Одна из основных задач образования — вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования — внедрение новых информационных технологий. В настоящее время область применения информационных технологий разнообразна. Рациональное использование ИКТ способствуют повышению интереса к предмету, лучшему усвоению знаний, формированию компьютерной культуры младших школьников. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организацией урока. Актуальность этой темы в том, чтобы заинтересовать детей предметом, увлечь их можно в том случае, если предоставить им возможность реализовать свои способности, наклонности, дать просторы творчеству. А использование на уроках средств ИКТ повышает мотивацию обучающихся к учению. Позволяет ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания — не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в красочный мир, что значительно расширяет возможности ребенка в его интеллектуальном и личностном развитии.
Психологами доказано, что дети характеризуются высоким уровнем познавательных интересов.
Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес активизирует все психические процессы человека.
А развитие познавательных интересов и способностей — процессы тесно связанные между собой. В психологии также имеются исследования, специально посвященные развитию этих интересов у детей, о которых подробно рассказал В. С. Юркевич в своей работе «Светлая радость познания» [1].
Ещё Ян Амос Коменский [2] призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно — мыслящий педагог считает необходимым, чтобы каждый ребенок почувствовал: учение — это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя она нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Результат учебной деятельности — это изменение самого ученика и его развитие.
Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Эти мотивы собственного роста, собственного совершенствования. И если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняется новым содержанием, и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это позиция человека, совершенствующая самого себя.
На своих уроках я пытаюсь добиваться этого, применяя разные виды работы, и некоторыми из них я хочу поделиться и с вами.
1 Графический диктант по клеточкам для детей в 1 классе — это занимательная, полезная и интересная игра, в процессе которой ребенок старается угадать, что же за картинка получится у него в тетради. Я использую в своей деятельности пособие О. А. Холодовой «Умники и умницы» [3], где можно встретить много таких рисунков по клеточкам.
2 Дидактические задания
Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.
Какая фигура лишняя? Почему?
3 Посчитай и раскрась
Задания усложняются в процессе изучения новых тем, но остаются интересными для детей.
Заданий подобных много. В этом постоянном усложнении учебного труда, и овладении более сложными умениями, позволяющими решать более трудные задачи. Заключается укрепление познавательных интересов и познавательной самостоятельности младших школьников.
Литература:
- Юркевич В. С. Светлая радость познания// М.: Знание.-1977. — с.1 -76.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. -1955.
- пособие О. А. Холодовой «Умники и умницы»//М.:Росткнига. — 2009. — с.1–270.