Образование — это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год
Метапредметный подход в образовании разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Урок химии закончен… ученик идёт в другой кабинет, каким образом там, дальше будет проходить развитие его мышления, воображения, способности его самоопределения? Как правило, учителя имеют об этом слабое представление, не задумываются об этом.
Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями — так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?
Очень часто, углубляясь в свой предмет, понимаю, что нужны дополнительные знания по физике, математике, географии, экологии. Очень часто можно встретить такую позицию- главное — хорошо знать свою область предметного знания и поменьше вникать в другую. Особенно огромная пропасть, как мне кажется в этом вопросе между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами.
Учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены.
Почему, скажем, молекулярную физику начинают изучать в 10 классе, а по химии основные понятия по данной теме вводят в 8классе, даже одну и ту же величину (количество вещества) обозначают разными буквами, почему нет единых требований? Все это не только вызывает вопросы, но ещё больше путает наших детей.
Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы.
Для этого в своей работе использую следующих средств аи формы обучения:
– Метакурсы (элективные, по выбору и т. д.),
– Метапредметный урок
– Метапредметные задания
– Межпредметные проблемные ситуации
– Межпредметные проекты
Мониторинг востребованности общеобразовательных предметов показывает разброс выбора направления будущей деятельности среди учащихся. На протяжении многих лет МБОУ «Судогодская СОШ№ 2» реализует программы профильного и предпрофильного обучения.
По данным департамента здравоохранения Владимирской области, в регионе не хватает врачей, медицинских сестёр, фельдшеров. В связи с этим наша школа работает в условиях опытно-экспериментальной деятельности по теме «Метапредметный подход в УВП, как важнейшее средство достижения нового качества образования» что является одной из ведущих тенденций современного образования.
Учащимся 9-х классов предложен метапредметный элективный курс.
Отбор содержания курса, выбор тем был определён социальным заказом с одной стороны и повышением интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Материалы данного курса соответствует целям и задачам предпрофильного и метапредметного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективный курс по химии ориентирован на учащихся 14–15 лет, развивает интерес к предмету, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихся, формирует понятие о здоровье и здоровом образе жизни, факторах, определяющих здоровье — продукты питания, качество среды обитания, лекарства и их действии на организм, правильное их употреблении, а также способствует сознательному выбору физико-химического профиля. Встречи с интересными людьми, позволяют заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность и мотивацию к изучению предмета химии.
Условия кабинета химии соответствуют современным требованиям — есть интерактивная доска, ноутбук, документ камера, проектор, что позволяет реализовывать программу элективного курса.
Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
Системность-взаимопроникновение урочной и внеурочной деятельности;
Объективность — внешняя оценка и самооценка;
Научность — в отборе содержания;
Доступность — использование имеющихся ресурсов;
Реалистичность — нацеливание на конкретные результаты;
Практическая направленность и значимость-использование практикоориентированных технологий.
Элективный курс «Медицинская химия»
рассчитан на 17 часов, продолжительность одного занятия 40 минут.
Формы и методы работы, которые предполагает данный курс — лекции, беседы, практические работы, тестирование.
Программой предусмотрено проведение демонстрационные эксперименты, работа с интерактивной доской. Рабочая программа составлена на основе методического руководства «Элективные курсы. Химия для 8–9 классов» (Автор: А. А. Юрина, издательство «Дрофа», 2006г.)
Перспективность элективного курса
Элективный курс способствует формированию уверенных пользовательских навыков при использовании простейших лекарственных препаратов, ориентирован на профессиональную деятельность в условиях информатизации общества. Способствует совершенствованию познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся, развивает познавательный интерес к профессиям химико-биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся.
В дальнейшей реализации курса, большое значение планируется уделить профессиональным пробам учащихся, чтобы ребята приняли непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии, что будет являться важнейшим этапом профессионального самоопределении. Планируются экскурсии в химическую лабораторию и цех ОАО Судогодский молочный завод, ОАО «Этиол», городская аптека. Ведь только имея широкое представление о профессиях и реально попробовав себя в ней, школьник сможет сделать свой выбор.
Цель курса: создание целостного представления взаимодействия химии, биологии, математики, экологии, значение и практическое применение знаний в жизни, содействие в профессиональном выборе учащихся.
Задачи курса:
– способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
– создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
– познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
– активизировать познавательную деятельность школьников
– повысить информационную и коммуникативную компетентность.
Требования крезультатам обучения
По прохождению элективного курса «Медицинская химия» учащиеся должны:
знать формы лекарственных препаратов, их применение в домашних условиях, влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, правила пользования в домашних условиях иодной настойкой, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, правила техники безопасности при обращении с данными веществами; иметь представление о вреде этанола для организма человека, знать признаки отравления спиртом, как и в каких случаях, применять активированный уголь и его дозы.
