Личностные качества педагога, или Как проявлять себя в различных педагогических ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Арифуллина, Г. Ш. Личностные качества педагога, или Как проявлять себя в различных педагогических ситуациях / Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48183/ (дата обращения: 19.12.2024).



Выбранная мною тема особенно актуальна в наше время. Время, когда мы должны следовать правилам, не выходить из поставленных обществом рамок. Время, когда быть учителем не так престижно, несмотря на колоссальную ответственность и труд. Так думает большинство. Но все же, есть люди, которые несмотря ни на что готовы посвятить себя детям, научить чему-то, что умеешь сам, научить учиться и, конечно же, вырастить достойного человека. Это, конечно, похвально, но, к сожалению, быть учителем по призванию дается не каждому. Возможно, некоторые из нас действительно получают удовольствие от работы педагога. Но прежде всего, учитель должен сам обладать качествами, которые хочет воспитать в своем ученике. Все мы знаем, что дети копируют модели поведения. Здесь особенно важно то, как же проявит себя любимый наставник в конфликтной ситуации, чью сторону примет, верно ли поймет действия ученика, поддержит ли в трудную минуту, сдержит ли обещание, не нарушит ли слово. Именно такие качества, как справедливость, объективность, сострадание, искренность, уважение, любовь и ласка ценятся детьми.

Работая в школе уже в течение 2 лет, я много наблюдала за своими коллегами, за их поступками и действиями. И поняла, что не все учителя знают, как вести себя в сложившихся ситуациях. Поэтому я выбрала самые распространенные случаи взаимоотношений между учителем и учеником, чтобы впредь помочь избежать нежелательных последствий и выплеска негативных эмоций, чтобы обратить внимание на особенности поведения и реакций детей.

Ситуация 1. В классе есть девочка, которая всегда готовится к предметам, но, зная материал, отказывается отвечать. Согласна на «двойку» Ей лучше получить два, чем отвечать. Что в данной ситуации делать учителю?

Действия учителя: учитель должен понимать, что является авторитетом в классе и любимчиков иметь не должен. Поэтому, несмотря на то, что девочка является отличницей, учитель должен оценить ответ ученика. Я бы в этом случае поставила в бумажный дневник оценку «2», но обязательно объяснила бы, за что отметка, и спросила ученицу, понимает ли она, за что получила данную отметку. Далее, после урока, поговорила бы с девочкой наедине, узнав причины подобного поведения, и попыталась бы вместе с ней найти пути решения проблемы или компромисс. В таком случае можно провести беседу в классе, не конкретизируя участников ситуации.

Ситуация 2. Ученица 2 «А» класса должна была выступать на концерте и петь песню, которую она разучила. В день концерта у нее заболело горло и петь она не смогла. Для учителя музыки, которая являлась организатором концерта, данная ситуация стала полной неожиданностью. Учитель заявила, что девочка безответственная эгоистка. Как вы оцениваете претензии учительницы музыки?

Я считаю, что учитель отреагировал слишком эмоционально в данной ситуации. Все мы люди и имеем право на эмоции, но не тогда, когда «виновниками» нарушенных планов являются дети. Могу сказать, что учитель явно не понимает значение терминов «эгоист» и «безответственный». Исходя из реакции учителя, можно сделать вывод, что девочка должна была выступать, несмотря на проблемы со здоровьем. Реакция учителя неприемлема. Нельзя ставить свои интересы превыше здоровья ребенка.

Ситуация 3. В раздевалке у ученика 1 класса вытащили из кармана проездной. Ученик должен был ехать домой, а денег у него не оказалось. Ребенок до вечера ждал родителей в школе. Как должен был поступить учитель в данной ситуации?

