В период войны с Российской империей на северном Кавказе возникает государство, которое объединило горские племена в борьбе за независимость — Имамат Шамиля. Во главе этого государственного образования встал расчётливый полководец и талантливый политик Имам Шамиль. Конечно, основная цель объединения разрозненных и зачастую конфликтующих друг с другом племён северного Кавказа — это совместная война против России, но также понятно, что лишь на одном противостоянии общему врагу создать прочное государство в долгосрочной перспективе было бы невозможно. Очевидно, что Шамиль это так же понимал, поэтому уделял внимание вопросам внутренней политики. Ясно, что, находясь в состоянии перманентного конфликта с огромной державой, Имам Чечни и Дагестана Шамиль не мог в достаточной мере уделить внимание внутренним вопросам своего государства, но некоторые шаги в укреплении позиций имамата были сделаны.
Кавказская война — это война двух разных народов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития. Война требовала от Шамиля огромных экономических вложений, при очевидном неравенстве сторон конфликта в ресурсах. Но кроме материальных ресурсов война требовала талантливый и образованных людей, нужны были такие люди и мирной жизни нового государства, а, следовательно, необходимо было уделить внимание вопросам науки, образования и культуры. Как и любому государству, имамату требовалась прочная база для дальнейшего развития, а ещё основу во многом ещё только предстояло создать, причем в тяжёлых условиях непрекращающийся войны. Развитая общая культура и образование, социальная сфера и экономика, основанные на общей для горцев религии — исламе, могли сыграть существенную роль в формировании единого государства, более прочного, чем союз племен, объединённых фигурой сильного и харизматичного лидера и опасностью поглощения сильным врагом. В такой ситуации задача развития социально-экономической сферы и, конечно, культуры, основанной на исламской традиции горцев Кавказа становиться одной из первостепенных.
Вопрос политики в различных сферах жизни общества внутри имамата Шамиля уже рассматривался ранее в историографии, но и сейчас не потерял своей актуальности. В отечественной постсоветской историографии данная тема представлена как в контексте исследований, затрагивающих широкий круг вопросов, так и в виде узконаправленных работ. Абдуллаев М. А. в своих работах, посвященных арабскому влиянию на культуру Дагестана, затрагивает, в контексте своей темы и исламскую культуру Дагестана в период имамата, в честности в своей работе 2001 года «Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане» [1]. В 1996 году публикуется работа исследователя из Махачкалы Гаджиева А. С. «Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX — начале XX веков», в которой некоторое внимание уделено и культуре имамата в качестве сравнения [3]. В рамках тем, связанных с культурой последующих периодов, образование и культура периода Кавказской войны и имамата Шамиля рассматриваются в работах Гаджиева Ф.Г [4]. Необходимо так же отметить историков, которые создали труды, охватывающие широкий круг вопросов, в том числе и вопросы, связанные с образованием и имамате. Среди таких трудов — работа В. В. Дегоева «Имам Шамиль: пророк, властитель, воин». В ней, в контексте характеристики Шамиля как властителя раскрывается круг вопросов, связанных с внутренней политикой [8]. Ещё одним важным трудом, затрагивающим вопросы образования и культуры в имамате в годы Кавказской войны в контексте широкого исследование народов Кавказа и Кавказской войны, является работа известного исследователя-востоковеда Блиева М. М. «Россия и горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации» 2004 года издания [2]. Кроме научных статей и монографий тема образования в имамате Шамиля фигурирует в диссертациях исследователей, в особенности среди учёных, продевающих и работающих на территории современных республик Кавказа. Интерес в рамках истории или других дисциплин к различным аспектам внутренней политики в имамате Шамиля показывает, что данная тема в современности не потеряла своей актуальности не в последнюю очередь благодаря политической составляющей. Следует отметить, что исследования, посвящённые имамату, относятся не только к историческим дисциплинам, но и педагогике и политологии. Многие аспекты внутренней политики Шамиля могут выступают как ориентиры или нравственные маяки в современной педагогике. В 2000 году в Махачкале была защищена диссертация «Образование и воспитание в имамате Шамиля» Расуловой Зумрат Магомедовной на соискание степени кандидата педагогических наук [10]. В 2006 году, в этом же городе состоялась защита диссертации «Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля» Рамазановой Б. Ш. на соискание степени также по педагогической специальности [9]. В этом же году, в Махачкале Ю. У. Дадаев защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук «Государство Шамиля: социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления», где были затронуты в том числе и вопросы образования в имамате [6]. В дальнейшем Дадаев продолжил свои научные изыскания по данной проблеме и выпустил в 2015 году монографию «Государственное образование (имамат) Шамиля: органы власти и управления». В работе была представлена новая точка зрения на политику Шамиля и роль России в жизни горских народов северного Кавказа [7]. Однако в последствии робота подверглась критике из-за слабой методологической базы и поверхностного отношения к источникам. В частности, критически по отношению к труду Дадаева высказалась П. И. Тахнаева в статье «имамат Шамиля в современной историографии», где был сделан вывод, что труд Дадаева ввиду предвзятости и искажения источников не является научным [11;203–204].
Война, которую вел имам против Российской империи требовала экономических ресурсов и сплочённости народа. Для этих целей было необходимо решать социально-экономические и политические вопросы внутри государства. Спектр проблем, связанных с этой темой, так же попадает в поле зрения современных исследователей. Труд Казиева Ш. М. «Повседневная жизнь народов северного Кавказа XIX веке», изданный в 1999 в Махачкале, несмотря на ярко выраженный научно популярный характер, даёт четкую картину общественной жизни в имамате, затрагивая как социальную так экономическую сферы общественной жизни.
