Анализ спортивного развития человека в разных биологических циклах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Забенкова, Н. А. Анализ спортивного развития человека в разных биологических циклах / Н. А. Забенкова, О. В. Черанева, Т. А. Костюкова, К. Л. Стоякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48311/ (дата обращения: 20.12.2024).



Статья посвящена определению зависимости между физической культурой, спортом и жизненными циклами, определяемыми биологическими признаками. Условия сохранения функций стареющего организма подразумевают установление связи между темпом старения и интенсивностью обменных процессов — энергетического метаболизма, важного для поддержания жизненных сил человеческого организма.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические признаки, жизненные циклы, развитие, физическое воспитание, рефлексы, работоспособность, темп старения.

Люди привыкли сопрягать между собой понятия физической культуры и спорта, но на практике они имеют существенные отличия. Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [1]. Спорт, в свою очередь, это конкретная деятельность людей, организованная по определенным правилам, включающая в себя развитие физических и интеллектуальных способностей [1].

Для каждого возраста существует своя физическая нагрузка. Например, в юношеском возрасте можно, заинтересовавшись одним видом спорта и начав им заниматься, в периоде зрелости войти в профессиональный спорт, но в последствии только поддерживать форму общеоздоровительным комплексом упражнений. В связи с разными биологическими признаками разделяют разные жизненные циклы:

I — новорожденный: 1–10 дней;

II — грудной возраст: 10 дней — 1 год;

III — раннее детство: 1–3 года;

IV — первое детство: 4–7 лет;

V — второе детство: 8–12 лет;

VI — подростковый возраст: 13–16 лет мальчики, 12–15 лет девочки;

VII — юношеский возраст: 17–21 год юноши, 16–20 лет девушки;

VIII — первый период зрелости: 22–35 лет мужчины, 21–35 лет женщины;

IX — второй период зрелости: 36–60 лет мужчины, 36–55 лет женщины;

X — пожилой возраст: 61–74 лет мужчины, 56–74 лет женщины;

XI — старший возраст: 75–90 лет;

XII — долгожители: старше 90 лет.

Для каждого жизненного цикла можно определить полезные и вредные свойства спорта и физической культуры, чтобы определить, когда и чем лучше заниматься.

Для ранних периодов жизни человека понятие спорта отсутствует, так как спорт связан с высокими нагрузками на тело человека, а тело в раннем биологическом цикле не способно выдерживать высокие физические нагрузки. Поэтому такие циклы, как новорожденный, грудной возраст и раннее детство больше связаны с физической культурой. Она должна присутствовать в жизни ребенка в этом возрасте, так как она способствует физиологическому развитию ребенка. В новорожденном и грудном возрасте может присутствовать только рефлекторная и пассивная физкультура. Рефлекторная состоит из неосознанных движений, отвечающих на внешние раздражители, пассивная — когда занимающийся сам выполняет упражнения за ребенка. В период раннего детства подключается активная часть развития организма, — ребенок сам может выполнять упражнения.

В жизненном цикле первого детства есть возможность заниматься как спортом, так и физической культурой. Данный выбор делается на основе поведения ребенка. Если он не любит много бегать, играть в подвижные игры, то стоит ограничиться занятиями физической культурой. При достаточной активности ребенка, избытке энергии стоит обратить его внимание на спорт. Придя в спортивную секцию, ребенок сразу не получит большую физическую нагрузку, но получит физическое развитие и дальнейшую подготовку необходимых навыков. Ребенку с активной позицией подойдут виды спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относится фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, лыжный слалом, прыжки в воду, прыжки на батуте [2].

В период второго детства и подросткового возраста создается фундамент гармоничного развития, укрепления здоровья, физического воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми специальными двигательными действиями. На этом этапе жизненного цикла поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебе, рациональное использование досуга детей, повышая тем самым нравственную, интеллектуальную, эстетическую и трудовую культуру поведения. В связи с этим показания к физической культуре малы. В данном возрасте лучше отдавать детей в спортивные секции. Этот жизненный цикл требует большой подвижности, так как в это время у ребенка происходит рост тела, органов и тканей, а занятия спортом подразумевают намеренное развитие мышечного скелета тела, способствуя также психическому развитию. В данный период могут подойти сложно координационные виды спорта. В этом возрасте можно приступать к занятиям, в которых на первый план выступает развитие силы и выносливости или встречается единоборство с соперником [3, 5]. К таким видам спорта относят: лыжи, коньки, легкая атлетика, волейбол, ручной мяч, баскетбол, борьба и др. Позже можно и нужно заниматься теми видами спорта (для достижения успехов), в которых требуется физическая зрелость, сила и выносливость: тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс, стрельба.

