В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка».
Ключевые слова: семья, социальное партнерство, дошкольное образование, инновационные формы взаимодействия, обучающиеся, педагог.
Ситуация, в которой развиваются современные дети, неоднородна и сложна, однако, наиболее влиятельными ее составляющими остаются, как и прежде, семья и дошкольное образование. Сегодняшнее общество насыщено экономическими и политическими кризисами, постоянно возрастает количество ресурсов на воспитание ребенка, утрачивает актуальность опыт предыдущих поколений, перенасыщение информационного поля, «угасание родительской инициативы». Из вне на семью оказывает влияние множество социально-политических факторов. Все это приводит к кардинальным изменениям детско-родительских отношений. В то же время процессы, происходящие в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обуславливают необходимость поиска новых путей взаимодействия образовательной организации и семьи, создание условий для выстраивания эффективных партнерских отношений.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я пойму и чему-то научусь…». Не стоит забывать об этом правиле педагогам при планировании работы с родителями. Необходимо предложить современным семьям такой вид сотрудничества, чтобы они могли «побыть детьми» и приобщаться к таким традиционным видам деятельности дошкольника, как игра, чтение, творчество, исследование. Другими словами, взрослый должен получить свой игровой, исследовательский и творческий опыт, чтобы разделить его с ребенком. Создание в стенах образовательной организации условий, для получения взрослыми такого опыта, означает вместе с тем и создание более неформальной ситуации общения семьи и детского сада, и как следствие снижение тревожности и беспокойства у всех участников образовательного процесса, а в результате — установление эффективного социального партнерства.
Обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи с опорой на партнерскую, диалоговую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса, наше учреждение выстраивает свою работу, используя как традиционные формы и методы работы (родительские собрания, «Семейный клуб», совместные праздники и досуги), так и инновационные.
На сегодняшний день, основная цель работы нашего учреждения в работе с семьей — это активное внедрение инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса, для формирования эффективного социального партнерства и развития личности дошкольника. При этом ключевыми задачами являются:
– обеспечение эффективной психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– установление более неформального контакта между семьей и педагогическим коллективом;
– укрепление имиджа образовательного учреждения;
– создание современной материально-технической базы и предметно- развивающей среды;
– возрождение семейной традиции чтения;
– формирование у родителей потребности в совместной с ребенком игре;
– развитие творческого потенциала всех частников образовательного процесса;
– создание условий для формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников и взрослых.
Для эффективного решения поставленных задач, удовлетворения социальных запросов родителей и интересов детей, создания единого образовательного пространства, налаживания взаимовыгодного партнерства мы реализуем следующие инновационные формы взаимодействия семьи и учреждения.
- С целью возрождения семейной традиции чтения была создана «Библиотека открытого доступа», а также запущен проект «Книга месяца». В век электронных гаджетов книга проиграла «рыночным формам массовой культуры» и покидает семью, а значит уходит из жизни детей. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Ведь именно благодаря родителям он формирует свои жизненные ориентиры. Поэтому «необходимо придумывать «пиар»-ходы для того, чтобы вернуть книге ее достойное место в воспитании детей. Создание условий в образовательной организации для развития читательского интереса взрослых, использование нестандартных форм работы с книгой, активное привлечение внимание родителей к развивающему потенциалу книги, знакомство с «жемчужинами» детской современной отечественной и зарубежной литературы возможно посредством «Библиотеки открытого доступа» и проект «Книга месяца».
Создание «Библиотеки открытого доступа» в декабре 2015 г. вызвало бурный интерес у родителей и детей, получило массу положительных откликов. Библиотека постоянно меняется, пополняется, но нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо предложить семье новые формы работы с книгой и поддержать высокую мотивацию. Именно поэтому, в дополнение к библиотеке был разработан проект «Книга месяца». Не все родители имеют финансовые возможности для приобретения новых книг или не могут ориентироваться в современном рынке детской литературы. Поэтому наше образовательное учреждение стремится создавать условия для «воспитания читателя»: во-первых, выбрав наиболее значимые образцы современной детской литературы, которые так же помогут способствовать решению тех или иных психолого-педагогических проблем дошкольника; а во-вторых, продемонстрировать семье способы игры и исследования книги. Ежемесячно семьи обучающихся по электронной почте получают рассылку, в которой содержатся не просто рекомендации по выбору и чтению книги, но и множество развивающих задания, связанных с темой литературного произведения. Эффективность данного вида взаимодействия наглядно демонстрирует рис. 1.
