Формирование мотивации занятиями физической культуры с помощью системного похода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Формирование мотивации занятиями физической культуры с помощью системного похода / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48306/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из важнейших проблем физического воспитания студентов является сниженная у них мотивация к занятиям по физической культуре. В то же время в условиях сегодняшней жизни существенно возрастают требования к выпускникам вузов. Для полноценной работы необходим весьма высокий уровень здоровья. Достигнуть этот уровень практически невозможно и тем более его поддерживать без глубокого освоения средств и методов физической культуры, без постоянного использования адекватных физических упражнений.

Как показывают наблюдения, основная часть студентов обладает определенными представлениями о положительном влиянии этих средств и методов на организм. Однако многие из них не имеют твердой долговременной мотивации к ежедневным занятиям. Известно, что только постоянные занятия при определенном медицинском контроле и применении общепринятых методических приемов позволяют достигнуть высоких спортивных результатов и оздоровительного эффекта.

С целью формирования у студентов стойкой мотивации к овладению физической культурой и спортом на кафедре физвоспитания технологической академии осуществляется системный подход к ее достижению. Для успешного решения проблемы имеются определенные условия и опытный педагогический коллектив. Указанный системный подход включает многостороннее воздействие на студентов — будущих специалистов производства. В начале учебного года проводятся социологические исследования путем анкетирования. В результате выявляется определенная часть студентов, которая ранее, т. е. в средней или детской спортивной школе, занималась каким-либо видом спорта, что учитывается при формировании групп спортивного и основного отделения. Отмечен факт, когда высокая мотивация к спорту наблюдается у студентов, родители которых занимаются или занимались ранее спортом. У мужчин преобладает мотивация к занятиям в секциях единоборств (бокс, борьба, восточные виды) или атлетической направленности (штанга, тренажеры, силовое троеборье и другие). У женщин доминирует тяга к упражнениям, способствующим снижению веса, укреплению брюшного пресса, улучшению строения фигуры (легкая атлетика, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг и другие). Следует особо подчеркнуть, что у них отмечается повышенная мотивация к занятиям атлетической гимнастикой. Это относительно новый вид гимнастики. Ее цель — гармоничное развитие. При этом есть возможность добиться избирательного влияния на мышечную систему, исправить дефекты фигуры, избавиться от избыточного веса, что особенно важно с позиции валеологии. Избыточный вес в последующем, как известно, способствует формированию многообразной патологии (гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета).

Возрастает мотивация как у мужчин, так и у женщин к занятиям на тренажерах, на специальных тренировочных устройствах с четко дозированной нагрузкой, которая позволяет решать многие задачи реабилитационного и оздоровительного характера. Однако не всегда легко добиться этого эффекта. При неправильно организованных занятиях, при нарушении принципа постепенности нарастания тренировочной нагрузки, невыполнении в полном объеме нагрузок, недостаточном или избыточном количестве повторений может возникать разочарование и надолго снижаться мотивация к занятиям. Высокий методический уровень, достаточный контроль и самоконтроль на уроках позволяют избежать прекращения занятий.

Наконец, еще об одном аспекте мотивации. При организации занятий по физкультуре необходимо учитывать особенности женского организма. Женщинам присуща более высокая мотивация к занятиям, но и более высокая эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами. Необходимо считаться с тем, что они весьма требовательны как к поощрениям, так и к замечаниям. В связи с высокой чувствительностью двигательной и вестибулярной сенсорной системы они обладают выносливостью к длительным циклическим упражнениям аэробного характера. Максимальные показатели общей выносливости у женщин наблюдаются в возрасте 18–22 лет. При высокой интенсивности работы ограниченные аэробные возможности приводят к более быстрому переходу организма на анаэробный путь энергообразования. Следует также подчеркнуть, что под влиянием специфического биологического цикла в женском организме возможности к занятиям по физкультуре снижаются. На этот интервал времени целесообразно ограничение физической нагрузки.

