Данная статья раскрывает особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса. В статье раскрываются особенности порядка проведения аудита на данных субъектах, рассмотрены факторы риска при проведении аудита предприятия малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, аудиторская проверка, аудит предприятия, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, ФСАД.
В современной российской экономике предприятия малого бизнеса стали важным сектором, оказывающим большое влияние на улучшение социально — экономической ситуации в России. Следовательно, приобретает актуальность правильная организация бухгалтерского учета и аудита предприятий малого бизнеса.
Становление и развитие аудита как в России, так и за рубежом, привело к необходимости унификации всей аудиторской деятельности. Впоследствии стали развиваться аудиторские стандарты, применяемые сначала в национальных рамках, а затем и в международной практике. Отметим, что среди современных нормативных актов нет единого, который всецело регулировал бы аудит предприятий, относящихся к малому бизнесу.
При проведении аудита на предприятии малого бизнеса, применяются такие же стандарты, как и на других видах предприятий в РФ. Необходимо подчеркнуть, что при проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, аудиторам следует применять стандарты аудиторской деятельности в полном объеме.
В тоже время, процесс аудита на предприятиях малого бизнеса обладает рядом специфических особенностей [4, c. 95].
Данные особенности вызваны следующими обстоятельствами:
– полным отсутствием или ограничением разделения полномочий сотрудников, которые должны отвечать за подготовку и ведение бухгалтерского учета на данном предприятии;
– превышающим влиянием руководства на все стороны деятельности предприятия.
При проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, особое внимание нужно обратить на следующие факторы риска:
– учетные записи на предприятии могут вестись нерегулярно, без соблюдения формальных требований и не полностью отражать положение дел, что существенно повышает риск искажений бухгалтерской и финансовой отчетности;
– вследствие небольшого количества учетных работников, очень трудно обеспечить соответствующее разделение их ответственности и полномочий;
– если на предприятии малого бизнеса осуществляется значительное количество операций за наличные деньги, может быть ситуация, когда выручка занижается или вовсе не фиксируется, а расходы при этом завышаются;
– при небольшом числе сотрудников, которые ведут бухгалтерский учет, осложнены или вовсе невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что в свою очередь повышает риск образования ошибок и искажений бухгалтерской отчетности [2, c. 61].
На предприятиях малого бизнеса еще один риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной техники. Если на аудируемом предприятии применяется лишь один компьютер с упрощенной программой учета, то для бухгалтера или у его подчиненных возникает возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом и вносить в систему операции задним числом или проводить операции, которые не получили одобрения у руководства.
Превышающее влияние руководства на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса может быть как положительным, так и отрицательным при воздействии на систему внутреннего контроля и достоверность составления бухгалтерской отчетности.
«Также необходимо отметить, что оценка и документирование ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны соответствовать масштабу аудируемого экономического субъекта, для предприятий малого бизнеса, такое документирование возможно проводить в упрощенном варианте, по сравнению с документированием более крупных экономических субъектов» [1, c. 46].
На стадии составления плана проведения аудита на предприятии, аудиторской организации следует всесторонне ознакомиться с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого субъекта.
Перед началом процесса аудита на предприятии малого бизнеса, следует провести согласование договорных условий проведения аудита, раскрыть права и обязанности аудиторской организации и аудируемого субъекта. Также обязательно необходимо огласить руководству предприятия о том, что все этапы составления бухгалтерской финансовой отчетности подлежат его ответственности. То есть подготовка, составление и своевременное предоставление бухгалтерской финансовой отчетности несет руководитель аудируемого предприятия.
Аудиторская организация в свою очередь, несет ответственность за все этапы проведения аудита. То есть подготовку, составление, формирование акта о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого предприятия.
В процессе проведения аудита предприятия малого бизнеса, в прочем как и в случае аудита любых экономических субъектов, необходимо тщательно составлять план работы, проводить анализ специфики деятельности аудируемого субъекта, изучать применяемую систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
«На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для предприятий малого бизнеса значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок» [3, c. 90].
При учете специфики аудиторского риска на малых предприятиях, аудиторской организации необходимо исходить из того, что
составленный акт аудиторской проверки о степени достоверности бухгалтерской отчетности должен в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, которые были получены при проведении аудиторских процедур.
В процессе сбора и оценки информации о малом предприятии, аудиторской организации следует учитывать специфику нормативной базы данных субъектов, а именно:
– упрощенный порядок регистрации, сертификации и лицензирования предприятий малого бизнеса;
– упрощенный порядок составления государственной и статистической бухгалтерской, финансовой отчетности;
– разрешенность применения субъектами малого бизнеса без помощи иных удостоверенных форм при документировании хозяйственных операций, представление форм бухгалтерской финансовой отчетности на бланках, которые выполнены без помощи других;
– меры поддержки со стороны государства субъектов малого бизнеса, воздействующие на их финансово-хозяйственную деятельность;
– специфические особенности регионального и местного законодательства, которое оказывает значительное влияние на функционирование малого бизнеса.
«У предприятий малого бизнеса доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем у средних и больших экономических субъектов. Вся база данных субъекта малого предпринимательства должна быть исследована при помощи контрольного программного обеспечения» [4, c. 90].
Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что аудит на предприятиях малого бизнеса проводится с применением общих правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий, в частности, ограничения и отсутствия разделения полномочий сотрудников, которые несут ответственность за подготовку, составление и сдачу отчетности, а также преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.
Литература:
- Васильчук, О. И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения: учебное пособие / под редакцией О. И. Васильчук. — М.: Форум, 2016. — 408с. -(Высшее образование)
- Медведев А. Н. Аудиторская проверка предприятия // Бухучет на предприятии — 2016. — № 5. — С. 116
- Райимбердиева О. Р. Особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2. — С. 48–50.
- Старостин С. Н. Аудит предприятия малого бизнеса// Аудит на предприятии — 2015 — № 8 — С. 90
- Фомичева Л. П. Аудиторская проверка субъекта малого предпринимательства. // Аудит на предприятии — 2016 — № 11 — С. 39