Ещё одна важная тема в современной историографии — личность Шамиля. Это одна из самых популярных тем, если смотреть статистически. Тема личности Шамиля, его роли в борьбе против Российской империи и объединении горских племён — не только важна с научной точки зрения, но ещё и зачастую политически окрашена. Без сомнения, личность имама неоднозначна, как и его биография, что создаёт широкое поле для интерпретации источников и представлении фактов так, как выгодно исследователю. В 2013 выходит статья Дадаева, «Имам Шамиль — руководитель имамата — государства на северо-восточном Кавказе», где он делает выводы, часть из которых, в последствии были изложены в монографии 2015 года, и были оспорены Тахнаевой, и названы не соответствующими требованиям науки именно из-за предвзятости автора [11; 210]. В 1998 году Халилов А. М. в Махачкале издаёт несколько работ посвященных Шамилю в войне и его памяти. Его работа «Шамиль и Кавказская война» посвящена имаму как лидеру и полководцу. Так же, исследованиями личности имама занимались такие дагестанские исследователи как Гамзатов Г.Г, издавший письма Шамиля и выпустивший несколько работа с анализом в 1996–1998 годах [5]. Ещё один дагестанский исследователь Даниялов Г. Д. на рубеже тысячелетий выпустил книгу «Имам Шамиль», целиком посвященную личности правителя и лидера народов Чечни и Дагестана.
И ещё один аспект внутренней политики имама Шамиля — религиозный.
Эта тема так же важна для понимания сути такого государственного образования, как имамат Шамиля. Исламская религия была одним из стержней, которые объединили разрозненные народы северного Кавказа. Религиозное единство различных народов Кавказа вокруг религиозного же лидера было важным фактором объединения. Вопросам религиозной политики внутри имамата посвящены работы Хисматулина А. А. и Ханбабаева К. М. Оба исследователя рассматривают вопросы религии в имамате в контексте суфизма на Кавказе и в целом. Труд Хисматулина «Суфизм», изданный в Санкт-Петербурге в 1999 представляет северокавказский суфизм в году Кавказской войны и контексте мирового суфизма [13]. В тоже время, дагестанский исследователь К. М. Ханбабаев посвятил несколько статей именно дагестанскому суфизму, в том числе и в период имамата [12].
Таким образом, мы видим, что спектр вопросов, поднимаемых современными исследователями достаточно широк. Несмотря на то, что личность и деятельность имама Шамиля вызывала интерес уже достаточно давно и в разное время ему было посвящено много работ, тема, связанная с Шамилем и созданным им государством, не теряет своей актуальности. До сих пор остаётся простор для исследования отдельных аспектов этой проблемы. Кроме того, современные методологические подходы, такие как история повседневности или история побеждённых могут представить картину Кавказской войны и имамата с неожиданного ракурса. В современной отечественной историографии по сей день мало работ, которые используют новые подходы в истории, а по теме имамата или личности Шамиля таких работ нет вовсе. Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание — подавляющая часть работ, посвященных Шамилю издаётся в Дагестане, что, конечно, объяснимо. Во-первых, имам Шамиль является значимой фигурой для народа Дагестана и вполне понятно стремление исследователей заполнить белые пятна в исследованиях своего национального героя. Во-вторых — доступность источников и широкий простор для архивных исследований. Однако, вполне возможно, что в современной историографии по данной проблеме существует нехватка трудов с новым взглядом на проблематику и новым подходом в методологии. Таким образом, дальнейшее развитие темы внутренней политики имама Шамиля видится нам перспективным именно с точки зрения применения новых подходов в методологии.
Литература:
- Абдуллаев М. А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане. // Ислам и исламская культура в Дагестане. — М., 2001.
- Блиев М. М. Россия и горцы большого Кавказа. На пути к цивилизации. М. Мысль. 2004. — 880 с
- Гаджиев А.-Г. С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX — начале XX веков. — Махачкала, 1996.
- Гаджиева Ф. Г. К изучению проблемы развития школьного образования в Дагестане в XIX — начале XX веков. (Из историографии проблемы). — Махачкала, 2003.
- Гамзатов Г. Г. На орбите арабовосточных традиций. — М., 1996.
- Дадаев Ю. У. Государство Шамиля: социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления: дис. … док. ист. наук 07.00.02. — Махачкала, 2006. — 540 с.
- Дадаев Ю. У. Государственное образование (имамат) Шамиля: органы власти и управления. — Махачкала: Эпоха, 2015. — 503 с.
- Дегоев В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. Москва: Русская панорама, 2001. — 374 с
- Рамазанова Б. Ш. Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля: дис. … канд. пед. наук 13.00.01. — Махачкала, 2006. — 169 с.
- Расулова З. М. Образование и воспитание в имамате Шамиля: дис. … канд. пед. наук 13.00.01. — Махачкала, 2000. — 156 с.
- Тахнаева П. И. Имамат Шамиля в современной историографии // Историческая экспертиза. Журнал рецензий. — 2016. — № 1. — с. 200–219
- Ханбабаев К. М. Мусульманский мистицизм на Северо-Восточном Кавказе (на примере Дагестана) // Исламоведение. — 2009. — № 1. — 110–122 с.
- Хисматулин А. А. Суфизм. — Спб., 1999. — 272 с.