Рис. 1.
- Проект «Игротека настольных игр в детском саду. Возрождение совместных традиций игры» направлен на оказание помощи родителям в налаживание совместной с ребенком игре в домашних условиях. В современной семье практически утрачена традиция совместной семейной игры, нарушены связи между поколениями, родители ориентированы на максимальное познавательное развитие ребенка. Вектор детского развития смещается с удовольствия от игры на пользу от развивающего занятия. А ведь игра — центральная деятельность ребенка, наполненная для него особым смыслом и значением. Как заинтересовать родителей именно игрой, а не занятием, возродить традицию совместной игры, ориентируясь при этом на социальный запрос семьи. На наш взгляд, для этого подходят современные настольные игры, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ: во-первых, они всегда строятся по правилам, и взрослому, который раньше не практиковал совместные игры, проще начать взаимодействие с ребенком имея определённые рекомендации; во-вторых, имеют четко определенные границы; в-третьих, не требуют специальных условий и не предполагают активного перемещения игроков. Но у большинства семей может не оказаться финансовых ресурсов для приобретения достаточного количества современных качественных настольных игр, поэтому мы и создали «Библиотеку настольных игр» и каталог библиотеки настольных игр, где каждая семья может выбрать игру и взять ее на время домой для совместной игры.
С настольными играми родителей мы знакомим на заседаниях «Семейного клуба», где проводим большую игротеку.
Первые результаты использования современных настольных игр в работе с семьей в нашем детском саду были получены в 2015–2016 уч.г. Они оказались настолько впечатляющими, что учреждение пригласили представить свой опыт работы на Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» в сентябре 2016г. в практической части секции «Традиционные и инновационные игровые технологии воспитания, обучения и развития детей». На данный момент библиотека насчитывает 43 игры, результаты работы игротеки позволяют сделать вывод о том, что данный вид игрового взаимодействия в семьях наших воспитанников становится все более популярным: 64 % родителей пользовались услугами игротеки, из них 22 % обращались повторно, а 78 % брали игры три и более раз.
Родители все чаще играют с дошкольниками, но при этом не происходит перекоса в сторону развивающих занятий, такой вывод мы сделали, проанализировав результаты анкетирования семей воспитанников (см. рис. 2).
Рис. 2.
- Для развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса, мы организовали семейную творческую мастерскую «Посиделки».
Негативное влияние социально-политических факторов зачастую приводит к изменениям нравственно-ценностных ориентаций взрослых, в тоже время высокая изменчивость жизни требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления и творческого подхода к решению различных проблем. Именно поэтому открыла свои двери для родителей творческая мастерская «Посиделки», ее цель не сколько знакомство родителей с различными видами изобразительного искусства, сколько создание условий для развития творческого потенциала и снижение уровня стресса, а как следствие нормализация внутрисистемных отношений. В неформальных условиях для самовыражения родители смогут сочетать отдых с развитием.
Создание условий для творческого развития взрослых в стенах нашего учреждения позволило им не только овладевать навыками работы с разным материалом, для последующей передачи их подрастающему поколению, но и отдохнуть от ежедневной рутины, сменить обстановку, расширить круг знакомств, в неформальной обстановке обсудить волнующие вопросы. Мы предлагаем родителям как традиционные для русского народного творчества виды рукоделия, так и новые, незнакомые — ошибана, скрапбукинг, квиллинг, декупаж, цветоделие, канзаши, карвинг, фелтинг и др.
