С ранних лет у каждого человека формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Исследования учеными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине XX в. (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI вв. выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г. Н. Данилина, Л. Ю. Ильина, Ю. Н. Мамонова, М. Ю. Новицкая, А. А. Остапец, Л. И. Русских, М. Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является старший дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В. С. Мухина).
В настоящее время существует множество программ по формированию знаний детей дошкольного возраста о родном крае с использованием регионального компонента, в которых представлено основное содержание работы, активно разрабатываются педагогические технологии патриотического воспитания дошкольников, идет поиск новых методов и приемов. В связи с этим, ряд исследователей (Завьялова Т. П., Бочарова Н. И., Л Е. Куприна, Л. Павлова и другие) обращают внимание на использование эколого-туристической деятельности в условиях ДОУ.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.
Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные методы и приемы. Одним из таких методов является организация эколого-туристической деятельности.
Данный вид организационной работы с детьми в ДОУ еще недостаточно разработан и изучен. Организация эколого-туристической деятельности очень редко применяется воспитателями детских садов. Но туристическая деятельность в патриотическом воспитании может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Введение элементов туристической деятельности в образовательно-воспитательный процесс даёт возможность воспитателю решить вопросы, от которых зависит успех его деятельности.
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми определенной нормы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование в детях позиции субъекта.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, развить его познавательные навыки и умения, необходимо содержание образования связать с близкой и доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.
Литература:
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. /Н. И. Бочарова. — Москва, 2004.
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова.- М. 1982.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию./ О. А. Воронкович. — Санкт –Петербург «Детство-Пресс» 2007.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. — М.: Детство-пресс, 2009. — 324 с.
- . Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5–7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. — Волгоград, 2008. — 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
- Лихачев Д. С. Экология культуры «Памятники Отечества»/Д. С. Лихачев. М.:– 1980. — № 2
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М. 1990.
- Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 74–77.
- Симонович Я. М. Детский сад. Прошлое в настоящем./ Я. М. Симонович, А. С. Симонович. — Сфера, 2014