Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая / Е. Т. Кошербеков, Ж. С. Аманкулова, Мурат Еркинулы Кажденов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48184/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность проблемы. Охрана здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в последние десятилетия в стране прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению его здоровья. Объясняется это не только экономической ситуацией, нарастанием процессов социальной напряженности в обществе, экологической обстановкой и накопившимися проблемами в здравоохранении, но и прочно укоренившимися в сознании большинства людей безответственным, потребительским, а порой и пренебрежительным отношением к собственному здоровью (1–5). Мировое сообщество предпринимает отчаянные усилия по созданию глобального движения людей здорового образа жизни с участием молодежи. Возникла мода на хорошую физическую форму, людей некурящих, ведущих здоровый образ жизни. Этому способствует социальная реклама масштабных национальных спортивно-оздоровительных программ (6). Молодежь выделяется в особую социально-демографическую группу населения, как социально уязвимая категория граждан. Социальная значимость здоровья молодежи и студентов обусловлена тем, что она представляет собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный и культурный резерв общества. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого цивилизованного человека, и какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков, жить в гармонии с природой. Все это является важными аспектами здорового образа жизни (7). Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим учебы, труда и отдыха, уход за телом, гигиену одежды и обуви. При правильном и строгом соблюдении режима дня вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для учебы, работы и восстановления сил студентов. Закаливание организма — одно из важнейших правил здорового образа жизни и основное средство профилактики простудных заболеваний. Статистика показывает, что закаленный человек в несколько раз реже болеет простудными заболеваниями. Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни человека в условиях преобладания малоподвижного образа жизни и гиподинамии современного общества. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания молодого поколения. Рациональное питание, кроме употребления разнообразных продуктов, фруктов и овощей, предполагает также соблюдение закона равновесия получаемой и расходуемой энергии, нарушение которых опасно для здоровья. Если организм получает энергии больше, чем расходует, он накапливает жиры. Сейчас многие жители планеты, включая молодежь и студентов, имеют лишний вес — ожирение, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и целому ряду других болезней цивилизации. Организация питания студентов в процессе обучения сегодня, как никогда актуальна и своевременна (8). Особое внимание следует уделять сну студентов — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание, особенно в период сдачи экзаменов, многочасовое просиживание за компьютером опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности и усвоение материала, ухудшение зрения и общего самочувствия, снижение иммунитета. Все это на фоне рискованного поведения молодежи, пристрастия к табакокурению и алкоголю, неблагоприятной экологической обстановки может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, легких, в том числе, туберкулеза, ИППП и др. (9). Согласно статистическим данным в РК количество студентов составляет 16 % от всех жителей страны (10). Обучающаяся молодежь — это будущее страны, именно молодым жить и работать в условиях современных технологий, способствовать повышению рейтинга Казахстана, как конкурентоспособного государства на пути вступления в число 30 экономически развитых стран. До 20–25 лет происходит формирование физического и психического здоровья, приобретаются необходимые для жизнедеятельности функциональные резервы физиологических систем организма. От эффективности данного этапа зависит каким будет индивидуальный психофизический пик человека после завершения процесса роста и как долго он будет сохраняться в последующие годы (11).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов КазНПУ им.Абая Кунанбаева

Материал иметоды исследования. Проведено анкетирование 100 студентов Казахского национального педагогического университета им. Абая (50 — студентов 2 курса и 50 студентов 3 курса) по анкете-опроснику, включающему различные вопросы.

Анкета студента, включала следующие вопросы:

Как Вы оцениваете свое здоровье? Какова масса тела на сегодняшний день?

—Какие показатели здорового образа жизни Вы считате наиболее важными?

—Курите ли Вы? Каким видом спорта Вы занимаетесь в настоящее время?

—Употребляете ли Вы алкогольные напитки? Употребляете ли Вы наркотики?

—Что Вы относите к стрессовым ситуациям? -Как часто Вы испытывали стресс?

—Какова длительность Вашего сна в сутки?

