Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; закрепить умения детей в образовании родственных слов.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.
Планируемый результат: дети научатся формированию словообразовательной функции речи, построению речевого высказывания в ситуации общения со сверстниками и педагогом, пополнят знания о живой природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, их детенышей, карточки с силуэтами животных без хвостов, силуэты хвостов животных, тряпичная игрушка «старичок Лесовичок», фигурки диких животных, «чудесный мешочек», предметные картинки: кость, трава, мультимедийное оборудование, ноутбук, поощрительные призы детям.
ИКТ: презентация «Дикие животные», игра «Четвертый лишний», аудиозаписи голосов диких животных.
Ход занятия:
Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
- Организационный момент (показ слайдов)
— Ребята, обратите внимание, к нам в гости пришел старичок Лесовичок. И он хочет вас познакомить с обитателями своего леса, а с кем, вы должны отгадать. Послушайте загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
(Заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж)
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее...(Лиса)
Эта кошка очень злая.
Не мурлычет, но кусает.
Ей не крикнешь грозно «брысь!»
Это кошка леса —...(Рысь)
Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий...(Лось)
- Артикуляционные упражнения
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин — Язычок.
Он удобно в доме лег.
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим
«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
- Введение втему:
— Ребята, скажите, как можно назвать всех этих животных вместе? (Дикие животные)
— Где живут дикие животные? (В лесу)
— Чем питаются дикие животные? (мясом, растениями)
— Правильно, существуют хищные животные и травоядные.
Давайте разложим животных по способу питания: хищных напротив косточки, травоядных напротив травы (Дети выполняют действия).
— Все верно, вы молодцы.
— Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
- Пальчиковая гимнастика
— Мальчик с пальчик,
Где ты был? (четыре раза сгибать палец правой руки)
— Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках. (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку. (большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются — кланяются)
- «Чудесный мешочек»
— Старичок Лесовичок пришел к нам с мешочком, а что в мешочке давайте, мы с вами посмотрим.
— Каждый из вас достает из мешочка животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)
— Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.
Пасть — …(у животных) живот — (у людей) шерсть — (у животных)
Руки — (у людей) хвост — (у животных) когти — (у животных) ногти — (у людей) уши — (у людей и животных)
- Дидактическая игра «Чей хвост?»
— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы — (лисий хвост) у волка — (волчий хвост)
У зайца — (заячий хвост) у медведя — (медвежий хвост)
У белки — (беличий хвост) у оленя — (олений хвост)
У рыси — (рысий хвост) у лося — (лосиный хвост)
— Мы с вами потрудились, теперь пришла пора немного размяться.
- Физкультминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
- Дидактическая игра «Найди иназови детеныша дикого животного»
— Ребята, перед каждым из вас лежат картинки животных, необходимо подобрать детеныша животного и назвать его. Например: у барсука детеныш барсучонок.
- Дидактическая игра на развитие ВПФ «Четвертый лишний»
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на экран, назовите одну лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.
Использование мультимедийного оборудования, показ слайдов.
- Дидактическая игра «Кто как голос подает»
— Ну а теперь послушайте голоса диких животных и попробуйте отгадать, какое это животное.
Использование мультимедийного оборудования: показ слайдов, аудиозапись голосов диких животных.
- Оценка деятельности детей.
— Все ребята сегодня справились с заданиями, молодцы. Спасибо, вам, ребята. И Лесовичок приготовил для вас угощение. Угощайтесь, пожалуйста.
Литература:
- Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. — М., «Баласс», 1999, с. 72–73.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, с. 294, с. 446.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, с.200.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — Спб.: КАРО,2006, с. 63, с.65.