Проект «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Солодянкина, Т. В. Проект «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи» / Т. В. Солодянкина, О. М. Железняк, О. Г. Самойленко, М. М. Гариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/192/47824/ (дата обращения: 15.11.2024).



Работа опирается на опыт учителей СОШ № 21 города Набережные Челны РТ, которая, формируя экологическую культуру учащихся в процессе обучения географии, основополагающим считает реализацию задач личностно-ориентированного обучения.

В основе теоретической разработки проекта лежат элементы технологии «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, в которой ведущей является не методическая, а содержательная сторона, ЗУН являются не целью, а средством развития. Данная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни посредством туристской и экологической деятельности. Основной целью данного проекта является создание экологических троп как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. В соответствии с данной целью, провозглашающей внедрение принципов устойчивого развития в сферу образования, в рамках проекта предполагается решить. Создать систему исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия как условие повышение качества образования, следующие задачи:

1. Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта.

2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.

3. Внедрение здоровьесберегающей образовательной технологии, формирующей у школьников неравнодушное отношение к окружающей их природе, культурным ландшафтам.

4. Распространение передового опыта и успешных результатов в использовании экологических троп с помощью издания и распространения материалов программы.

5. Реализация принципов устойчивого развития в сфере образования средствами экологических троп.

– определить основные подходы к организации системы учебно — исследовательской деятельности

– подготовить нормативно — правовую базу организации системы исследовательской деятельности в районе;

– создать модель системы исследовательской деятельности в районе;

– проверить эффективность влияния системы исследовательской деятельности на всех участников сетевого взаимодействия.

Методы исследования:

  1. Эмпирические: анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, опрос, интервью, методы самооценки, методы психодиагностики,
  2. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.

Экологические тропы — это перспективный опыт в развитии экскурсий и в целом, туристической деятельности, как средства охраны природных и культурных территорий. В процессе создания таких маршрутов учащиеся активно собирают данные по истории родного края, уникальности и степени деградации природных объектов, в результате чего они восстанавливают картину многоаспектного взаимодействия человека и природы. Работа по созданию и «введению в эксплуатацию» экологических троп предполагает не только предварительное социо-экологическое исследование, а и создание самой экскурсии для выбранного маршрута, предполагающего активное вовлечение экскурсантов (школьников) в игры, развивающие целостное эмоциональное восприятие природы, позволяющие реализовать принцип «скрытого обучения».

Современная экотропа — это экскурсия, построенная на интерактивных формах работы с экскурсантами, и по маршруту, который составлен с учетом максимального сохранения главного туристического ресурса — уникальной краснодарской природы.

Создание экологических троп соответствует концепции экологического туризма:

– рациональное использование природных ресурсов;

– сохранение природного, социального и культурного наследия;

– участие местного населения (педагогов и школьников) в развитии экотроп;

– воспитание ответственного, патриотического отношения местного населения к собственному природному и культурному наследию;

– тесное сотрудничество организаций различного профиля;

– интерактивное обучение участников программы;

Таким образом, концептуальные подходы данного проекта сочетают в себе инновационные формы современного воспитания (педагогика сотрудничества и проектная педагогика) и современные подходы и международные принципы сохранения культурного и природного наследия средствами экологического образования.

Данный проект представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп учащихся и учителей СОШ № 21 города Набережные Челны РТ вне учебной деятельности.

Проект включает в себя три этапа: информационно-подготовительный: подготовка школьников для работы в программе и информирование. Подготовка учащихся СОШ № 21 для работы в программе. Создание нормативно- правовой базы разработки модели системы исследовательской деятельности.

Знаний по формированию исследовательской компетентности школьников.

Разработка критериев оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся. Обсуждение инициативы по созданию с руководителями. Организация работы семинара для педагогов «Сетевое взаимодействие как условие формирования исследовательской культуры»

Создание программы тренинговых занятий для учителей и учащихся с целью развития мотивационной сферы личности.

