На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Довольно часто среди генетических нарушений развития наблюдаются множественные пороки развития ребёнка, сочетающие нарушения слуха, зрения, умственную отсталость. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи. Подход к обучению и воспитанию детей этой категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, вследствие чего необходимо разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогали воспитателям, педагогам, родителям развивать детей с нарушениями интеллекта более разносторонне. Важнейшей проблемой стало обеспечение условий, способствующих социальной интеграции и оптимальному индивидуальному развитию детей.
Для полноценного разностороннего развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей любого возраста со сложной структурой дефекта являются навыки самообслуживания. Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения знаний и представлений детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, кроме того умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. И главная задача педагога — привить им навыки самообслуживания, чтоб впоследствии эти уже взрослые люди с ТМНР могли максимально сами себя обслуживать и не быть обузой обществу, и даже приносить пользу.
Коррекционно-воспитательная работа по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта включает в себя несколько направлений:
‒ Формирование навыков принятия пищи: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, учить брать пищу понемногу, пить самостоятельно, пользоваться салфеткой, есть аккуратно. Отработка каждого действия раскладывается на отдельные операции, например: формирование умения пить из чашки:
- захват чашки
- умение поднести чашку ко рту
- наклонить чашку
- делать глотки
- поставить чашку на место
Для решения каждой задачи в выбранной группе работает система, где ежедневно посредством выполнения дидактических упражнений, прописанных в документе, называемом check-list, отрабатываются и оттачиваются выбранные для отдельно взятого ребенка навыки.
‒ Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а также их чередование. Очень хорошую помощь воспитателю оказывают пиктограммы — картинки с изображениями действий и раскладываниями действий на операции.
‒ Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Очень хорошо подобные навыки тренируются системой упражнений М. Монтессори. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие ребенку усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.
‒ Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.
‒ Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Необходимо привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр, развешивать одежду на стульчике перед сном и т. д.
Обучающиеся, поступившие в учреждения коррекционного типа слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
В выбранной группе детей наблюдения ведутся за 10 мальчиками, возраст которых от 8 до 13 лет. В указанной группе все дети со сложной структурой дефекта. У каждого тяжелая степень умственной отсталости сочетается с другими дефектами. 4 ребенка имеют расстройство аутистического спектра, два с синдромом Дауна, у одного ребенка — ДЦП, остальные с поведенческими расстройствами. На декабрь 2015 года картина имела следующий вид:
Сформированность навыка самостоятельно принимать пищу, пользуясь ложкой |
8 (1 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка умывания |
1 (9 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка самостоятельно одеваться |
1 (7 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка пользоваться туалетом |
3 (5 при постоянном контроле взрослого) |
Сформированность навыка поддержания порядка |
1 (3 при помощи взрослого) |
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно — ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Выполняя ежедневно действия совместно с ребенком, так и самостоятельно побуждая его к выполнению действий, а также развивая моторику рук упражнениями, спустя два года мы имеем следующую картину:
Сформированность навыка самостоятельно принимать пищу, пользуясь ложкой |
9 |
Сформированность навыка умывания |
6 (4 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка самостоятельно одеваться |
7 (3 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка пользоваться туалетом |
9 (1 при помощи взрослого) |
Сформированность навыка поддержания порядка |
4 (6 при помощи взрослого) |
Таким образом, мы видим положительную динамику в овладении элементарными навыками самообслуживания в отдельно взятой группе детей за определенный промежуток времени.
Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
Формирование культурно-гигиенических навыков решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно — моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.
Литература:
- Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. Пособие — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
- Выготский Л. С. собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Основы дефектологии
- Кислякова Ю. Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии» — М.: Владос, 2004.