В данной статье рассмотрены проблемы образования радиоактивных отходов и обращения с ними, а также подходы к правовому регулированию обращения с радиоактивными отходами.
Ключевые слова: радиоактивные отходы, обращение с радиоактивными отходами, законодательство, юридическая ответственность.
Масштабное использование ядерных материалов и радиоактивных веществ в энергетике, а также в других сферах обуславливает проблему образования огромного количества радиоактивных отходов.
Так, по данным Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в 2015 году на территории Российской Федерации образовалось 1,82Е+6 м3 радиоактивных отходов, из них размещено в пунктах длительного хранения 9,25E+5 м3, в свою очередь, в 2016 году указанное образование равнялось 1,52Е+06 м3 радиоактивных отходов, из них было размещено в пунктах длительного хранения 5,96E+04 м3 [2].
В первую очередь образование такого количества радиоактивных отходов приводит к экологическим проблемам, а именно к риску загрязнения окружающей среды в связи с возможностью радиационного заражения гидросферы, атмосферы, почв и причинения вреда для человека.
Следовательно, проблема образования радиоактивных отходов предопределяет потребность в правовом регулировании обращения с радиоактивными отходами.
Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации [1].
Радиоактивные отходы образуются при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла и других радиационных объектов; при использовании радиоактивных веществ и радионуклидных источников в производственных, научных и медицинских организациях; при реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами; при радиационных авариях; при обращении с материалами и изделиями с повышенным содержанием природных радионуклидов; при осуществлении видов деятельности, приводящих к концентрированию природных радионуклидов в образующихся отходах.
Государственная политика в области обращения с радиоактивными отходами основывается на необходимости комплексного решения проблем нормирования их получения, образования, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспортирования и хранения [1].
В законодательстве Российской Федерации предусматриваются как общие требования и меры по обращению с радиоактивными отходами, так и конкретные. В частности, общие требования и меры, касающиеся радиоактивных отходов, установлены в Федеральных законах от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» (статьи 40, 48, 51) и от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (статья 2), а конкретные, в свою очередь — в Федеральных законах от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об использовании атомной энергии» и от 11.07.2011 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» радиоактивные отходы, как и отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В Федеральном законе «Об использовании атомной энергии» установлены конкретные требования и меры по поводу хранения или захоронения радиоактивных отходов. Согласно статье 48 данного закона при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения, а также должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии.
Кроме того, хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.
В российском законодательстве предусматриваются такие организационно-правовые меры, обеспечивающие безопасное обращение с радиоактивными отходами, как государственный учет и контроль и юридическая ответственность.
Государственный учет и контроль радиоактивных отходов является основной мерой регулирования обращения с такими отходами.
Так, согласно статье 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю для определения наличного количества этих отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
Соответственно, за нарушение требований в области обращения с радиоактивными отходами законодательством Российской Федерации предусмотрены гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственности.
Таким образом, проблема образования огромного количества радиоактивных отходов тесно связана с проблемой обращения с ними. К тому же, обращение с данным видом отходов должно осуществляться экологически корректно. Следовательно, образование радиоактивных отходов и обращение с ними требует законодательно закрепленного правового регулирования, способного в полной мере справиться с данными проблемами.
Литература:
- Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об использовании атомной энергии» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». — М.: Минприроды России; НИА-Природа. — 2017. — 760 с.