Работа опирается на опыт учителей СОШ № 21 города Набережные Челны РТ, которая, формируя экологическую культуру учащихся в процессе обучения географии, основополагающим считает реализацию задач личностно-ориентированного обучения.
В основе теоретической разработки проекта лежат элементы технологии «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, в которой ведущей является не методическая, а содержательная сторона, ЗУН являются не целью, а средством развития. Данная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни посредством туристской и экологической деятельности. Основной целью данного проекта является создание экологических троп как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. В соответствии с данной целью, провозглашающей внедрение принципов устойчивого развития в сферу образования, в рамках проекта предполагается решить. Создать систему исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия как условие повышение качества образования, следующие задачи:
1. Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта.
2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.
3. Внедрение здоровьесберегающей образовательной технологии, формирующей у школьников неравнодушное отношение к окружающей их природе, культурным ландшафтам.
4. Распространение передового опыта и успешных результатов в использовании экологических троп с помощью издания и распространения материалов программы.
5. Реализация принципов устойчивого развития в сфере образования средствами экологических троп.
– определить основные подходы к организации системы учебно — исследовательской деятельности
– подготовить нормативно — правовую базу организации системы исследовательской деятельности в районе;
– создать модель системы исследовательской деятельности в районе;
– проверить эффективность влияния системы исследовательской деятельности на всех участников сетевого взаимодействия.
Методы исследования:
- Эмпирические: анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, опрос, интервью, методы самооценки, методы психодиагностики,
- Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.
Экологические тропы — это перспективный опыт в развитии экскурсий и в целом, туристической деятельности, как средства охраны природных и культурных территорий. В процессе создания таких маршрутов учащиеся активно собирают данные по истории родного края, уникальности и степени деградации природных объектов, в результате чего они восстанавливают картину многоаспектного взаимодействия человека и природы. Работа по созданию и «введению в эксплуатацию» экологических троп предполагает не только предварительное социо-экологическое исследование, а и создание самой экскурсии для выбранного маршрута, предполагающего активное вовлечение экскурсантов (школьников) в игры, развивающие целостное эмоциональное восприятие природы, позволяющие реализовать принцип «скрытого обучения».
Современная экотропа — это экскурсия, построенная на интерактивных формах работы с экскурсантами, и по маршруту, который составлен с учетом максимального сохранения главного туристического ресурса — уникальной краснодарской природы.
Создание экологических троп соответствует концепции экологического туризма:
– рациональное использование природных ресурсов;
– сохранение природного, социального и культурного наследия;
– участие местного населения (педагогов и школьников) в развитии экотроп;
– воспитание ответственного, патриотического отношения местного населения к собственному природному и культурному наследию;
– тесное сотрудничество организаций различного профиля;
– интерактивное обучение участников программы;
Таким образом, концептуальные подходы данного проекта сочетают в себе инновационные формы современного воспитания (педагогика сотрудничества и проектная педагогика) и современные подходы и международные принципы сохранения культурного и природного наследия средствами экологического образования.
Данный проект представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп учащихся и учителей СОШ № 21 города Набережные Челны РТ вне учебной деятельности.
Проект включает в себя три этапа: информационно-подготовительный: подготовка школьников для работы в программе и информирование. Подготовка учащихся СОШ № 21 для работы в программе. Создание нормативно- правовой базы разработки модели системы исследовательской деятельности.
Знаний по формированию исследовательской компетентности школьников.
Разработка критериев оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся. Обсуждение инициативы по созданию с руководителями. Организация работы семинара для педагогов «Сетевое взаимодействие как условие формирования исследовательской культуры»
Создание программы тренинговых занятий для учителей и учащихся с целью развития мотивационной сферы личности.
Организация Совета МШНОУ «Исследователь»
Диагностика потребностей педагогических кадров в совершенствовании знаний по формированию исследовательской компетентности школьников
Разработка критериев оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся. 18 человек, успешно закончивших тренинг по подготовке экотроп. Этапы реализации Проекта.
Цель: Разработать организационные механизмы для создания системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия ОУ.
Задачи:
– провести анализ состояния исследовательской деятельности в районе и определить ключевые проблемы;
– определить состояние исследовательской компетентности педагогов;
– установить контакты со всеми образовательными учреждениями для организации сетевого взаимодействия и определить ресурсы каждой школы;
– подготовить нормативно-правовую базу, обеспечивающую сетевое взаимодействие для создания системы исследовательской деятельности (разработать пакет документов: локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов на основе сетевого взаимодействия)
– разработать проект системы исследовательской деятельности и модель педагогического управления в условиях муниципального научного общества школьников и педагогов.
Основной: создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации, обучение правилам сохранения и эксплуатации троп. Создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации. Создание методических рекомендаций по проведению экологических троп с картосхемами маршрута и видео — сопровождением. Обучение правилам сохранения и эксплуатации троп. Издание материалов программы. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.
Сравнительный анализ результатов на этапах реализации проекта
Проведение открытых уроков, открытых занятий кружков, творческих мастерских.
Проведение диагностики и обобщение реализации проекта
Организация и осуществление учебных проектов, исследований, их методическое описание и анализ
Создание банка инновационного опыта
Создание банка данных медиаресурсов (презентации, пособия и т. д.).
Распространение.
Цель: Проверить эффективность созданной модели системы исследовательской деятельности в районе
Задачи:
– провести анализ результатов диагностического исследования реализации проекта;
– создать архив надпредметного педагогического опыта по значимым для педагогов проблемам;
– создать архив достижений и совместного творчества через создание открытых проектов учащихся, педагогов, родителей;
– осуществить диагностику сформированности ключевых компетенций учащихся; критериев результативности сетевого взаимодействия педагогов;
– осуществить диагностику использования информационных, проектно- исследовательских, коммуникативных технологий всеми участниками единого образовательного пространства.
