Статья посвящена конституционной обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях в РФ, о которой в современной науке конституционного права нет комплексного исследования, несмотря на ряд актуальных вопросов: уровень материального благосостояния, состояние здоровья (наличие инвалидности, хронических заболеваний, способности к самообслуживанию) нетрудоспособных родителей и т. д.
Ключевые слова: конституционное право, конституционная обязанность, государство, дети, родители, забота.
Конституция РФ является нормативным актом высшей юридической силы, закрепляющая основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Необходимым условием для установления взаимоотношений между государством и человеком по поводу реализации его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека и гражданина, поскольку не существует прав без обязанностей, также как и обязанностей без прав [1, с. 128].
Основные обязанности человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации, имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, а также находятся на высшем конституционном уровне (никакой другой нормативно-правовой акт не должен противоречить конституционным обязанностям).
Одной из основных функций системы конституционных обязанностей выступает участие граждан в процессе достижения и поддержания устойчивого правового порядка, в том числе внесение собственного «вклада» в урегулирование наиболее значимых общественных отношений.
В научной юридической литературе существуют различные мнения и подходы к определению понятия «конституционная обязанность».
Например, Е. И. Козлова дает следующее определение понятию основные конституционные обязанности: «это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан» [2, с. 242].
С точки зрения Г. Н. Комковой, «конституционная обязанность — это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции РФ необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения, а также ответственность в случае его неисполнения» [1, с. 115].
А. П. Панов видит конституционную обязанность как продиктованную реалиями общественного развития государственно целесообразную необходимость должного поведения личности, закрепленную на конституционном уровне, с целью наиболее полного и последовательного воплощения в жизнь идеалов демократического и правового государства [3, с.7].
Как считают В. П. Щенников и Н. В. Анциферов, конституционная обязанность представляет собой меру должного поведения, которая является необходимым элементом механизма правового регулирования [4, с. 249].
Б. С. Эбзеев под конституционными обязанностями понимает: «требуемые Конституции Российской Федерации определенные виды и объем должного поведения человека» [5, с. 162].
Абсолютно любое авторское видение определения понятия «конституционная обязанность» не является окончательным или универсальным.
На наш взгляд, конституционные обязанности — это закрепленные в Основном законе (Конституции РФ) требования, которые в интересах государства, общества и других граждан обязаны соблюдать все члены общественных отношений без исключения.
Одной из таких обязанностей, закрепленных в ч.3 ст.38 Конституции РФ, выступает забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях [6]. На смену заботе родителей о своих детях приходит забота со стороны, достигших совершеннолетия, трудоспособных детей о своих, нуждающихся в помощи, родителях.
Следует отметить, что само понятие «забота» характеризуется как деятельно-заинтересованные взаимоотношениями между людьми, основанные на: 1) мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь или чего-нибудь (забота о человеке); 2) внимание, попечение и уход (окружить кого-нибудь заботой). Заботиться — это проявлять беспокойство о чьих-либо проблемах и содействовать в их решении [7].
На основании комплексного анализа научной юридической литературы, посвященной проблеме конституционных обязанностей человека и гражданина, мы пришли к выводу, что в современной науке конституционного права нет единства в понимании термина «конституционная обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях». Поэтому, представляется целесообразной более углубленная дальнейшая разработка заявленной темы исследования.
Для раскрытия сущности понятия «конституционная обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях», в рамках нашего исследования, обратимся к нормам семейного законодательства РФ, а затем сформулируем собственное определение данной конституционной обязанности.
На основании п. 1 ст. 87 Семейного кодекса Российской Федерации, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них [8].
Нетрудоспособные родители — это нетрудоспособны граждане, полностью или частично утратившие способность к труду в связи с достижением пенсионного возраста (соответственно 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), а также лица, имеющие стойкое нарушение здоровья вследствие врожденных или приобретенных травм и заболеваний, в том числе инвалидность [9].
Признание лица нетрудоспособным и выдача соответствующего заключения, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) [10].
Согласно ст. 87 СК РФ забота о родителях имеет не только моральный характер поддержки, но и правовой, связанный с материальным обеспечением, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи. Как правило, нуждаемость родителей в помощи со стороны совершеннолетних, трудоспособных детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального благосостояния на уровне прожиточного минимума.
