В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.
Ключевые слова: госконтроль, здравоохранение, кодекс, надзор, нормативно-правовой акт
The article discusses the key controversial aspects of the legal regulation of the implementation of state control in the health sector in the Russian Federation, as well as prospective directions for overcoming them.
Keywords: state control, health care, code, oversight, normative legal act
Современная российская система здравоохранения выходит за рамки обычного ее понимания и все более активно включается в процесс становления рыночной экономики, приобретая при этом новые черты экономического субъекта наряду с сохранением обыденных проблем социальной сферы. В связи с чем, особую актуальность приобретает деятельность внешнего регулятора указанной сферы в лице государства.
Осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться максимально эффективно, однако это не должно нарушать нормальной работы организаций и должностных лиц. Поэтому полномочия госконтроля строго регламентированы системой определенных нормативно-правовых актов в рамках как отечественного так международного законодательства.
Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает, что государство признает и гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.
В социальном государстве, которым характеризует себя Российская Федерация, охрана здоровья граждан отыгрывает основополагающую роль и является неотъемлемым условием обеспечения достой жизни общества (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации) [1].
Одной из мер, призванных обеспечить вышеназванные гарантии является государственный контроль.
Главным документом, регламентирующим указанную деятельность, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее — Основы) [4].
В статье 85 Основ закреплены направления государственного контроля, включающие:
- контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- госконтроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств;
- государственный контроль за обращением медицинских изделий;
- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор [4].
Согласно действующему законодательству федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее — Служба, Росздравнадзор), которая находится в ведении Минздрава Российской Федерации [2].
Таким образом, непосредственно нормотворчеством занимается Министерство, а Служба реализует контрольно-надзорные функции, но это не означает, что последняя не может вносить свои предложения по совершенствования законодательства в исследуемой сфере.
На протяжении последнего ряд лет при активном участии Росздравнадзора был реализован комплекс основополагающих инициатив в области нормотворчества, направленных на формирование эффективной системы государственного контроля в сфере здравоохранения.
В настоящее время все проблемы правового регулирования государственного контроля в сфере здравоохранения можно сгруппировать на три блока:
- вопросы соотношения лицензионного контроля;
- государственного контроля качества здравоохранения;
- государственного надзора в сфере здравоохранения как элементов рассматриваемой государственной регламентации.
Также, на наш взгляд, в особый блок следует выделить контроль за частной системой здравоохранения, создаваемой юридическими и физическими посредством фармацевтических, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.
Значимую роль в процессе госконтроля названного выше блока отыгрывает Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ [3].
С одной стороны, указанный акт защищает субъекты хозяйствования (в частности, контролирующие органы не могут проверять деятельность, если это выходит за пределы их полномочий), но с другой стороны, его положения позволяют подготовиться (т. е. сокрыть нарушения) к проверкам в рамках госконтроля, что обусловлено принципом публичности информации о плановых проверках и контрольно-надзорных мероприятиях.
Анализ действующих нормативно-правовых актов, определяющих основные требования к осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, соблюдение которых подлежит проверке в процессе государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований являются объективными, доступными, и, что весьма актуально на сегодняшний день, без признаков коррупциогенности.
Однако нормативно-правовые акты по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, требуют дальнейшей доработки. Так в соответствии с положениями федеральных законов устанавливаются стандарты для отдельных видов медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи, порядок действий административных органов и иное.
При этом можно говорить о том, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации частично устраняют пробелы федерального законодательства, регулируют нерешенные вопросы, детализируют порядок их применения [6].
Так же в результате проведения территориальными органами Минюста России антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере здравоохранения, свыше сотни проверенных правовых документов содержали коррупциогенные факторы, в частности: широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти (республики Бурятия, Коми, Мордовия, Татарстан и др.); выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц) (Республика Татарстан, Орловская, Саратовская области, Москва);определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций (республики Мордовия, Татарстан и др.) и иные правонарушения [5].
Обзор основных Федеральных законов, принятых в сфере здравоохранения позволяет говорить о неоднородности состава сложившейся структуры правового сегмента, что обусловлено особенностями регулируемых этим законодательством общественных отношений, а также уровнем законодательной разработанности этой сферы. Однако, следует отметить, что исполнение любого нормативного акта осуществляется лишь при взаимодействии его с остальными.
На наш взгляд, возникает необходимость объединения нормативных актов, посвященным вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, т. к. одних Основ недостаточно. Удачными примерами являются различные Кодексы, поэтому вполне рациональным могло бы стать создание «Кодекса о здравоохранении» с включением в него раздела, регламентирующего порядок осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ — Дата доступа: 30.01.2018
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48299/ — Дата доступа:30.01.2018
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]- Режим доступа:http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/-Дата доступа: 30.01.2018
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2121895/ — Дата доступа:30.01.2018
5. Обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://minjust.ru/sites/default/files/obzor_normotvorchestva_subektov_rossiyskoy_federacii_v_ sfere_zdravoohraneniya.docx.- Дата доступа: 30.01.2018
- Чех, О. И. Вопросы правового регулирования в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://sibac.info/conf/law/xxvii/33537-Дата доступа: 30.01.2018