Организация Совета МШНОУ «Исследователь»

Диагностика потребностей педагогических кадров в совершенствовании знаний по формированию исследовательской компетентности школьников

Разработка критериев оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся. 18 человек, успешно закончивших тренинг по подготовке экотроп. Этапы реализации Проекта.

Цель: Разработать организационные механизмы для создания системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия ОУ.

Задачи:

– провести анализ состояния исследовательской деятельности в районе и определить ключевые проблемы;

– определить состояние исследовательской компетентности педагогов;

– установить контакты со всеми образовательными учреждениями для организации сетевого взаимодействия и определить ресурсы каждой школы;

– подготовить нормативно-правовую базу, обеспечивающую сетевое взаимодействие для создания системы исследовательской деятельности (разработать пакет документов: локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов на основе сетевого взаимодействия)

– разработать проект системы исследовательской деятельности и модель педагогического управления в условиях муниципального научного общества школьников и педагогов.

Основной: создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации, обучение правилам сохранения и эксплуатации троп. Создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации. Создание методических рекомендаций по проведению экологических троп с картосхемами маршрута и видео — сопровождением. Обучение правилам сохранения и эксплуатации троп. Издание материалов программы. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.

Сравнительный анализ результатов на этапах реализации проекта

Проведение открытых уроков, открытых занятий кружков, творческих мастерских.

Проведение диагностики и обобщение реализации проекта

Организация и осуществление учебных проектов, исследований, их методическое описание и анализ

Создание банка инновационного опыта

Создание банка данных медиаресурсов (презентации, пособия и т. д.).

Распространение.

Цель: Проверить эффективность созданной модели системы исследовательской деятельности в районе

Задачи:

– провести анализ результатов диагностического исследования реализации проекта;

– создать архив надпредметного педагогического опыта по значимым для педагогов проблемам;

– создать архив достижений и совместного творчества через создание открытых проектов учащихся, педагогов, родителей;

– осуществить диагностику сформированности ключевых компетенций учащихся; критериев результативности сетевого взаимодействия педагогов;

– осуществить диагностику использования информационных, проектно- исследовательских, коммуникативных технологий всеми участниками единого образовательного пространства.

Разработка нормативных документов, обеспечивающих деятельность МШНОУ

Создание Экспертного Совета

Семинар «Исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Проведение смотра- конкурса программ школьных НОУ

Создание курса дистанционного обучения учащихся «Школа юного исследователя»

Консультирование педагогов учителями — исследователями

Проведение научно- практической конференции «Шаг в науку»

Участие учащихся в конкурсах, в научно-практических конференциях (краевых, всероссийских)

Подготовка и апробация учителями программ элективных курсов, кружков, творческих мастерских, творческих лабораторий «Основы исследовательской деятельности»

Создание сайта «Исследователь»

Выявление опыта и недостатков, внесение коррективов, определение круга задач на будущее

Конкурс культурно- образовательных инициатив на статус «Педагог- исследователь»

Семинар «Совершенствование исследовательской деятельности в рамках интеграции дополнительного и общего образования. Проведение тренингов на местах с учащимися, работающими по программе

Цель: Создать и апробировать модель системы исследовательской деятельности в районе через деятельность.

Задачи:

– разработать программу, разработать систему научно-практических конференций школьников, конкурсов на статус «Педагог- исследователь» и др.);

– создать научно- методическое сопровождение (систему организационного обучения педагогов — семинары, круглые столы, мастер- классы, распространение методических пособий, рекомендаций, консультирование и др.);

– подготовить информационно — технологическое обеспечение (создание сайта, дистанционного курса «Школа юного исследователя»);

– выявлять затруднения в реализации исследовательской деятельности; разработать методические рекомендации по развитию исследовательских компетенций школьников: «Педагогу- исследователю», «Школьнику- исследователю».

– модернизировать учебно — материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих сотрудничеству и диалогу всех участников сетевого взаимодействия;

– разработать механизмы стимулирования педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности, и учащихся

Итоговый: проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп, издание и распространение материалов программы.

Экологическая тропа — это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».