Подросток подвержен риску бросить любую связь со спортивной деятельностью, будь то занятия физической культурой или серьезным спортом [6]. Это вызвано переломными моментами в жизни юношей и девушек в этом возрасте, в основном связанными с изменениями психологического и эмоционального фона. В это время главное помочь ребенку не разрушить привязанность к спортивной деятельности. В редких случаях это возможно сделать переходом из серьезного спорта на обычный комплекс упражнений физической культуры.

Юношеский возраст характеризуется завершением процессов формирования органов и систем организма, достижением функционального уровня взрослого человека. Данный период жизни благоприятен, как для занятия спортом, так и для занятий физической культурой. Значение физической культуры и спорта в жизни юношей и девушек неоспоримо, потому что здоровье, физическое развитие и, как следствие этого, высокая работоспособность являются фундаментом для достижений в любом роде деятельности, в том числе и профессиональной. Кроме того, спорт служит трамплином к выявлению часто скрытых духовных и физических ресурсов человека.

Первый и второй периоды зрелости, старший и пожилой возрасты, долгожители, последующее старение организма, характеризуются совсем иными уровнями физического развития, обусловленного тем, что постепенно стареющий организм не способен вынести высокое физическое напряжение.

Физическая нагрузка — важнейшее условие сохранение функций стареющего организма. Существует неоспоримая связь между темпом старения, продолжительностью жизни и интенсивностью обменных процессов: в средней продолжительности жизни организма основополагающая роль принадлежит занятиям физическими упражнениями и связанным с ними увеличением энергетического метаболизма. Систематические занятия физической культурой в любом возрасте поднимают тонус организма и повышают его иммунитет.

Литература:

  1. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  2. Михайлова Т. В. Физическое развитие детей 1–2 лет. Методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины для студентов специализации «Художественная гимнастика», «Аэробика и фитнес-гимнастика», обучающихся по направлению подготовки 49.03.01. — М., 2015. — 47 с.
  3. Физическое развитие детей и подростков Томской обл. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1977. — 150 с.
  4. Быховский А. Дети и взрослые: к итогам чемпионатов Европы среди младших во Франции // Шахматное обозрение. — 1995. — № 8. — С. 28–30.
  5. Панич М. С. Взрослые и дети. — Л.: Лениздат, 1961. — 319 с.
  6. Забенкова Н. А., Черанева О. В., Бесфамильная Е. М., Стоякова К. Л. Системный подход к развитию медико-спортивного комплекс // Молодой ученый. — 2017. — № 27(161). — С. 163–165.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, вид спорта, период зрелости, грудной возраст, жизненный цикл, раннее детство, темп старения, физическая нагрузка, физическое развитие, юношеский возраст.


Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Хронобиологические аспекты адаптации

Основное внимание автор акцентирует на функциональных изменениях организма индивидуума в процессе адаптации. В статье раскрываются процессы, происходящие в организме в момент, когда индивидуум в ходе своей деятельности подвергается конкретному ритму ...

Значение физкультуры для организма человека

Современные реалии, быстро меняющиеся технологии, стремительное течение жизни общества задает определенные требования к членам социума, обусловливая необходимость постоянно развиваться, узнавать новое, учиться. Быстрый ритм жизни требует от человека ...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Развитие моторики у детей на уроках технологии с использованием текстильных материалов

Работа рассматривает основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие. Влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательны...

Ресурсы безопасности жизнедеятельности

Основой развития общества, экономики, политической системы, социальных структур, техносферы является трудовая деятельность индивидуумов, объединенных в организационные структуры, на основе общих и индивидуальных потребностей, воплощенных в соответств...

Взаимодействие физической культуры и спортивной медицины

В статье говорится, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека. Задачи определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физ...

Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Хронобиологические аспекты адаптации

Основное внимание автор акцентирует на функциональных изменениях организма индивидуума в процессе адаптации. В статье раскрываются процессы, происходящие в организме в момент, когда индивидуум в ходе своей деятельности подвергается конкретному ритму ...

Значение физкультуры для организма человека

Современные реалии, быстро меняющиеся технологии, стремительное течение жизни общества задает определенные требования к членам социума, обусловливая необходимость постоянно развиваться, узнавать новое, учиться. Быстрый ритм жизни требует от человека ...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Развитие моторики у детей на уроках технологии с использованием текстильных материалов

Работа рассматривает основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие. Влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательны...

Ресурсы безопасности жизнедеятельности

Основой развития общества, экономики, политической системы, социальных структур, техносферы является трудовая деятельность индивидуумов, объединенных в организационные структуры, на основе общих и индивидуальных потребностей, воплощенных в соответств...

Взаимодействие физической культуры и спортивной медицины

В статье говорится, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека. Задачи определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физ...

Задать вопрос