

Еще одно упражнение на внимание «Давайте познакомимся». Ребенок называет свое имя и сопровождает красивым жестом, а его сосед должен повторить имя и жест и сам представиться. Еще один вариант этой игры — детям раздаются карточки с фруктами или овощами. Сначала каждый называет предмет, изображенный на карточке, а потому по кругу каждый ребенок составляет предложение со словом на карточке у соседа. Например, у Саши апельсин и т. д.

Упражнение на развитие эмоциональной сферы. Наша речь сопряжена с эмоциями, ребенок может запомнить слово или фразу, только эмоционально пережив и прочувствовав ее. Ведущие психологи и специалисты по нейролингвистики сейчас всерьез говорят о развитии эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

На занятиях детям предлагается рассказать стихотворение, меняя эмоциональную тональность. Таким образом, ребенок начинает осознавать роль эмоций, учится выражать свое эмоциональное состояние через слово. Например, стихотворение «Наша Таня громко плачет». Для этого упражнения можно выбирать маленькие по объему стихи, хорошо знакомые детям.

Нельзя обойти вниманием организацию театральной деятельности в группе ТНР. Театральная деятельность — эта самая плодотворная площадка для развития речи ребенка, обогащения словарного запаса, знакомства с многообразием интонационных конструкций и возможностями выражения эмоций в речи.

В нашей группе мы подготовили театральную композицию на основе стихотворного текста на примере произведения К.Чуковского «Муха-Цокатуха». Для театральной постановки по произведению педагог выбирает небольшой отрывок, с которым знакомит всех детей. Сначала текст произведения разучивается и дополняется жестами. Для небольшого отрывка можно подобрать интересное вступление. Например, жест, иллюстрирующий полет насекомого и его озвучивание. Такое вступление будет вводить зрителя в разыгрываемую детьми сказку. Слова можно произносить хором и соло, при этом важно добиваться от детей правильного и красивого произношения реплики. При разыгрывании небольшого отрывка можно использовать прием передачи ключевого слова во фразе по цепочке, что даст возможность поучаствовать в постановке всем ребятам.

Таким образом, создав театральную партитуру стихотворного текста, можно организовать эту деятельность в группе, превратив знакомство с произведением К.Чуковского в интересную игру.

Занятия, построенные на игровых технологиях, помогают развивать память, внимание, ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Кроме того, они способствуют совершенствованию речевых навыков, что актуально для детей с ТНР.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // https://cyberleninka.ru/article/v/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo
  2. Блягоз А. Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи //https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-razvitiya-rechi-uchaschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
  3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. — СПб., 2016, 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, внимание, игра, небольшой отрывок, образовательная деятельность, порядковый счет, дидактическая игра, словарный запас, стихотворный текст.


Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс

Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс

Задать вопрос