Статья посвящена определению зависимости между физической культурой, спортом и жизненными циклами, определяемыми биологическими признаками. Условия сохранения функций стареющего организма подразумевают установление связи между темпом старения и интенсивностью обменных процессов — энергетического метаболизма, важного для поддержания жизненных сил человеческого организма.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические признаки, жизненные циклы, развитие, физическое воспитание, рефлексы, работоспособность, темп старения.
Люди привыкли сопрягать между собой понятия физической культуры и спорта, но на практике они имеют существенные отличия. Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [1]. Спорт, в свою очередь, это конкретная деятельность людей, организованная по определенным правилам, включающая в себя развитие физических и интеллектуальных способностей [1].
Для каждого возраста существует своя физическая нагрузка. Например, в юношеском возрасте можно, заинтересовавшись одним видом спорта и начав им заниматься, в периоде зрелости войти в профессиональный спорт, но в последствии только поддерживать форму общеоздоровительным комплексом упражнений. В связи с разными биологическими признаками разделяют разные жизненные циклы:
I — новорожденный: 1–10 дней;
II — грудной возраст: 10 дней — 1 год;
III — раннее детство: 1–3 года;
IV — первое детство: 4–7 лет;
V — второе детство: 8–12 лет;
VI — подростковый возраст: 13–16 лет мальчики, 12–15 лет девочки;
VII — юношеский возраст: 17–21 год юноши, 16–20 лет девушки;
VIII — первый период зрелости: 22–35 лет мужчины, 21–35 лет женщины;
IX — второй период зрелости: 36–60 лет мужчины, 36–55 лет женщины;
X — пожилой возраст: 61–74 лет мужчины, 56–74 лет женщины;
XI — старший возраст: 75–90 лет;
XII — долгожители: старше 90 лет.
Для каждого жизненного цикла можно определить полезные и вредные свойства спорта и физической культуры, чтобы определить, когда и чем лучше заниматься.
Для ранних периодов жизни человека понятие спорта отсутствует, так как спорт связан с высокими нагрузками на тело человека, а тело в раннем биологическом цикле не способно выдерживать высокие физические нагрузки. Поэтому такие циклы, как новорожденный, грудной возраст и раннее детство больше связаны с физической культурой. Она должна присутствовать в жизни ребенка в этом возрасте, так как она способствует физиологическому развитию ребенка. В новорожденном и грудном возрасте может присутствовать только рефлекторная и пассивная физкультура. Рефлекторная состоит из неосознанных движений, отвечающих на внешние раздражители, пассивная — когда занимающийся сам выполняет упражнения за ребенка. В период раннего детства подключается активная часть развития организма, — ребенок сам может выполнять упражнения.
В жизненном цикле первого детства есть возможность заниматься как спортом, так и физической культурой. Данный выбор делается на основе поведения ребенка. Если он не любит много бегать, играть в подвижные игры, то стоит ограничиться занятиями физической культурой. При достаточной активности ребенка, избытке энергии стоит обратить его внимание на спорт. Придя в спортивную секцию, ребенок сразу не получит большую физическую нагрузку, но получит физическое развитие и дальнейшую подготовку необходимых навыков. Ребенку с активной позицией подойдут виды спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относится фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, лыжный слалом, прыжки в воду, прыжки на батуте [2].
В период второго детства и подросткового возраста создается фундамент гармоничного развития, укрепления здоровья, физического воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми специальными двигательными действиями. На этом этапе жизненного цикла поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебе, рациональное использование досуга детей, повышая тем самым нравственную, интеллектуальную, эстетическую и трудовую культуру поведения. В связи с этим показания к физической культуре малы. В данном возрасте лучше отдавать детей в спортивные секции. Этот жизненный цикл требует большой подвижности, так как в это время у ребенка происходит рост тела, органов и тканей, а занятия спортом подразумевают намеренное развитие мышечного скелета тела, способствуя также психическому развитию. В данный период могут подойти сложно координационные виды спорта. В этом возрасте можно приступать к занятиям, в которых на первый план выступает развитие силы и выносливости или встречается единоборство с соперником [3, 5]. К таким видам спорта относят: лыжи, коньки, легкая атлетика, волейбол, ручной мяч, баскетбол, борьба и др. Позже можно и нужно заниматься теми видами спорта (для достижения успехов), в которых требуется физическая зрелость, сила и выносливость: тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс, стрельба.
Подросток подвержен риску бросить любую связь со спортивной деятельностью, будь то занятия физической культурой или серьезным спортом [6]. Это вызвано переломными моментами в жизни юношей и девушек в этом возрасте, в основном связанными с изменениями психологического и эмоционального фона. В это время главное помочь ребенку не разрушить привязанность к спортивной деятельности. В редких случаях это возможно сделать переходом из серьезного спорта на обычный комплекс упражнений физической культуры.
Юношеский возраст характеризуется завершением процессов формирования органов и систем организма, достижением функционального уровня взрослого человека. Данный период жизни благоприятен, как для занятия спортом, так и для занятий физической культурой. Значение физической культуры и спорта в жизни юношей и девушек неоспоримо, потому что здоровье, физическое развитие и, как следствие этого, высокая работоспособность являются фундаментом для достижений в любом роде деятельности, в том числе и профессиональной. Кроме того, спорт служит трамплином к выявлению часто скрытых духовных и физических ресурсов человека.
Первый и второй периоды зрелости, старший и пожилой возрасты, долгожители, последующее старение организма, характеризуются совсем иными уровнями физического развития, обусловленного тем, что постепенно стареющий организм не способен вынести высокое физическое напряжение.
Физическая нагрузка — важнейшее условие сохранение функций стареющего организма. Существует неоспоримая связь между темпом старения, продолжительностью жизни и интенсивностью обменных процессов: в средней продолжительности жизни организма основополагающая роль принадлежит занятиям физическими упражнениями и связанным с ними увеличением энергетического метаболизма. Систематические занятия физической культурой в любом возрасте поднимают тонус организма и повышают его иммунитет.
Литература:
- Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Михайлова Т. В. Физическое развитие детей 1–2 лет. Методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины для студентов специализации «Художественная гимнастика», «Аэробика и фитнес-гимнастика», обучающихся по направлению подготовки 49.03.01. — М., 2015. — 47 с.
- Физическое развитие детей и подростков Томской обл. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1977. — 150 с.
- Быховский А. Дети и взрослые: к итогам чемпионатов Европы среди младших во Франции // Шахматное обозрение. — 1995. — № 8. — С. 28–30.
- Панич М. С. Взрослые и дети. — Л.: Лениздат, 1961. — 319 с.
- Забенкова Н. А., Черанева О. В., Бесфамильная Е. М., Стоякова К. Л. Системный подход к развитию медико-спортивного комплекс // Молодой ученый. — 2017. — № 27(161). — С. 163–165.