уметь объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах; использовать лекарственные вещества в домашних условиях; как остановить капиллярное кровотечение, чем и как обработать рану; правильно использовать лекарственные препараты, используя инструкции по применению; производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации,
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.
Иметь ясное представление о профессиях, связанных с химией.
определиться спрофилем дальнейшего образования.
Содержание программы
Введение (4 часа)
Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, химиотерапии.
Основоположники медицинской химии. Профессии: химик, фармацевт, лаборант, медсестра, врач. Лекарственные вещества и их классификация. Сырьё для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы существования лекарственных препаратов: Таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки — формы существования лекарственных препаратов. Инструкции по применению часто используемых человеком препаратов. Встреча с фармацевтом городской аптеки.
Прохождение данного раздела программы развивает: познавательные, коммуникативные, личностные, универсальные действия.
Тема 1. Лекарства из домашней аптечки (5 часов)
Перманганат калия. Пероксид водорода, иод. История открытия. Физические свойства. Применение растворов в быту, в медицине. Правила хранения. Окислительно-восстановительные реакции с участием перманганата калия и пероксида водорода -H2O2.Практическая работа № 1. Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества в нём.
Лабораторные опыты. Разложение пероксида водорода. Н2О2 — окислитель, восстановитель. Растворение иода в воде, в спирте. Распознавание иодидов. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углем. Прохождение данного раздела программы развивает: познавательные, регулятивные универсальные действия.
Тема 2. Органические вещества (8 часов)
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Спирты — свойства, применение. Спирты в жизни человека — польза и вред. Этанол — профилактика алкогольной зависимости, токсичность. Первая помощь при отравлении. Органические вещества в ОВР. Встреча со студентами медицинских ВУЗов. Итоговое тестирование.
Прохождение данного раздела программы развивает: познавательные, коммуникативные, личностные универсальные действия.
На протяжении всей работы элективного курса число учащихся, желающих посещать такие занятия, увеличивалось. Интерес учеников к содержанию курса увеличивался постепенно. Результат работы — более 80 % учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы. Основным мотивом такого выбора стала видимая прикладная значимость изучения химии, ее связь с жизнью. Некоторые учащиеся 9 классов с уверенностью говорят сегодня о том, что химия пригодится им на вступительных экзаменах в вуз и в дальнейшем они хотят связать свою жизнь с областью химических знаний. На сегодняшний день 20 учащихся 9-х классов посещают курс.
Интересы учащихся разные, они меняются, да и не все из них в будущем выберут профессии, связанные с химией. Но можно сказать, что содержание элективного курса соответствует поставленным целям и задачам — ребята выбирают химию в качестве профильного предмета на старшей ступени обучения.
Таким образом, начиная работу вшколах по реализации метапредметности, необходимо:
– осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя — изменить свою роль, стать мотиватором, учить детей «учиться».
– четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты — это развитие, это продолжение, поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
– тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
Конечно, в реальном учебном процессе именно педагоги определяют выбор содержания и способы обучения, поэтому предложенные рекомендации, это всего лишь схема, модель по достижению метапредметных результатов.
Литература:
- Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
- О. С. Габриелян Химия (8 класс, Линия инновационных интерактивных учебно-методических комплексов «Навигатор» по химии для 8–9 классов).
- Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д. Н. Трифонова. М.: Педагогика, Пресс, 1999;
- Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия — в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. Сост. Н. И. Габрусева, С. В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: дрофа, 2001;
- Кузнецова Н. Е. К изучению эколого-химического материала. Химия в школе, 2004, № 5;
- Шуляковский Г. М. Всё о пище с точки зрения химика Химия в школе, 2011, № 3;
- Назаренко В. М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. Химии в школе, 2005, № 5
- Скуднова Л. Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 12, 15, 19;
- Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2007;
- Савина. Л. А. Я познаю мир. М»., ИздательсвоАСТ»,2002.
- Энциклопедия для детей. Т. 17. М. Аванта, 2005.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdc7c009–0534–7300-f45c-6322687fc743/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aeed24ed-bc30-ea3a-a92b-193017547df2/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/32bf0bfc-40fa-3878–6d92–593fd826df31/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23f51b3d-0639–4645–48e0–95d6ff05438a/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0d732e9–0eff-d20c-5839-e022a619ffd3/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00fce0c1–7bc5-f654-ebed-e5ed0d2c3ef2/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2d27777–5bfd-693c-ba9d-58449cf690f9/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc0f6732–1f31–266c-651c-183d13571da0/index.htm
- www.bio.1 september.ru — газета «Биология» — приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru — научные новости биологии www.edios.ru — Эйдос — центр дистанционного образования www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://school-collection.edu.ru/
- https://multiurok.ru/files/eliektivnyi-kurs-9-klass-formirovaniie-mietapriedm.html