При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях, а также при наличии особых обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ (тяжелой болезни либо необходимости оплаты постороннего ухода за родителями и т. д.), дети могут быть привлечены к участию в несении дополнительных расходов, порядок и размер которых устанавливается судом.
Семейным кодексом РФ (ч.5 ст.87) предусмотрено, что дети могут быть освобождены от своих обязанностей по содержанию нетрудоспособных родителей, в случае, если в судебном порядке будет доказано, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей. Однако в юридической практике встречаются исключения — это ситуации, когда трудоспособные, совершеннолетние дети, которым был предъявлен иск, не отказываются от алиментных обязательств по содержанию своих, лишенных родительских прав, родителей. Соответственно суд может принять решение о выплате алиментов в пользу родителей.
Вопрос о выплате алиментов родители и дети могут решать самостоятельно путем заключения соглашения, предусмотренного ст. 99 Семейного кодекса РФ [8]. Все спорные ситуации, возникающие по вопросам алиментных обязательств совершеннолетних детей перед родителями, решаются в судебном порядке на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Среди полномочий Конституционного Суда Российской Федерации является защита и обеспечение общепризнанных прав, свобод и обязанностей личности, в том числе восстановление нарушенных прав и свобод гражданина [11, с. 1867].
В основе правового регулирования отношений, возникающих в связи с исполнением трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, конституционной обязанности по заботе о своих нетрудоспособных родителях, по мнению Конституционного Суда РФ, лежит требование необходимости обеспечения баланса интересов сторон алиментных отношений. Суть данного принципа заключается в надлежащем обеспечении сохранения необходимого уровня жизнеобеспечения как получателю, так и плательщику алиментов [12, с. 15].
Правоотношения по поводу взыскания алиментов в пользу нетрудоспособных родителей возникают в результате следующих обстоятельств:
- Наличие родственных связей, подтвержденных официальными документами уполномоченных органов, между совершеннолетними детьми и нетрудоспособными, нуждающимися в помощи, родителями.
- Возрастные ограничения и наличие факта трудоспособности ребенка: дети, с которых предполагается взыскание алиментов, должны достичь возраста совершеннолетия, быть трудоспособными и не иметь инвалидности. С другой стороны, несовершеннолетние дети, признанные органами опеки и попечительства либо судом полностью дееспособными, не являются алиментно-обязанными в отношении своих нетрудоспособных родителей.
- Доказательства нуждаемости родителей, возникшей вследствие имеющейся у них нетрудоспособности [13, с.125, 127].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что конституционная обязанность трудоспособных и совершеннолетних детей по заботе о нетрудоспособных родителях — это закрепленные в российском законодательстве и являющиеся обязательными для исполнения, морально-правовые требования, предъявляемые к трудоспособным, достигшим восемнадцати лет, гражданам по заботе о своих родителях, признанных нетрудоспособными.
Литература:
- Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для бакалавров /Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 457с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014. — 592с.
- Панов А. П. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации: диссертация... канд. юрид. наук / Панов А. П. — Саратов, 2008.- 193 с.
- Щенников В. П., Анциферов Н. В. Юридические обязанности в системе Конституции /В. П. Щенников, Н. В. Анциферов//. — Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. — Вып. № 1–2(61). — Т.2. — С. 249–253.
- Эбзеев Б. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов /Под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от т 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: https://profilib.com/chtenie/72352/sergey-ozhegov-tolkovyy-slovar-russkogo-yazyka.php. (дата обращения 15.06.2017г.).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят Государственной Думой 08.12.1995) (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1996. N1. Ст. 16. Российская газета. 1996. N 17.
- О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) СЗ РФ. 24.12.2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.
- Приказ Минтруда России от 11.10.2012 N 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // Российская газета. N 301. 28.12.2012.
- Зубкова В. С. Принцип единства прав и обязанностей личности в решениях конституционного суда РФ /В. С. Зубкова//. — Актуальные проблемы российского права, 2014. — Вып.№ 9(46). — С.1865–1870.
- Низамиева О. Н. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования положений семейного законодательства в сфере алиментирования // Семейное и жилищное право. — М.: Юрист, 2015. — Вып. № 5. — С.13–16.
- Ибрагимова Н. Ш. Особенности правового регулирования института алиментных обязательств в семейном праве Российской Федерации /Н. Ш. Ибрагимова//. — Ленинградский юридический журнал, 2013. — Вып. № 2(32). — С.125–131.