Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям — интересно учить, а администрации — интересно управлять этим процессом. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное — найти общее дело, которым может стать научная работа.
Вовлечение высокомотивированных учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность (в том числе и с использованием факультативных занятий) — насущная потребность времени. Этому во многом способствует появление в школах научных обществ учащихся (НОУ).
В СШ № 11 научное общество учащихся «Прометей» функционирует с 2007 года. В 2012/2013 учебном году оно объединяет 42 учащихся 4–11 классов и 17 педагогов. НОУ «Прометей» занимает важное место как в административной структуре управления школой, так и в органах ученического самоуправления.
Цели НОУ «Прометей» включают:
‒ развитие творческих способностей учащихся;
‒ формирование аналитического и критического мышления;
‒ содействие в профессиональной ориентации;
‒ самоутверждение благодаря достижению подставленной цели.
Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:
I- подготовительный (4–6 классы);
II- развивающий (7–8 классы);
III- собственно исследовательский (9–11 классы).
Первый, подготовительный этап, предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, обучение их работе с учебными пособиями и справочным материалом. Педагоги и старшеклассники помогают им грамотно формулировать цель, различать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, формулировать выводы.
Второй, развивающий этап, предполагает совершенствование перечисленных навыков. Учащиеся 7–8 классов выступают ассистентами при проведении опытов, помогают производить подсчёты, оформляют приложения к исследовательским работам и т. д. Со второго этапа учащиеся СШ № 11 принимают участие в научно-практических конференциях: ежегодной школьной «Друзья Прометея», а также в открытых районных (в Слониме, Мостах, Волковыске, Лиде).
Третий, собственно исследовательский этап, является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности. Учащиеся III ступени принимают участие в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», областной — «Хрустальная Альфа», при Гродненском государственном университете имени Я. Купалы — «От Альфа к Омеге».
Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности, к которым относятся:
‒ соблюдение принципа добровольности;
‒ максимальная самостоятельность ученика в исследовании;
‒ осознание школьниками полезности выполняемой ими работы;
‒ компетентное руководство педагога ученической работой;
Работа школьного научного общества, как правило, открывается в начале учебного года. На общем установочном собрании учащихся происходит формирование предметных секций и составляется план работы на предстоящий год. Когда собрана команда единомышленников, можно переходить к непосредственной организации исследовательской деятельности учащихся, которая включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Выбор направления исследования
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования. При ее определении необходимо учитывать следующие критерии:
- соответствие интересам учащегося-исследователя;
- актуальность темы, недостаточность её изученности;
- практическую ценность;
- реальную выполнимость;
Этап 2. Постановка задачи
После формулировки рабочего названия темы учащийся переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы: конкретизируется состояние проблемы, формулируются задачи, методы и этапы исследования, а также делается прогноз его результатов.
Важно отметить, что цель должна вытекать из темы работы, задачи из цели, а выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Этап 3. Фиксация и предварительная обработка данных
На данном этапе работы следует обучить ребят грамотному использованию доступных материалов по выбранной проблеме, а также развивать умение выбирать значимую для исследования информацию.
На данном этапе зачастую необходима и коррекционная функция педагога, особенно при работе с начинающими исследователями.
Этап 4. Обсуждение результатов исследований, проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы представить предположения и догадки в форме гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия — не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие.
Этап 5. Оформление результатов работы
Результаты исследования оформляются в соответствии с общепринятыми нормами. Исследование должно включать в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть (из одной или нескольких глав), выводы, список использованных источников, приложения (по желанию).
Этап 6. Представление исследовательской работы.
Весьма полезным является предварительное представление исследования в рамках школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а возможность оценить и исправить определенные недостатки в выступлении. Помимо этого, выступление перед большой аудиторией важно и с психологической точки зрения — участники должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Наиболее распространенной в последнее время является модель защиты, которая основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов, а именно:
‒ актуальности и новизны исследования;
‒ описания основных научных подходов к решению проблемы;
‒ обоснования выбора методов исследования;
‒ описания основных этапов работы;
‒ предоставлением основных выводов по содержанию работы.
Защита научно-исследовательской работы также предполагает демонстрацию мультимедийной презентации и использование раздаточного материала.
Важно помнить, что только при тщательном соблюдении перечисленных условий и факторов научно-исследовательская деятельность учащихся может быть эффективной и продуктивной, а участие в научно-практических конференциях — результативным.
Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, и наш современный век не является исключением. Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.
Современный урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.
Всем этим требованиям соответствует сингапурская методика, которая основана на идеях совместного, кооперативного обучения. Кратко ее можно описать как набор тезисов и формул, которые называются структурами. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных приемов для объединения класса, команды. Во время урока задействован весь класс. В форме тренингов и игр детям дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.
Плюс этой системы в том, что учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополнять друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь.
Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу. На таком уроке нет лидера, все на равных. В сингапурской методике учитель уже не является центром урока. Он лишь направляет и организовывает деятельность учащихся.
Необходимо отметить, что данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов, которые вправе выбирать сам учитель.
Outside — Inside circle (внешний и внутренний круг). Ребята встают в два круга лицом друг к другу и отвечают на вопросы, потом делают шаг влево (внутренний круг) и шаг вправо (внешний круг), тем самым они меняют партнера по диалогу. В начальной школе можно использовать эту структуру для отработки фраз What’s your name? How old are you? Have you got …? Can you…? Данный прием может использоваться и в старшей школе при отработке определенных грамматических структур (What would you do if…?)
Round Robin (высказывание по кругу). В течение 1 минуты учащиеся готовят высказывание на определенную тему. Каждый член команды по очереди высказывается в течение 15 секунд. Другие слушают, благодарят за высказывание. Затем один из слушавших рассказывает классу полученную информацию.
Tic Tac Toe («крестики-нолики»). Учащиеся пишут на карточках 9 слов определенной тематики и выкладывают их на середину стола в 3 ряда. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя 3 слова на одной линии (по горизонтали, вертикали или диагонали). Структура позволяет эффективно организовать повторение и отработку лексики.
Take off-Touch down (встать-сесть). Структура используется при проверке задания (Stand up if the statement is true). Также структура может использоваться по принципу «верю-не верю» в качестве физминутки.
High five (поднятая рука) — структура, означающая, что учитель требует внимания. Учитель поднимает руку, учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
Stir the class («перемешай класс»). Для каждой группы дается задание, и учащиеся выполняют его в течение 3 минут. Затем подводят черту, и один человек из команды идет в другую группу, чтобы дополнить этот список. Поблагодарив всех, кто помогал, ученик возвращается в свою команду, которая обрабатывает полученный результат, а затем озвучивает его. Происходит так называемый «мозговой штурм» двух разных мыслей по одной проблеме.
Corners («углы»). В 4 угла (или на стены класса) размещается определенный материал, например, цитаты великих людей, пословицы. Учащиеся должны выбрать один из «углов», подойти, обдумать и прокомментировать свой выбор.
Обучающие структуры позволяют организовать продуктивное общение на иностранном языке, значительно повышая эффективность урока. При этом они помогают создать на занятии атмосферу эмоционального комфорта, обеспечить заинтересованность и активность каждого учащегося, развивать такие качества, как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. И это уже не просто урок, а увлекательная и захватывающая игра, заставляющая думать и творить.