Вопросы малого бизнеса, его государственное регулирование и поддержка являются темой постоянных дискуссий научного сообщества, органов государственной власти и это объясняется несомненной его значимостью для государства, как основного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого бизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, система государственной поддержки и регулирования, программы поддержки.
Значение малого и среднего предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И. А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса [3, c.62].
Сегодня система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства должна стать эффективной и комплексной, так как именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.
Под государственной поддержкой и регулированием малого предпринимательства понимается составная часть социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах и заключается в выработке мер, поощряющих предпринимательскую активность, в том направлении, которое необходимо обществу, защищающих от нежелательных последствий с учетом баланса интересов, которое заключается в содействии, присутствии, контроле, перераспределении ресурсов [4, c.25].
Содействие — создание государством благоприятного предпринимательского климата, в котором поддерживается конкурентная среда, создаются инфраструктуры поддержки малого бизнеса, поддерживается уровень занятости для экономически активного населения, обеспечивается доступ к государственным заказам, формируется правовое поле для развития малого предпринимательства и т. д.
Присутствие — участие государства в социально — значимых мероприятиях, которое проявляется в государственно-частном партнерстве, производстве общественных благ, развитии ключевых отраслей промышленности, создании социально-экономической инфраструктуры, инвестировании НИОКР.
Контроль — меры государства, которые минимизируют негативные эффекты для бизнеса, предотвращают отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.
Перераспределение ресурсов производится в виде налоговых сборов от бизнеса в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.
В Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под государственной политикой в области развития малого и среднего предпринимательства понимается часть государственной социально-экономической политики, которая объединяет правовые, политические, экономические, социальные, информационные, консультационные, образовательные, организационные и иные меры, осуществляемые органами государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечить реализацию целей и принципов, которые установлены на уровне Российской Федерации. В данном законе определены, в том числе и формы поддержки субъектам малого предпринимательства: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, налоговая и другие меры поддержки [2].
Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России представлена:
1) органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства. На уровне РФ — это департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ, в субъектах РФ и муниципальных образованиях — это могут быть различные комитеты и департаменты, отделы, наделенные полномочиями по решению вопросов поддержки и регулированию малого предпринимательства;
2) институтом развития сферы малого предпринимательства, который представлен Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, созданной в 2015 г, которая является координатором поддержки малому предпринимательству [6];
3) нормативно — правовой базой по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства, ядром которой является Конституция РФ, закрепляя само право заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме этого нормативная база в сфере поддержки и регулирования малого предпринимательства представлена федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. В рамках нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства решаются следующие задачи:
– совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями;
– мониторинг практики применения специальных налоговых режимов и подготовка на этой основе предложений по внесению изменений в налоговое законодательство;
– расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
– упрощение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства;
– совершенствование трудового законодательства в части регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.
4) инфраструктурой поддержки малого предпринимательства которая предназначена для создания благоприятных условий малому предпринимательству, оказание поддержки на всех уровнях управления через специальные организации [1, c.47]:
– фонды содействия развитию предпринимательства;
– бизнес-инкубаторы, технопарки;
– государственные и частные информационные центры;
– фонды микрокредитования;
– сеть кредитных организаций;
– страховые компании;
– консалтинговые компании;
– юридические службы;
– третейские суды;
– кадровые агентства;
– высшие, средние учебные заведения, другие образовательные учреждения;
– торгово-промышленные палаты.
Необходимо отметить, что развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется с применением программного подхода как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ.
С 2005 г. Министерство экономического развития реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне.
В 2014 г. принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Сегодня в рамках подпрограммы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания.
Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.
Помимо этого, большое внимание уделяется развитию микрокредитных организаций, предпринимательского финансирования, создаваемых в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», так как существует большая потребность в заемных средствах у микробизнеса, у которого по тем или иным причинам нет возможности использовать традиционные банковские продукты (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т. д.). Такие микрокредитные организации предоставляют микрозаймы до 3 млн. рублей сроком не более 3-х лет. При этом ставка для заемщика не должна превышать 10 % [5].
Для снижения процентной ставки по кредитам субъектам малого бизнеса Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства совместно с Министерством экономического развития России и Банком России реализуется «Программа 6,5». Размер процентной ставки для конечного заемщика по данной программе составляет до 10,6 % для малых предприятий. В программе участвуют 32 уполномоченных банка, ее работа координируется советом директоров Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством Министра экономического развития РФ Максима Орешкина [5].
Отметим развитие системы государственной поддержки и регулирование малого предпринимательства в России по перспективным направлениям, которые определяет государство: сельское хозяйство, экспортноориентированное предпринимательство, молодежное предпринимательство, социальное предпринимательство и т. д. Так, например, Министерством экономического развития РФ для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества [7].
Из проведенного анализа можно констатировать, что на территории Российской Федерации проходит активная фаза развития системы государственной поддержки малого предпринимательства: сроки государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращены до 3 рабочих дней, ответственность за регистрацию во внебюджетных фондах отменена: все должно делаться налоговыми органами по принципу «одного окна», в том числе через многофункциональные центры оказания государственных услуг. Значительно развита инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. Создана региональная сеть бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров, центров трансфера технологий, фондов микрофинансирования, структур по поддержке экспортоориентированных предприятий и др. Создаются условия для участия малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках. Внедрены электронные формы налоговой и статистической отчетности. Введены налоговые каникулы для определенных категорий субъектов предпринимательской деятельности, ограничиваются контрольные мероприятия и т. д. [2, с.23].
Считаем, что одним из следующих направлений государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации должно стать создание условий, стимулирующих малый бизнес к «выходу из тени», способствующих сокращению нелегальной предпринимательской деятельности и недобросовестной конкуренции. Данное направление тоже предусматривает комплекс взаимосвязанных мер: от уголовного преследования незаконной предпринимательской деятельности до поощрения лучших налогоплательщиков в сфере малого предпринимательства.
В заключении отметим, что, несмотря, на создаваемый благоприятный климат в сфере малого предпринимательства через систему его поддержки, в России необходимо развивать данное направление, так как малое предпринимательство еще не заняло достойного места в российском секторе экономики.
Литература:
- Аверин А. В. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации [Текст]/А. В. Аверин, А. А. Рязанов//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2015. № 1–217. -С. 45–48.
- Ибрагимов У. Ф. Система поддержки малого предпринимательства [Текст]/ У. Ф. Ибрагимов, А. И. Галеев//Мировая наука. — 2017. — № 2. — С. 21–25.
- Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе [Текст]//Журнал российского права. –2012. –№ 5. — С. 61–64.
- Шлафман А. И. Место государственного регулирования и поддержки предпринимательства в экономических процессах [Текст]//Baikal Research Journal. — 2011. — № 1. — С. 24 -27.
- Кредитование малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/
- О корпорации МСП [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/
- Программы поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/