Прежде всего учитель должен помочь ребенку найти проездной билет, проверив карманы куртки, раздевалку и портфель. Можно задать наводящие вопросы ребенку, чтобы помочь вспомнить, когда он в последний раз держал в руках проездной. Далее, уточнить у охранника, не находили ли проездной. Если же проездной все еще не найден, следует позвонить родителям, оповестить их о пропаже и сообщить, что деньги на проезд одолжит учитель. Дать совет никогда не оставлять ценные вещи в карманах в раздевалке, так как школа не несет ответственности за сохранность вещей.

Ситуация 4. За одним из слабоуспевающих учеников 3 класса закрепилась репутация шута и тупицы в детском коллективе. В качестве адаптации к своим неуспехам, мальчик выбрал поведение, постоянно провоцирующее насмешки со стороны одноклассников. Что должен предпринять учитель для благополучного разрешения данной ситуации?

Прежде всего, я считаю, что в сложившейся ситуации в некоторой степени виноват учитель. Так как именно он, начиная с 1 класса, формирует мотивацию учеников к учебе, их поведение и отношение к друг другу. Именно поддержка и «подбадривание» учителя (который формирует данную модель поведения и у учащихся) способствует тому, чтобы ребенок не ожидал неудач и стремился к новым знаниям, не боясь ошибок и насмешек. Наверное, к 3 классу поздно что-то менять, но думаю, что можно как раз-таки начать хвалить отстающего ученика за малейший положительный ответ, чтобы он поверил в себя и в свои силы. Поведение исправится, пусть и не полностью.

Ситуация 5. Ребенок бегает по коридору и не слышит замечания учителя. Как в этой ситуации должен поступить педагог?

Я считаю, что нельзя ограничивать ребенка в движениях на перемене. Каждому учителю стоит доходчиво разъяснить учащимся, что бегать «сломя голову» опасно и травма опасно. Каждый ученик усердно работает на уроке, внимательно слушает учителя. И это длится 45 минут. Ребенок не встает со своего места (за некоторым исключением). Конечно же, он накопил энергию и ему необходимо ее потратить. Этим он и занимается на переменах, счастливо бегая с отсутствующим взглядом. Но все же, во избежание травм, можно остановить ребенка и напомнить о правилах безопасности, предложить поиграть в игру, потанцевать вместе с ним.

Ситуация 6. У ребенка в четверти вышла спорная отметка по предмету. Учитель говорит следующие слова ученику: «По отметкам ты на «4» («5») не дотягиваешь. Но у меня создалось впечатление, что ты хочешь «4» («5»). Если это так, то давай поставим тебе более высокую оценку, а в следующей четверти посмотрим, правы мы были или нет».

Правильно ли поступает учитель?

Я считаю, что учитель выразил свою мысль и мотив своих действий неверно. То есть, если ученик в следующей четверти, по определенным причинам, все же получит «4», то он был недостоин своей «5» в предыдущей четверти? Ребенок будет убежден в том, что он в действительности, не мог бы получить отметку «отлично». Данная постановка фразы учителя неверна. Учитель должен был сказать ученику, что у учащегося спорная оценка. Но так как я видела, как (пусть ученика зовут Вася) ты, Вася, старался в течение всей четверти, я хочу поставить тебе отметку «отлично». Надеюсь, ты будешь так же, а может даже лучше, стараться в следующей четверти. И получишь твердую «5». Я в тебя верю! У тебя все получится.

Хотелось бы верить, что каждый учитель будет задумываться о последствиях своих действий и решений, о чувствах и переживаниях учащихся; будет ставить себя на место учеников в различных ситуациях, и принимать верные решения.

Литература:

  1. В. Д. Шадриков «Проблемные педагогические ситуации» — М: — «Университетская книга», 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, ребенок, ситуация, класс, ученик, девочка, модель поведения, отметка, реакция учителя, четверть.


Похожие статьи

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования

Психологическое сопровождение личности педагога в кризисных ситуациях

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Сущность, критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со сверстниками

Похожие статьи

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования

Психологическое сопровождение личности педагога в кризисных ситуациях

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Сущность, критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со сверстниками

Задать вопрос