Секс — один из мощнейших факторов привлечения внимания аудитории. В данной статье рассматривается применение данного маркетингового хода в политических кампаниях, а также современные тенденции его воздействия на широкие массы.
Ключевые слова: секс, политика, предвыборная кампания, сексизм, харрасмент.
Уолтер Липпман в одной из глав своего труда «Общественное мнение» рассматривает факторы привлечения внимания. Наиболее эффективными он считает два: первый — борьба (физическое насилие) и второй — секс. Липпман пишет: «Существует две формы вовлечения в такое активное сопереживание. Эти формы превосходят все другие — как по степени легкости, с которой люди им предаются, так и по тому, с какой готовностью для них отыскиваются стимулы. Это сексуальные переживания и драки. И обе эти формы столь тесно связаны друг с другом, что драка на почве секса по своей притягательности для аудитории намного превосходит любую другую тему, мотивом не знает культурных границ». [1]
Действует этот принцип и по сегодняшний день. Так, например, в связи с грядущими выборами в РФ, ноябрьском номере журнала MAXIM вышла статья, призывающая молодежь отдать свой голос. Подобное мало бы кого удивило, будь то бизнес-издание, региональная или партийная газета. Однако, в случае с MAXIM данный «политический» жест вызвал немало дискуссий, а виной тому полуобнаженные девушки, выступающие в качестве агитаторов.
Черный пиар, как известно, тоже пиар, поэтому нередко в СМИ появляются новости, связанные с секс-скандалами политиков. Так, похождения Билла Клинтона стали достоянием всей мировой общественности. Накануне президентской кампании его советники решились на пикантную пиар-кампанию, запустив сплетню, что во время губернаторства Клинтон сожительствовал с шестью женщинами. Впрочем, подобного рода «шалости» предрекли и конец его карьеры как политика: скандал с Моникой Левински привел в итоге к импичменту. [2]
В рамках рассмотрения данной темы интересны исследования Петра Люкимсона и Марка Котлярского, которые они приводят в своей книге «Тайны еврейского секса». Авторы утверждают, что в Израиле нередко само членство в той или иной партии означает готовность к интимной близости с политическими соратниками [3]. Впрочем, следует отметить, что данное явление характерно не только для этой страны. Подобные случаи были и в США (вышеописанный случай с Моникой Левински), Украине, Италии.
Недавний скандал с голливудским продюсером Харви Вайнштейном, который в итоге принял характер харрасмента (домогательство, причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица). К сегодняшнему дню многие деятели искусства уже получили обвинения в домогательствах, следовательно, появление политиков в качестве обвиняемых исключительно дело времени.
Прецеденты уже хорошо известны. Во Франции случился очередной скандал по поводу сексуальных домогательств на рабочем месте. Элен Дебост, член французских “зеленых” и вице-мэр города Ле-Ман, подала иск в отношении однопартийца, а позднее вице-спикера Национальной ассамблеи Дени Бопена. [4] Политик своей вины не признал, однако в скором времени покинул свой пост. Помимо этого, во время разбирательств выяснилось, что претензии к Бопену имеют еще тринадцать женщин.
Сегодня в Соединенных Штатах Америки огромное количество внимания уделяется работе двух организаций — «Me Too» и «Time’s Up». Их деятельность посвящена работе с жертвами домогательств, которых призывают активно рассказывать о своей проблеме миру. Социальный протест активно поддержали зарубежные звезды, которые не только рассказали о собственном опыте, но и устроили своеобразный флэш-моб в поддержку и пришли на церемонию «Золотой Глобус» в траурных черных платьях. На сегодняшний день социальная сеть Instagram насчитывает более восьми сотен тысяч записей с хэштегом #metoo.
Как и любое другое крупное социальное движение, «Me Too» и «Time’s Up» начинают оказывать влияние на политическую жизнь в стране. Сексизм далеко не редкость для США, а в нынешнем свете оно предстает в качестве одной из главных социальных проблем. Естественно, что одна из причин его разросшегося влияния — стремление отвлечь граждан от более важных и острых проблем, но, с другой стороны, возможно, это попытка изменить расстановку политических сил в Америке. Учитывая, что нынешнего президента США Дональда Трампа нередко обвиняют в сексизме, а также предписывают ему участие в секс-скандалах, то возможно харрасмент станет одной из причин, по которой ему, вероятно, могут выдвинуть импичмент.
Впрочем, использование сексуальных мотивов в политических кампаниях все же применяется. Так, ряд знаменитостей из США устроили флэш-моб в поддержку Хиллари Клинтон. Певицы Кэти Перри и Мадонна опубликовали свои обнаженные фотографии с призывом голосовать за кандидата от Демократической партии. В менее провокационной форме задействовать секс в предвыборной кампании попыталась партия КПРФ, используя лозунг: «Сила возбуждает».
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что секс — прекрасный маркетинговый ход, способный привлечь внимание абсолютно ко всему: от бутылки с водой до крупной политической кампании.
Литература:
- Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение, 2004. — 384 с.
- Политика и секс: 5 самых горячих скандалов // WDay. URL: http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/seks/politika-iseks-5samyx-goryachix-skandalov/4/ (дата обращения: 28.01.2018).
- Люкимсон П. Е., Котлярский М.. Тайны еврейского секса. — М.: Феникс, 2008. — 496 с.
- Французские политики становятся жертвами харрасмента // Евроньюс. URL: http://ru.euronews.com/2016/07/29/sexual-harassment-at-work-breaking-the-silence (дата обращения: 28.01.2018).