Результаты исследования. Студенты-парни составили 23 %, студентки-девушки 77 % опрошенных. На вопрос: «Как Вы оцениваете свое здоровье?» более половины всех опрошенных (56 %) оценили как «Хорошее», практически каждый третий студент (31 %) выбрал ответ «Отличное», каждый шестой (11 %) как «Удовлетворительное» и 2 % респондентов как «Плохое». Высокие оценки своему здоровью студенты обосновали тем, что болеют редко и легко переносят заболевания. Каждый третий отметил, что практически не болеет. Показатели индекса массы тела у студентов были следующими: 1. Нормальная масса тела была соответственно у 40 % студентов-парней и у 17 % студенток-девушек; 2. С дефицитом массы тела выявлено 60 % студентов и 83 % студенток, что связано, вероятно, с плохим питанием парней и большим стремлением девушек поддерживать хорошую фигуру. Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов. Наиболее важным показателем здорового образа жизни «физическую активность» указали 30 % опрошенных, а 10 % студентов отметили, что «гигиена» значимый фактор здоровья. Среди причин, препятствующих ведению здорового образа жизни студенты указали только 2, но, на их взгляд, самые важные это: недостаток времени и финансовые трудности. На вопрос: «Каким видом спорта (физкультуры) Вы занимаетесь в настоящее время?» более половины (63 %) студентов-парней указали, что занимаются самостоятельно дома, 45 % студенток-девушек никаким видом спорта не занимаются. Следует отметить, что 30 % девушек посещают занятия по фитнесу. Спортивные секции регулярно посещают 31 % парней и 20 % девушек. Частота употребления алкоголя в зависимости от пола различная, так 60 % студентов-парней употребляют алкоголь, главным образом, слабоалкогольные напитки (пиво и др.) и 30 % студенток-девушек употребляют алкоголь в виде вина. 70 % девушек и 26 % парней вообще не употребляют алкогольные напитки. Показатели частоты курения среди студенческой молодежи Каз НПУ им. Абая указывают на то, что 85 % девушек вообще не курят, 25 % парней курят регулярно. Следует отметить, что каждый третий (32 %) студент бросил курить в последнее время. Периодически 15 % студентов употребляли наркотические вещества, из них 10 % студентов 2–3 раза пробовали наркотики и решили больше не употреблять. 75 % обучающихся в данном вузе никогда не употребляли наркотики. Всего 80 % девушек и 78 % парней подвержены различным стрессовым ситуациям. Среди причин, приводящим к стрессовым ситуациям студенты — парни указали в 60 % случаях финансовые трудности. Около половины всех студентов отмечают проблемы с учебой, которые приводят к стрессам — соответственно 48 % парней и 40 % девушек. Нет проблем с режимом сна у 75 % девушек и у 69 % парней — длительность сна у студентов составляет не менее 6–8 часов, что соответствует гигиеническим нормам. А 25 % студенток-девушек спят более 9–12 часов в сутки и 20 % студентов-парней спят более 12–15 часов в сутки.

Заключение. По результатам нашего исследования наблюдается большой процент дефицита массы тела, особенно, среди студентов женского пола — 83 %, среди мужского пола 60 %. Плохое питание студентов может привести к развитию различных заболеваний, в том числе повышает риск заболеть туберкулезом. Среди студентов 2–3 курса Каз НПУ им. Абая нет полного понимания термина «здоровый образ жизни». Большинство из них отмечает, что «здоровый образ жизни» — это питание. Более 70 % студентов не соблюдает принципов здорового образа жизни. Несмотря на активную борьбу с курением, продолжает курить 25 % парней и 15 % девушек. Отмечается высокая частота употребления алкоголя — среди 65 % парней, в т. ч. 5 % студентов — ежедневно. Среди студентов-парней 25 % употребляли наркотические и токсические вещества, в т. ч. 5 % регулярно. Следует отметить, что 80 % студентов педагогического вуза испытывают различного рода стрессы.

Таким образом, для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо формировать и широко пропагандировать ведение здорового образа жизни, личную ответственность за свое здоровье, в первую очередь, среди подростков, молодежи и студентов, поскольку здоровый стиль жизни обеспечит их организму надежный щит против многих заболеваний. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовольствие от жизни, учебы и труда, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа, внутренней красоты и активного долголетия.

Литература:

  1. Баттакова Ж. Е., Мукашева С. Б., Адаева А. Л., Акимбаева А. А. Проблема формирования здоровьесберегающего поведения среди подросткового населения // Практический врач — № 4 (36) — 2017. — с. 36–40
  2. Мысина Т. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной Академии. — 2011. — № 2 (10) — с. 46–57
  3. Сысоева О. В. Особенности формирования здоровьесохраняющего поведения молодежи. Материалы научно-практической конференции «Состояние здоровья коренных народов Дальнего Востока» — Хабаровск — ДВГМУ — 2009. — с. 92–100
  4. Arnarsson A., Kristoferson G. K. Adolescent alcohol and cannabis use in Iceland 1995–2015 // Drug Alcohol Rev. — 2017
  5. Сейдуманов М. Т. Совершенствование организационно- функциональных основ формирования здорового образа жизни по работе со студентами (на примере Акмолинской области): дисс. канд. мед. наук. — Астана — 2006–139 с.
  6. Жуков А. Д., Вавилов Ю. Н. Глобальная инициатива молодежи — Лечебная физкультура и спортивная медицина — № 5 (143) — 2017. — с 6–12
  7. Каржаубаева Ш. Е., Шумилина Л. Н., Корнева И. А. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи г. Алматы — Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья — № 1–2009. — с. 69–70
  8. Датхабаева Г. Как питаться студенту, чтобы быть здоровым? — Академия здоровья — № 7 (65) — 2017. — с. 58–59
  9. «Молодежные центры здоровья в Казахстане» (методические рекомендации) — МЗ РК НЦПФЗОЖ, Алматы — 2006. — 22 с.
  10. Утеев А. А. Медико-социальные основы организации оздоровительных учреждений для студенческой молодежи в современных условиях: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: — Астана, 2008. — с. 3
  11. Имангалиева А. А., Каусова Г. К. Здоровье студента как социальная инвестиция — Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья — № 4–2009. — с. 78–79
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студент, девушка, парень, заболевание, здоровье, Какой вид спорта, личная гигиена, собственное здоровье.


Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний»

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний»

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Задать вопрос