Разработка нормативных документов, обеспечивающих деятельность МШНОУ
Создание Экспертного Совета
Семинар «Исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Проведение смотра- конкурса программ школьных НОУ
Создание курса дистанционного обучения учащихся «Школа юного исследователя»
Консультирование педагогов учителями — исследователями
Проведение научно- практической конференции «Шаг в науку»
Участие учащихся в конкурсах, в научно-практических конференциях (краевых, всероссийских)
Подготовка и апробация учителями программ элективных курсов, кружков, творческих мастерских, творческих лабораторий «Основы исследовательской деятельности»
Создание сайта «Исследователь»
Выявление опыта и недостатков, внесение коррективов, определение круга задач на будущее
Конкурс культурно- образовательных инициатив на статус «Педагог- исследователь»
Семинар «Совершенствование исследовательской деятельности в рамках интеграции дополнительного и общего образования. Проведение тренингов на местах с учащимися, работающими по программе
Цель: Создать и апробировать модель системы исследовательской деятельности в районе через деятельность.
Задачи:
– разработать программу, разработать систему научно-практических конференций школьников, конкурсов на статус «Педагог- исследователь» и др.);
– создать научно- методическое сопровождение (систему организационного обучения педагогов — семинары, круглые столы, мастер- классы, распространение методических пособий, рекомендаций, консультирование и др.);
– подготовить информационно — технологическое обеспечение (создание сайта, дистанционного курса «Школа юного исследователя»);
– выявлять затруднения в реализации исследовательской деятельности; разработать методические рекомендации по развитию исследовательских компетенций школьников: «Педагогу- исследователю», «Школьнику- исследователю».
– модернизировать учебно — материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих сотрудничеству и диалогу всех участников сетевого взаимодействия;
– разработать механизмы стимулирования педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности, и учащихся
Итоговый: проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп, издание и распространение материалов программы.
Экологическая тропа — это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.
Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».
Результативность реализации системного развития исследовательской деятельности учащихся оценивается через характеристику мобильности субъектов. Критериями и показателями развития мобильности школьников являются:
1) индивидуальный интеллектуальный рост школьников в образовательном процессе;
2) уровень коммуникативной культуры учащихся;
3) наличие творческих достижений; уровень представления продуктов исследовательской деятельности;
4) наличие мотивации у школьников к саморазвитию и самореализации в исследовательской деятельности;
5) активная жизненная позиция.
Критериями развития мобильности педагогов являются:
6) освоение новых форм, методик, технологий исследовательского обучения и воспитания, внедрение педагогических инноваций;
7) уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения проблем обучения и воспитания учащихся;
8) участие педагогов в опытно-экспериментальной работе, в различных профессиональных конкурсах.
Критериями развития мобильности образовательного учреждения являются:
9) готовность к обновлению;
10) результативная инновационная, опытно-экспериментальная деятельность;
11) открытость школы, взаимодействие с профессионально-педагогическим сообществом.
В качестве критериев сформированности исследовательских компетенций использованы критерии и показатели автора Макотровой Г.В
12) Мотивация исследования (интенсивность потребности к познавательной деятельности; осознание ценности исследования; увлечённость процессом исследования).
13) Научный стиль мышления (осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий; следование нормам и требованиям научного стиля мышления; обобщение предметного и операционного результатов исследования)
14) Технологическая готовность к исследованию (освоение понятийного аппарата исследуемого вопроса; владение умением использовать методы научного познания; соблюдение правил научной организации труда).
15) Творческая активность личности учащегося (уровень лабильности, способности к самостоятельному обучению; степень знакомства с историей науки и её современными проблемами; умение поддерживать научное общение)
Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность
– Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у школьников.
– Включение интерактивных и здоровьесберегающих технологий в практику учебного процесса. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде.
– Создание сети экологических троп, которые позволят следить за состоянием и изменениями природных территорий Краснодарского края, знакомить школьников и студентов с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие.
– Распространение опыта создания и эксплуатации экологических троп, что позволит обогатить краеведческую компоненту в школьных предметах.
– Созданная система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, сотрудничества, обмена опытом. «Каждый педагог есть уникальный ресурс, повышающий свою профессиональную компетентность за счёт общих ресурсов». Проект даст возможность участвовать в системе новых партнёрских отношений, искать новые позиции творчества, демонстрировать свои находки.
Учебная экологическая тропа организована в окрестностях школы СОШ № 21 города Набережные Челны РТ, силами школьников и учителя географии Солодянкиной Т.В
При разработке маршрута учебная экологической тропы была выбрана специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой были созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Маршрут экологической тропы выбирался таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
- Выявлен перечень объектов, которые нужно было изготовить и установить на тропе. Для этого в школе был организован конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения (указательный, информационный щит). К изготовлению отдельных крупных объектов привлекались родители, общественность. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы.
- Вариант сочетания учебной экологической тропы с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения. Посетители тропы — организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30–40 минут до трех часов.
Задания выполняются во время экскурсий, а также во время полевого практикума. Учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда. Вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Созданы пробные площадки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы. Тропы природы при умелой их организации помогают раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса в дальней жизни, а самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания в школьниках.
Литература:
- Сайт для конкурса исследовательских работ «Отечество» — https://sites.google.com/site/otecestvocontest/
- Химия для любознательных Э.Гроссе, Х. Вайсмантель, изд. «Просвещение»,2008 год
- https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/08/proekt-ekologicheskie-tropy-kak