В этой статье представлена методика использования электронных образовательных ресурсов, электронных учебных пособий для обучения темам в главе «Квадратная функция» по курсу «алгебра» в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные средства обучения, алгебра, квадратная функция.
Средства новых информационных и коммуникационных технологий обучения окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если они будут включены в новую (соответствующую их возможностям) модель обучения и будут реализовывать свои специфические функции [3].
Работа по обеспечению образовательно-воспитательного процесса передовыми педагогическими и информационными технологиями является одной из приоритетных задач на втором и третьем этапах «Национальной программы подготовки кадров» в Республике Узбекистан [1].
Создание современной системы образования тесно связано с внедрением информационных технологий в учебный процесс. Это особенно зависит от новых форм и электронных средств обучения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. К ним относится электронное обучение, которое предполагает активное использование электронных образовательных ресурсов и электронных учебных пособий в учебном процессе. Одним из важнейших преимуществ электронных учебных пособий является резкое повышение эффективности учебного процесса, организованного с его использованием. Наглядные средства обучения, или иллюстративные учебные материалы, — это изображения, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и иллюстрации, которые описывают текст.
Принцип совместного преподавания в современной дидактике заключается в том, чтобы ориентироваться на использование различных образовательных средств для предоставления соответствующей учебной информации в учебном процессе. Не только заполнение словесной информации, но и использование форм наглядности, которые выступают как носитель информации, улучшает мышление учащихся [4].
Сегодня, преподавая алгебру в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, было бы целесообразно создавать и применять разнообразные электронные образовательные ресурсы, электронные средства обучения, которые обеспечивают наглядность, визуальную поддержку.
В этой статье основное внимание уделяется использованию электронных образовательных ресурсов, в частности электронных средств обучения, для обучения темам в разделе «Квадратная функция» по курсу алгебры [2] в общеобразовательных школах.
Для использования электронных учебных пособий при изучении тем главы «Квадратная функция» надо запустить файл algebra9.exe программы в пользовательской папке, и появится следующий экран (рис. 1):
Рис. 1. Главная страница электронного учебного пособия
В этом случае есть главная страница электронного учебного пособия (текст Algebra. 9-sinflar uchun elektron multimedia darslik), доступна в верхней части горизонтального— главного меню (разделы Mundarija, Dasturlar, DTS, Mualliflar, Mashq, Yordam, Chiqish) и меню вертикального — глав в левом нижнем углу. Каждый раздел содержит отдельную информацию (все данные отображаются в нижней части главного меню, в большом окне). Начальное состояние (вертикальное меню — список глав) обычно отображается, когда выбран раздел Mundarija из строки горизонтального — главного меню. Из меню глав выбирается нужная глава, и рядом с этим разделом появится список тем, которые будут рассмотрены в этой главе. Пользователь может выбирать из списка тем в этой главе. Для этого нужно разместить курсор
над объектом, темой и один раз нажать левую кнопку мыши (рис. 2).
Рис. 2. Список темы рядом с разделом I bob. Kvadrat funksiya
Из этого меню выбираем тему 2-§. y=x2 funksiya, в результате основное окно — страница представляет собой полный текст темы (рис. 3). Он содержит различные анимации, тематические головоломки, изображения, программы и записанную речь.
Рис. 3. Тема 2-§. y = x2 funksiya
Содержание этой темы объясняется преподавателем с помощью информации в электронном учебном пособии. Это основные понятия, незнакомые читателю, и основные концепции, которые они должны знать.
Это электронное учебное пособие использует мультимедийные возможности, современные информационные технологии, анимированные изображения и звуки. Для этого нужно выбрать значок tasvir, после чего появится анимированное изображение, объясняющее квадратную функцию и концепции функции y = x2. Ученик хорошо усваивает информацию по теме через изображения на экране. Это поможет ученикам хорошо запомнить понятия. Чтобы ученик лучше усвоил понятия, можно нажать кнопку takror— анимация запустится повторно, а кнопка chiqish вернет к теме.
Крайне важно задействовать различные каналы восприятия — слух, зрение, чтобы любой ученик хорошо усвоил понятия. Таким образом, в электронном учебнике основные понятия темы y = x2 funksiya приводятся в специальном окне со звуками. Изучая базовые концепции, ученик выбирает необходимую концепцию, чтобы определение этого понятия отображалось в окне, а также звук (например, нажав слово Parabola или Parabolaning uchi, текст определения этого термина y = x2 funksiyaning grafigi bo‘lgan egri chiziq parabola deyiladi или Parabolaning o‘z simmetriya o‘qi bilan kesishish nuqtasi parabolaning uchi deyiladi. y = x2 parabola uchun koordinatalar boshi uning uchi bo‘ladi слышен в окне со звуками).