- Цель «Семейного университета» — это организация проектно-исследовательской деятельности, для развития исследовательского потенциала всех участников образовательного процесса. Не стоит забывать о социальном запросе родителей на содействие образовательной организации максимальному познавательному развитию ребенка. И если в ежедневной деятельности дошкольника, согласно ФГОС ДО, в детском саду этому уделяется достаточно внимания, то современные родители зачастую не имеют достаточно свободных ресурсов — временных, эмоциональных, материальных и интеллектуальных, для организации эффективной познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях. Именно поэтому мы создали в наших стенах, «Семейный университет», что позволяет родителям с детьми дошкольного возраста в полной мере реализовать исследовательский потенциал и стимулировать познавательные потребности ребенка, а также удовлетворить социальный запрос родителей.
Решающее значение в развитии ребенка имеет не обилие информации, а способ ее усвоения. А лучший учитель, как известно — это мама. Поэтому мы создали условия для семейных систематических познавательно-исследовательских проектов, для поддержания детской инициативы и исследовательской активности не потребует от родителей значительных ресурсных затрат. А вот мы при этом можем решить множество важных задач: развитие исследовательского потенциала дошкольника, нормализация детско-родительских отношений, повышение качества психолого-педагогического просвещения и многое другое. Итогом занятий семьи в «Семейном университете» является выполнение и защита ребенком проекто-исследовательской работы на любую интересную ему тему. Как минимум три детских работы ежемесячно представляются семьями для защиты.
- Нельзя забывать и о том, что зачастую дети мало информированы о жизни взрослых членов семьи. Часто на вопросы о профессии мамы или папы можно услышать, что «работают они на работе», многие дошкольники лишены возможности общаться с бабушками и дедушками, и как следствие ничего не знают об их увлечениях, или даже не подозревают о необычных коллекциях, которые существуют в их семьях.
Для восполнения таких информационных пробелов мы внедряем целый ряд проектов, которые с одной стороны направленных на распространении информации о жизни семей наших воспитанников, а с другой способствуют повышению самооценки ребенка и его социального статуса в группе сверстников, развитию навыков самопрезентации и преодолению страха выступления перед аудиторией.
Цель проекта «Планета профессий» — не только знакомство с профессиональным миром взрослых, но и первый этап профориентации для дошкольников. Это один из самых длительных и самых успешных наших проектов. Он реализуется с 2010 года и за это время в гостях у наших воспитанников побывали представители 23 профессий: архитектор, реставратор, сценарист, коуч, дизайнер, инженер, кинолог и многие другие.
- Проект «Частная коллекция» очень нравится прежде всего родителям, ведь они имеют возможность рассказать о том, что им интересно и важно, о своей коллекции. Многие взрослые посветили коллекционированию не один год своей жизни. Но и для детей такие встречи имеют огромный развивающий потенциал: обогащение словаря, расширение преставлений об окружающим, стимулирование познавательной активности — это далеко не все плюсы проекта. С момента старта «Частной коллекции» прошло 6 лет, за это время обучающиеся и педагоги познакомились с поистине уникальными и ценными коллекциями: «Старинные монеты», «Автомобильные миниатюры», «Авторские куклы», «Тропические бабочки» и многие другие.
- Проект «ХоббиТы» всегда вызывает наибольший эмоциональный отклик у всех участников образовательного процесса. Ведь если бы специально организованный проект, то где бы дети дошкольного возраста смогли познакомится с опытным яхтсменом и научится вязать морские узлы, или узнать все о разведении черепах в домашних условиях? Но такой опыт полезен не только детям, проект позволяет продемонстрировать искреннею заинтересованность образовательного учреждения в тесном контакте со взрослыми членами семей воспитанников, и предоставить им возможность поделиться с другими важной информацией (рис. 3).
Рис. 3.
Таким образом, опыт внедрения инновационных форм взаимодействия семьи и образовательной организации работы позволяет достичь сразу нескольких целей:
– установление эффективных партнерских взаимоотношений между семьей и педагогическим коллективом;
– повышение эффективности информационно-просветительской работы;
– повышение уровня воспитательного потенциала семьи;
– развитие творческого и исследовательского потенциала всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Евдошина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. /Евдошина О. В.// Мир науки, культуры, образования. — 2015 — № 2. — С. 205–207.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. — 3-е изд., испр и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015–368.
3. Савенков А. И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики». Дошкольное воспитание № 2,2000 г, стр.8–17
4. Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности/ Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К.//Концепт. — 2014. — № 7. — С. 1–6.