Regional marketing is one of the most attractive areas of research. Is a system of attracting in the region new economic agents, Regional marketing can be viewed as an element of local economic policy, which is the external image of the region and investment attractiveness. On the other hand, regional marketing can be considered as economic policy of the region that includes all of his previous destinations and include elements and characteristics of the market as the creation of advertising and image of the territory, both inside and outside.
Keywords: regional marketing, investment, strategy, competitiveness, targeted measures, management decisions
Расширение экономической независимости региональных систем, усиление конкуренции между регионами и их стремление к самоутверждению выявило необходимость пересмотра группировки регионов в национальной экономике, а также механизмов организации территориального управления. В установленных условиях поменялись и принципы формирования экономических связей и отношений между регионами. Потенциалы регионов различны, но проблемы, препятствующие их эффективному социально-экономическому развитию, носят общий характер.
К ним относятся неравномерная инвестиционная привлекательность территорий и конкурентоспособность производителей, отсутствие эффективной коммуникации и четкого механизма взаимодействия различных отраслей, нестабильность рыночной ситуации и неравномерная покупательная способность населения. Принципы рыночной экономики направлены на организацию стимулирования регионов к разработке концепций стратегических ориентаций, направленных на повышения их конкурентоспособности и интеграции в систему рыночных отношений на разных уровнях с учетом национальных интересов. В целях достижения конкурентных преимуществ, увеличивается роль маркетинга, как основы устойчивого социально-экономического роста региона, а также в развитии привлекательности имиджа региона. Все это требует маркетингового подхода к управлению территориями, разработки эффективной маркетинговой стратегии, работающей на их развитие.
Каждый регион в разработке стратегии должен использовать свой потенциал, определять свои исторические особенности, ресурсные возможности, финансовые ресурсы развития и специализации, а также интересы людей и организаций региона. Региональный маркетинг должен стать механизмом повышения конкурентоспособности региона, определить его основные компетенции со специализацией на территориальном уровне разделения труда.
В настоящее время региональный маркетинг становится одним из наиболее привлекательных направлений теоретических и прикладных исследований, а также механизмом совершенствования. Особого внимания заслуживает конкурентоспособность региона.
Теоретические и практические аспекты формирования и развития регионального маркетинга освещены в научных трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако многие методологические проблемы в теории и практике формирования и развития регионального маркетинга требует углубленного изучения.
В сущности, региональный маркетинг представляет собой систему привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих развитию региона, отличительной особенностью является то, что региональный маркетинг не проецируется на микроуровень (предприятий и фирм), а направлен прямо на мезоуровень (область, край). Фактически региональный маркетинг представляет собой совокупность теории и практики принятия управленческих решений в отношении формирования стратегии развития рыночных продуктов на основе исследований экономических интересов потребителей региона и его территории.
Региональный маркетинг, с одной стороны, можно рассматривать как элемент местной экономической политики, в ходе которой формируется внешний имидж региона, а так же инвестиционная привлекательность; социально-экономическое развитие региона как делового и торгового центра; реклама производств, торговли, культурных организаций, а также решение транспортных проблем, улучшение жизни людей в регионе через целевые меры.
С другой стороны, региональный маркетинг можно рассматривать как экономическую политику региона, включающую в себя все его предыдущее направления и дополненные такими элементами и характеристиками рынка, как создание рекламы и имиджа территории, как внутри, так и снаружи; последовательная ориентация на интересы конкретных групп и видов деятельности, участвующих в нем; решения экологических и социальных вопросов; взаимодействия государственного и частного бизнеса; инструмент межрегионального взаимодействия.
Региональный маркетинг выявляет и частично определяет уникальные свойства региона, которые могут быть полезными для “потребителей”. Связывание общих ресурсов региона с требованиями и возможностями рынка, разработка маркетинговой стратегии и индикативное планирование региональной динамики с использованием инструмента регионального маркетинга часто называют основным направлением устойчивого роста и саморазвития области. На таком подходе должно быть основано формирование региональной и межрегиональной интеграции программ развития.
Литература:
1. Andrea C.Bianculli. Regional Organizations and Social Policy in Europe and Latin America/ Andrea C. Bianculli, Andrea Ribeiro Hoffmann. — Palgrave Macmillan UK, 2016 –p.317.
2. Кривошей, В. А. Государственной регулирование социально-экономической дифференциации качества жизни населения в регионах. Концепции, механизм, методика./ В. А. Кривошей. — М.: ИД «Экономическая газета», ИТКОР, 2012.-196с.
3. Рукина, И.М., Региональная экономика и управление: Учебное пособие/ И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. — М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2014. — 250с.
4. Фетисов, Г.Г., Региональная экономика и управление: Учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. — М.: Инфра-М, 2013. — 416с.
5. Хмелева, Г.А., Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие/ Г. А. Хмелева, В. К. Семенычев. — М.: Издательство Инфра-М, 2015.- 224с.