Результативность реализации системного развития исследовательской деятельности учащихся оценивается через характеристику мобильности субъектов. Критериями и показателями развития мобильности школьников являются:

1) индивидуальный интеллектуальный рост школьников в образовательном процессе;

2) уровень коммуникативной культуры учащихся;

3) наличие творческих достижений; уровень представления продуктов исследовательской деятельности;

4) наличие мотивации у школьников к саморазвитию и самореализации в исследовательской деятельности;

5) активная жизненная позиция.

Критериями развития мобильности педагогов являются:

6) освоение новых форм, методик, технологий исследовательского обучения и воспитания, внедрение педагогических инноваций;

7) уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения проблем обучения и воспитания учащихся;

8) участие педагогов в опытно-экспериментальной работе, в различных профессиональных конкурсах.

Критериями развития мобильности образовательного учреждения являются:

9) готовность к обновлению;

10) результативная инновационная, опытно-экспериментальная деятельность;

11) открытость школы, взаимодействие с профессионально-педагогическим сообществом.

В качестве критериев сформированности исследовательских компетенций использованы критерии и показатели автора Макотровой Г.В

12) Мотивация исследования (интенсивность потребности к познавательной деятельности; осознание ценности исследования; увлечённость процессом исследования).

13) Научный стиль мышления (осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий; следование нормам и требованиям научного стиля мышления; обобщение предметного и операционного результатов исследования)

14) Технологическая готовность к исследованию (освоение понятийного аппарата исследуемого вопроса; владение умением использовать методы научного познания; соблюдение правил научной организации труда).

15) Творческая активность личности учащегося (уровень лабильности, способности к самостоятельному обучению; степень знакомства с историей науки и её современными проблемами; умение поддерживать научное общение)

Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность

– Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у школьников.

– Включение интерактивных и здоровьесберегающих технологий в практику учебного процесса. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде.

– Создание сети экологических троп, которые позволят следить за состоянием и изменениями природных территорий Краснодарского края, знакомить школьников и студентов с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие.

– Распространение опыта создания и эксплуатации экологических троп, что позволит обогатить краеведческую компоненту в школьных предметах.

– Созданная система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, сотрудничества, обмена опытом. «Каждый педагог есть уникальный ресурс, повышающий свою профессиональную компетентность за счёт общих ресурсов». Проект даст возможность участвовать в системе новых партнёрских отношений, искать новые позиции творчества, демонстрировать свои находки.

Учебная экологическая тропа организована в окрестностях школы СОШ № 21 города Набережные Челны РТ, силами школьников и учителя географии Солодянкиной Т.В

При разработке маршрута учебная экологической тропы была выбрана специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой были созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Маршрут экологической тропы выбирался таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

  1. Выявлен перечень объектов, которые нужно было изготовить и установить на тропе. Для этого в школе был организован конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения (указательный, информационный щит). К изготовлению отдельных крупных объектов привлекались родители, общественность. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы.
  2. Вариант сочетания учебной экологической тропы с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения. Посетители тропы — организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30–40 минут до трех часов.

Задания выполняются во время экскурсий, а также во время полевого практикума. Учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда. Вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Созданы пробные площадки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы. Тропы природы при умелой их организации помогают раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса в дальней жизни, а самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания в школьниках.

Литература:

  1. Сайт для конкурса исследовательских работ «Отечество» — https://sites.google.com/site/otecestvocontest/
  2. Химия для любознательных Э.Гроссе, Х. Вайсмантель, изд. «Просвещение»,2008 год
  3. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/08/proekt-ekologicheskie-tropy-kak
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, сетевое взаимодействие, троп, школьник, экологическая тропа, культурное наследие, педагог, создание, учащийся, эксплуатация троп.


Похожие статьи

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Экологическая природоохранная акция как одна из эффективных технологий экологического воспитания ребенка-дошкольника с учетом требований ФГОС ДО

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Похожие статьи

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Экологическая природоохранная акция как одна из эффективных технологий экологического воспитания ребенка-дошкольника с учетом требований ФГОС ДО

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Задать вопрос