Понятие звучит только один раз, затем появится в виде текста, то есть ученик сможет записать определение. Это позволяет хорошо запомнить понятие.
Как только тема будет завершена, надо выбрать раздел Mashq в горизонтальном меню. В нем предложены упражнения по этой теме, чтобы закрепить полученные знания. Учитель может выбрать несколько упражнений и дать задание ученикам в конце урока.
По завершении темы и выполнении упражнений нужно проверить, как эту тему ученик усвоил. Для оценки знаний учащихся имеется кнопка testвконце страницы. При нажатии на нее откроется страница с тестами. Также можно выбрать раздел Test в горизонтальном меню. На этой странице есть 5 тестовых вопросов по теме y = x2 funksiya. Модификация тестов (увеличение количества или изменение вопросов) зависит от учителя. После завершения теста надо нажать кнопку test natijasini ko‘ring и посмотреть результаты (рис. 4).
Рис. 4. Вид теста и результата
Здесь отображается, сколько правильных ответов дал ученик, и выставленная оценка. В отличие от других учебников, по каждой теме было разработано 5 тестовых вопросов. Учитель оценивает результаты теста и выставляет оценки учащимся в соответствии с выполнением упражнений, а также определяет успеваемость каждого ученика.
В верхней части главного окна (в горизонтальном меню) есть кнопка Oynani kattalashtirish, которая позволит вам отображать всю информацию в большом окне (нажатие на кнопку oynani kichiklashtirish уменьшит окно).
Точно так же можно преподавать тему 1-§. Kvadrat funksiyaning ta’rifi, тему 3-§. y = ax2 funksiya, тему 4-§. y = ax2 + bx + cfunksiyaning ta’rifi, тему 5-§. Kvadrat funksiyaning grafigini yasash.
А также ученики могут изучать предмет самостоятельно, используя электронный учебник в компьютере.
В конце каждой главы представлены упражнения и тесты по пройденному материалу. Для этого надо выбрать необходимую главу и раздел в вертикальном меню (например, раздел I bobga doir mashqlar va testlar). В нем есть набор упражнений и 20 тестовых вопросов.
В горизонтальном меню верхней части электронного учебника есть раздел Mundarija. Следующий раздел Dasturlar содержит комплекс приложений (программы), который может использоваться для решения примеров, задач, построения графиков некоторых функций.
Например, задано уравнение y = 3sin(x)– cos(x/2)— функцияиy = 2— прямая, надо решить задачу. Здесь даны два уравнения и решение найдено по графику (рис. 5).
Рис. 5. Решение задач по графику
В разделе Mualliflar можно узнать имена авторов этой программы.
Раздел Yordam в горизонтальном меню дает возможность использовать электронный учебник без помощи учителя.
Считаем целесообразным использование электронных образовательных ресурсов в академических лицеях и профессиональных колледжах. Для этого необходимо создать мультимедийные электронные учебники, электронные учебные пособия и другие электронные образовательные ресурсы по алгебре для академических лицеев и профессиональных колледжей.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы полностью заменяют учебник по алгебре и предоставляют больше возможностей для учителей (тесты, анимации, календарные планы, программы). Использование электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах развивает творчество, мышление, обеспечивает восприятие знаний, увеличивает интерес учеников к алгебре и обеспечивает визуализацию в процессе урока. А это помогает повысить качество и эффективность обучения.
Литература:
- Ўзбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури». Баркамол авлод — Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. — Т.: «Шарқ», 1997. — Б. 31–60.
- Алимов Ш. А., Холмуҳамедов О. Р., Мирзааҳмедов М. А. Алгебра: Умумий ўрта таълим мактабларининг 9-синфи учун дарслик / 3-нашри. — Т.: «Ўқитувчи» нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2014. — 240 б.
- Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2014. — № 2 (61). — С. 860–864.
- Тангиров Х. Э., Алимов Б. Н. Умумий ўрта таълим мактаблари алгебра курси бўйича ўқитишнинг электрон воситаларини яратиш ва улардан фойдаланиш методикаси. Ўқув-услубий қўлланма. — Т.: «Фан ва технология» нашриёти, 2015. — 124 бет.
- Тангиров Х. Э. Ўқитишнинг электрон воситалари — таълим жараёни сифатини ошириш омили сифатида // «Ўқув жараёнига замонавий инновацион технологияларни жорий этиш: муаммолар ва ечимлар» мавзусида республика илмий-амалий анжумани материаллари. Тошкент: ЎзПФИТИ, 2017 йил 14–15 апрель. 189–191 бетлар.