Мощным мотивационным фактором у студентов является стремление к исправлению имеющихся физических дефектов, что обычно связано с патологическими состояниями (искривления позвоночника, плоская стопа, тугоподвижность суставов, послеожоговые рубцы на конечностях). Стремление к оздоровлению и реабилитации после заболеваний, чаще воспалительного характера (пневмонии, плевриты, бронхиты и т. д.), обычно сопряжено с занятиями по физкультуре. С целью улучшения здоровья студенты стремятся к занятиям физическими упражнениями и при другой многообразной патологии (пороки сердца врожденного и ревматического характера, гипертоническая болезнь, артриты и другие).

В формировании мотивации к овладению физической культурой и к использованию лечебной физкультуры важная роль отводится специалисту по валеологии. После убедительной, аргументированной беседы по данному курсу у части студентов возникает определенное желание заниматься физкультурой не только на занятиях по расписанию в рамках учебной программы, но и самостоятельно, с целью укрепления функций и систем организма. В лекциях и беседах по валеологии подробно рассматривается многостороннее положительное влияние физической культуры на здоровье. При этом выделяются некоторые особенности физических упражнений, которые рекомендуются занимающимся с учетом их физиологического состояния.

Немаловажным фактором, побуждающим к физическому совершенствованию, является целевая прикладная профессиональная физическая подготовка. Эта подготовка играет важную роль в реализации профессиональных знаний специалиста на производстве. Она строиться на учете особенностей производства и обязанностей специалиста. Определенную роль в мотивации к глубокому овладению физкультурой и спортивным мастерством играет и то, что специалисту — выпускнику вуза-нередко приходится выступать в роли организатора физкультурных мероприятий (работы секции, спортивных команд, физкультурных пауз во время трудового процесса, группы по интересам и т. д.). Внедрение физкультуры на предприятиях, где преобладают процессы механизации и автоматизации, или при умственном труде, помогает профилактике многих заболеваний, оказывает существенное влияние на трудоспособность и производительность труда. Физические упражнения играют важную роль в профилактике гипертонической болезни, тугоподвижности суставов, остеохондроза, ожирения и т. д.

У некоторых студентов наблюдается сниженная мотивация к занятиям физическими упражнениями. Связано это с неумением планировать учебное время. Учеба в вузе и бытовые проблемы ложатся большим грузом на формирующуюся личность. В связи с этим важным является использование режима физкультурных занятий с учетом особенностей биоритма у студентов.

Побудительным фактором, позволяющим достигнуть существенных результатов в физкультуре, является соответствующее музыкальное оформление. Положительные эмоции активизируют многие процессы жизнедеятельности организма.

Определенная часть студентов имеет мотивацию к занятиям спортом, участвуя в соревнованиях. Такая высокая мотивация, как показывают наблюдения, имеет долговременный доминирующий характер. Для усиления потребности к занятиям спортом целесообразно познакомить студентов с высокими достижениями спортсменов на мировой арене (при помощи теоретического курса, наглядной агитации и т. п.).

Таким образом, система мер педагогического, оздоровительного, спортивного и психологического характера способствует формированию у студентов долговременной мотивации к овладению физической культурой и спортом. Это в свою очередь повышает уровень здоровья, адаптивных возможностей организма и способствуют росту социальной ценности личности.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: КноРус, 2012.
  2. Валенский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: КноРус, 2013.
  3. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — Ростов на/Д: Феникс, 2014.
  4. Листова М. Л. «Выносливость — важный показатель здоровья человека» // Физическая культура в школе. — 2010. — № 5.
  5. Мартиросова Т. А. Формирование ключевой двигательной компетентности человека посредством воспитания и совершенствования выносливости как физического качества // Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 1.
  6. Муллер А. Б., Дядичкина Н. С., Богащенко Ю. А. Физическая культура. — М.: Юрайт, 2013.
  7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, высокая мотивация, студент, часть студентов, атлетическая гимнастика, гипертоническая болезнь, избыточный вес, многообразная патология, тугоподвижность суставов.


Задать вопрос