В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье.
Ключевые слова: семья, ребёнок, воспитание, мать, отец, общество, адаптация, общение.
Семья — это главная ячейка общества, где закладываются основные столпы мировоззрения человека, влияющие на всю его дальнейшую жизнь. Именно там человек получает первую информацию об окружающем мире и человеческом обществе, там у него формируются первые представления о жизни.
Известно, что многие известные люди выросли личностями с большой буквы именно потому, что в раннем детстве рядом с ними была их семья, в котором они и стали знаменитыми писателями, учёными и исследователями. Максим Горький, Чингиз Айтматов, Эркин Вахидов, Абдулла Арипов. Этот список можно продолжать ещё очень долго. Они все очень разные. Но в своих воспоминаниях они вспоминают свои семьи и атмосферу. Если внимательно изучить эти воспоминания, то окажется, что делали бабушки, матери, отцы, деды и другие их родственники: они внимательно слушали детей, прислушивались к их мнению.
Этот аспект их воспитания не стоит оставлять без внимания.
Реалии сегодняшней жизни таковы, что дети XXI века намного развиты, чем дети на рубеже XX века.
Они превосходят своих сверстников во всём — в росте, весе, физической силе и информированности. Это, конечно, создает некоторые трудности в воспитании детей.
Ещё одна дополнительная трудность заключается в постоянной занятие старших. В наши дни стремление к обеспечению семьи всем необходимым вынуждает старших членов семьи, то есть родителей, много работать, они возвращаются с работы уставшими и вымотанными. Конечно, при таком раскладе у них остается мало времени для воспитания ребёнка.
Как было отмечено выше, дети дошкольного возраста — категория, которая требует особого отношения к себе. Это возраст, в котором ребёнка интересует всё, что его окружает. Именно поэтому, в силу своей любознательности он попадает в различные ситуации и передряги. Родители в таких случаях, в большинстве своем ограничиваются только его наказанием, хотя было бы правильно объяснить ребёнку, в чём заключается его ошибка и подсказать, что надо делать, чтобы в дальнейшем избежать его повтора.
Путем исследований было установлено, что в неполных семьях воспитать ребёнка труднее, ежели в полной. Потому что для формирования модели поведения ребёнку нужен личный пример каждого родителя. Именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы после развода родители, во имя ребёнка, смогли сохранить добрые отношения. Дети до шести лет часто подражают кому-то, который в их понимании является их идеалом. Чаще для мальчиков таковыми являются различные супергерои, а девочки мечтают стать принцессами. С возрастом, конечно, это проходит.
Некоторые родители в воспитании детей допускают излишнюю строгость, не разрешают шалости и наказывают за малейшие ошибки. Такие дети вырастают замкнутыми, пугливыми и асоциальными. Как правило, они испытывают определенные трудности в адаптации в обществе.
Другие родители, наоборот, в воспитании детей допускают излишнюю мягкость и вседозволенность, что, конечно же не может пойти на пользу ребёнку — они вырастают эгоистичными и избалованными, что, опять же, создает трудности в адаптации в социуме.
Роль каждого родителя в воспитании детей несколько разнится.
Матери, например, ответственно за эмоциональное воспитание детей. Они помогают детям в правильном вращении в них таких чувств, как любовь к людям, животным, доброта, внимательность и чуткость. Отцы же отвечают за их ориентацию в реальном мире, где зачастую правит сила и чувство превосходства. Дети, очень часто, перенимают такое воспитание через призму взаимоотношений с родителями.
В детском дошкольном возрасте важно живое общение с ребёнком. Это время, когда он ещё не полностью знаком с миром вне семьи и детского сада, и поэтому он пока не способен сделать правильные выводы из той или иной истории и сделать соответствующие выводы.
Очень часто в воспитании родители совершают типичные ошибки: они, на основе собственного, часто негативного опыта формируют в сознании ребёнка неверное представление.
Например, отец, имевший проблемы с законом, внушает своему ребёнку мысль, что полицейские плохие люди и так как папа для ребёнка авторитет, он вырастает в убеждении, что от представителей этой профессии нельзя ждать ничего хорошего.
Как было отмечено выше, личный пример — самый важный. Мать сама неопрятная и сварливая, не может ожидать от дочери, что она будет расти чистоплотной и вежливой, а отец, вечно конфликтующий с другими и выпивающий, в будущем не может ждать от сына иного поведения.
В современном обществе функцию воспитания часто берут на себя различные гаджеты. Это, может быть, удобно для родителей, но ничто не заменит в семье живого общения. В наш быстрый век общение между членами семьи бывает весьма ограниченным — родители работает, ребёнок посещает детский сад. Они встречаются только за завтраком или ужином. Именно это время можно превратить в процесс воспитания. Во время завтрака можно с ребёнком составить план на день, а во время ужина подвести его итог, анализируя действия ребёнка. При этом надо терпеливо отвечать на его вопросы. Важно, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость, что его мнением и делами интересуются его родители. Это может помочь в дальнейшем избежать множества проблем в семье.