В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, проанализированы подходы к определению социально-психологического тренинга. Основная цель СПТ сформулирована как повышение компетентности в сфере общения. Показано использование базовых методов СПТ: групповой дискуссии, ролевой игры, психогимнастические упражнений. В заключении указывается на эффективность использования СПТ в приобретении опыта поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: психологическая теория учения, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения, компетентность в общении.
Традиционный академический стиль преподавания наук в ПОУ и соответствующее ему академическое знание студентов не вполне отвечают современным запросам практики на «психологическую технологию» обучения. Основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучаемого. В. Я. Ляудис справедливо критикует «тот большой разрыв, который существует на сегодняшний день между степенью обоснованности и использования активных методов в преподавании самой психологии и этими ее положениями, которые в полной мере реализуются лишь в научных исследованиях психологов, но не в преподавании. Студенты все еще осваивают психологическое знание в таких учебных ситуациях, принципы организации которых очень далеки от принципов, провозглашаемых самой психологией и составляющих научный фундамент активных методов обучения» [4.].
На наш взгляд решению этой проблемы может способствовать использование такого интерактивного метода обучения как социально-психологический тренинг (СПТ). Относительная новизна тренинга объясняется, тем, что долгое время он не считался методом массового обучения студентов. В педагогическом колледже тренинг может стать одним из видов практических занятий при обучении психологии.
СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении. СПТ в широком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного роста) [5].
В литературе встречаются различные определения СПТ. Емельянов Ю. Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [1]. В работах Л. А. Петровской тренинг- это форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте [7]. Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растенников П. В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми» [2].
Итак, на основании названных определений обозначим, что основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. [3].
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов: групповую дискуссию, игровые методы, психогимнастические упражнения.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки студентов в процессе непосредственного общения. Например, обсуждение таких вопросов, как эффективность психолого-педагогических методов воздействия учителя на учащихся, влияние личности педагога на выбор стиля педагогического общения, эффективность прямых и косвенных методов погашения конфликтов между учащимися и др.
Ролевые игры являются основным игровым методом, используемым в СПТ. Простейшей формой ролевой игры на занятии может стать обращение к студенту представить себя или другое лицо (родителя, учителя, школьника) в конкретной педагогической ситуации, вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. При этом:
– описывается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий (К учителю начальных классов пришли 3 возмущенных родителей и сообщили, что группа учащихся старших классов часто встречает малышей у школы и отбирает у них мобильные телефоны);
– дается характеристика людей, включенных в ситуацию (учитель- молодой начинающий педагог, не реагирующий на жалобы детей. Родители- молодые современные люди, заинтересованные воспитанием своих детей, активно посещающие родительские собрания и занятые работой);
– участникам игры предлагается смоделировать поведение учителя и родителей в данной ситуации.
Виды ролевых игр тоже могут быть разными: разогревающими, с конфликтным содержанием, игры на выявление скрытого мотива поведения. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях: обучать студентов простым коммуникативным навыкам (умение слушать и слышать другого, умение вести диалог, дискуссию, сдерживать свои эмоции, убедить другого человека и т. п.); продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей; исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.
В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения игры. Обсуждение проводят как наблюдатели (какие проявились индивидуально-психологические особенности участников; каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование; какие ролевые позиции характерны для участников общения; какие приемы использовали участники для установления контакта; какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении; можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников; кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало) так и участники (какие чувства вы испытывали при общении с партнером;
какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их; почему вы выбрали такой стиль или способ поведения; можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт; какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал).
Отдельные тренинговые упражнения и игры можно использовать на практических семинарах и лекционных занятиях, отведя на это 10 -15 минут. На основе собственного опыта мы согласны с мнением многих исследователей, чтоиспользование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно по следующим причинам.
- На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
- Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
- Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения: закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения [5].
В конце каждого тренинга можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Для достижения наибольшей эффективности занятия проводятся с группой, не превышающей 15 человек, объединяющей студентов с различного рода трудностями в общении. Продолжительность каждого из практических занятий-1,5 часа.
Обобщая сказанное, следует отметить, что СПТ в преподавании психологии — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми.
СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, активно формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно. В очень короткий срок можно получить опыт поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.
Литература:
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ,1985. — 167 с.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
- Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
- Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.,1989. — 77 с.
- Мельник С. Н. Теоретические и методические основы социально- психологического тренинга.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. –М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.