Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 07.02.2018

Статья просмотрена: 4096 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Т. Д. Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте / Т. Д. Федотова, В. С. Найданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48208/ (дата обращения: 16.11.2024).



Анализ состояния здоровья, показателей физического развития и физической подготовленности школьников за последние десятилетия в нашей стране, указывает на тенденцию к значительному ухудшению этих параметров организма. Особую озабоченность врачей и учителей физической культуры вызывают постоянные прогрессирующие заболевания у детей: сердечно-сосудистой, дыхательной системы нарушение опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенные стали различные нарушения осанки. А ведь правильная осанка здоровый позвоночник залог хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Количество детей с нарушением осанки возрастает с каждым годом по данным НИИ гигиены детей и подростков у 40 % детей обнаружены нарушения осанки, особенно это прослеживается в среднем школьном возрасте.

Коростылев Н. Б. считает, что правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата, и всего организма человека [4, с. 18].

Калюжнова И. А. утверждает, что нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность всех систем организма, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление [2, с. 56].

Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в школьном возрасте осанка.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности, и увеличиваются статические напряжения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию нарушений в частности нарушений осанки.

«Движения лучшая медицина для тела», писал немецкий врач Фридрих Гофман. С этим трудно не согласиться, поскольку целебное действие физических упражнений известно давно.

В основе метода лечебной физической культуры лежит лечение физическими упражнениями.

Для правильного построения методики восстановительного лечения при различных нарушениях осанки необходим правильный выбор эффективных гимнастических упражнений.

Развивая данную мысль, Е. Н. Вавилова уточняет, что главным средством предупреждений нарушений осанки в школьном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц — разгибателей спины и мышц живота [1, с. 45].

По мнению профессора С. Н. Поповой физические упражнения –ведущее средство устранения нарушения осанки. Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушения осанки [6, с. 24].

Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими, их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают симметричные и ассиметричные корригирующие упражнении. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения.

Профилактику здоровья позвоночника нужно начинать в раннем возрасте. При малейших отклонениях от нормы следует обращаться к специалисту, ведь нормальная жизнедеятельность организма невозможна без полноценной работы опорно-двигательного аппарата.

Однако главной и основной причиной нарушения осанки по данным многих авторов, Епифанова В. А.; Калюжнова И. А.; Каштанова Г. В.; Кокешова И. А. Попова С. Н. является слабость мышечно-связочного аппарата, возникающая вследствие недостаточной двигательной активности. Отклонения от правильной осанки принято называть нарушением, или дефектом осанки [3, с. 49].

На занятиях по лечебной физкультуре надо учитывать направленность физических упражнений, чтобы правильно влиять на функции организма, что очень важно.

Регулярные занятия упражнениями тренируют нервное управление в организме, поэтому увеличивается сила подвижность и уравновешенность нервных процессов в организме, что способствует быстрейшему выздоровлению

Для правильного использования лечебной гимнастики необходимо грамотно построить методику проведения упражнений включить дыхательные упражнения и упражнения на развитие силы мышц.

Плоская спина — один из видов нарушений осанки определяется при уменьшении физиологических изгибов. Все физиологические изгибы при плоской спине сглаживаются, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещается кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед, мышцы туловища расслаблены.

Основная задача гимнастики при развитии плоской спины укрепление всей мускулатуры туловища сначала из исходного положения, лежа, затем сидя, стоя. В занятия включают упражнения для глубоких мышц спины; упражнения для мышц, увеличивающих наклон таза, упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении.

В основе занятий лечебной гимнастики лежит принцип упражняемости, упражнения необходимо проводить систематически и дозировано, что составляет общую тренировку мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки ребенка, его возраста.

Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища,

Профилактика нарушений осанки — процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у школьников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, на занятиях ЛФК.

На занятиях по лечебной физкультуре надо учитывать направленность физических упражнений, чтобы правильно влиять на функции организма, что очень важно [2, с. 64].

Регулярные занятия упражнениями тренируют нервное управление в организме, поэтому увеличивается сила подвижность и уравновешенность нервных процессов в организме, что способствует быстрейшему выздоровлению.

Под влиянием регулярных занятий лечебной физической культурой мышечная система ребёнка укрепляется, позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении [3, с. 44].

Упражнения в лечебной гимнастике бывают общего характера и специального. Общие упражнения оздоравливают весь организм и стимулируют физиологические процессы.

Упражнения специального характера направлены только на ликвидацию патологического процесса или нарушенной функции.

К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища.

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются Общеразвивающие упражнения, дыхательные специальные упражнения, упражнения на расслабление

Правила проведения гимнастики лечебного направления должны знать все, кто проводит упражнения, и кто выполняет их.

Епифанов назвал их принципами проведения лечебной гимнастики.

  1. Для каждого занимающегося лечебной гимнастикой должно индивидуально дозироваться упражнения и учитываться нарушенная функция.
  2. Упражнения проводить системно правильно сделать подбор и применять их в определенной грамотной последовательности.
  3. Развитие функциональной системы организма можно добиться только, применяя упражнения регулярно.
  4. Восстановление потерянных, нарушенных функций процесс очень длительный, поэтому выполнять упражнения необходимо очень длительно.
  5. Чтобы было интересно на занятиях надо обновлять упражнения 10 % каждое занятие остальные закреплять.
  6. Нагрузка должна распределяться умеренно и длительно или дробно, эффект от упражнений будет выше, чем от усиленной нагрузки.
  7. Все упражнения надо чередовать с восстановлением сил. «Отдохнул- Выполнил».
  8. Для адаптации всего организма к нагрузке необходимо применять упражнения общетонизирующие на весь организм на все мышцы на все суставы.
  9. Возраст не маловажный фактор, который надо учитывать при проведении гимнастики лечебного действия [5, с. 28].

Лечебная гимнастика с помощью специальных упражнений увеличивает подвижность позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса и спины и увеличивают угол наклона. Рекомендуют применять исходные положения, лежа, лежа на наклонной плоскости.

Литература:

  1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник.-М.:ГЭОРАР-МЕД, 2012.-560с.
  2. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. / Иваницкий М. Ф. Учебник для ИФК. — М.: ФиС, 1985. — С. 264.
  3. Калюжнова И. А. Лечебная физкультура.-Ростов н/Д:Феникс,2008.-349с.
  4. Козлова Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб.пособие\ Л. В. Козлова, С. А. Козлов,Л. А. Семенко; под общ.ред Б. В. Кабарухина.-Изд.9-е Ростов н\Д:Феникс,2014.-475с.:ил.-(Среднее медицинское образование).
  5. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. / Ловейко И. Д. — Л.: Медицина, 2002. — 183 с.
  6. Попова С. Н. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья-Изд.5-е-Ростов н\Д:Феникс,2008.-602с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, лечебная гимнастика, нарушение осанки, правильная осанка, грудная клетка, занятие, организм, плоская спина, школьный возраст, быстрейшее выздоровление.


Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос