Цельюпедагогической деятельности являетсяформирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Система образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников включает 2 направления:
– работа с детьми;
– работа с родителями (законными представителями).
Организация работы с детьми предполагает широкое внедрение в образовательный процесс по формированию экологических знаний у детей игровых технологий: игры с правилами, дидактические, творческие или ролевые игры.
Взаимодействие с родителями включает организацию консультаций, тренингов, детско-родительских, развлечений, акций, а также мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.
Работа по оснащению эколого-развивающего пространства группы осуществлялась в соответствии с поставленной целью и задачами: подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию экологических знаний у дошкольников, подобраны архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; дополнен дидактический материал вариантами картотек дидактических, подвижных и сюжетных игр; модифицировано игровое оборудование, атрибуты и игрушки, расширяющие личный опыт детей при организации игровых обучающие ситуаций (ИОС); подобраны аудиовизуальные и информационные средства воспитания и образования.
В соответствии с разработанным тематическим планированием начал свою работу экологический клуб «Зеленый дом», представляющий собой систему мероприятий в рамках организации «Экологического дня», которые проходили периодичностью 4 раза в месяц.
Вся образовательная деятельность в такие дни подчинена формированию у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности, а организация игровой деятельности через игровые технологии являлась ведущей.
Экологический клуб «Зеленый дом», работал в тесном взаимодействии двух зон.
Зона познавательного развития, через организацию под руководством профессора Гения Евгеньевича Чудакова призвана, в первую очередь, углублять и расширять знания детей об объектах и явлениях природы, систематизировать представления о природном мире, способность использованию знаний о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми на игровой основе — с большим включением в педагогический процесс разных видов игровых технологий.
Зона социально-коммуникативного развития, которым заведует волшебница — фея Динь-Динь, наполнена творческой энергией и фантазией. Игра, как самостоятельная детская деятельность способствует освоению детьми опыта человеческой деятельностью. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним.
Образовательная деятельность в рамках экологического клуба имеет определенную структуру.
На первом этапе,разнообразие объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, потребовали от педагогов создать условия, при которых дети становились субъектами познавательной деятельности. Для реализации поставленных задач педагоги использовали методы формирования экологических знаний (наблюдения в природе; рассказ, беседа, использование художественной литературы; иллюстрация, демонстрация и др.), что позволило детям выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, делать свои маленькие «открытия». Воспитатели поощряли и поддерживали стремление детей самостоятельно думать, чувствовать, пробовать,
На основании поставленных детьми вопросов, даже самых смешных и фантастических, педагоги определили круг тем по формированию экологических знаний у детей. Способы деятельности педагога и детей всегда соотносились с конечной целью. Например:
– Зачем перелетные птицы совершают свои перелеты? Бывают ли нелетающие птицы? Какие птицы улетают на зиму, а какие остаются зимовать на родине? Зачем птицам перья? Почему птицы могут летать? (тема — «Птицы»);
– Зачем животным хвост? Почему медведи впадают в спячку? Чем отличаются зайцы и кролики? Есть ли у животных свой язык? (тема — «Домашние и дикие животные»)
– Зачем деревья сбрасывают листья осенью? Почему ель зимой и летом одним цветом? (тема — «Лес — многоэтажный дом»)
В паре с методами формирования экологических знаний использовалсяметод экологической идентификации,который предполагаетактивизацию у дошкольников эмоционального сопереживания, сочувствия природным явлениям и объектам. Большую опору в поиске приёмов «вживания в образ» педагоги получили, обратившись к фольклору:
– закличкам: «Дождик — Дождик», «Коровушка-буренушка», «Синички — сестрички», «Жаворонок, жаворонок!», Матушка — репка, уродись, крепка;
– потешек: «Румяная малина на солнце налилась», «Кудрявая рябина склонилась над рекой», «Хвост пушистый у лисицы, им не зря она гордится», «У нашего дядюшки четыре лошадушки», «Строит ласточка свой дом прямо над моим окном»;
– народным сказкам: «Про мышь зубастую да про воробья богатого», Курочка, мышка и тетерев», «Ворона и рак», «Бобовое зернышко».
На втором этапеперед детьми обозначается проблема, решение которой осуществляется с использованием игровых технологий.
Михайленко Т. М. [3], определила игровые технологии как достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения, результатом, который обоснован характерной учебно-познавательной направленности, организованностью игрового процесса. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память, а в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
Игровые технологии в рамках формирования экологических знаний у детейпредставляло собой организованную игровую деятельность, построенную по мере получения новых сведений об объекте. В процессе такого рода деятельности юные экологи уточняют, закрепляют, обобщают и систематизируют знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
В рамках работы зоны познавательного развития, под руководством профессора Гения Евгеньевича Чудакова организовывались предметные дидактические игры, Например:
– Д/и «Жизнь в семенах»позволила познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Каждому ребенку выдавалось семечко, предлагалось внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. Дети подбирали нужные карточки, раскладывали в правильной последовательности и рассказывали о своем растении.
– Д/и «Небо. Земля. Вода» помогла закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Дети выяснили причины, по которым животные не могут проживать в других условиях, средах.
Совместно с профессором Гения Евгеньевичем Чудаковым воспитатели использовали народные игры, как игровую технологию по экологической идентификации. Так, русские народные игры «Ястребы и ласточки», «Коршун», «Гуси», «Курочка-хохлатка» использовались воспитателями для знакомства детей с повадками птиц, развития внимания, быстроту реакции; «Медведь», «Хромая лисица», «Лошадки» — направлены на закрепление знаний о диких животных, умение согласовывать движения со словами; «Капуста», «Дубок», «Березка», «Вьюн», «Картошка» — помогали сформировать положительное отношение детей к природе
В рамках работы зоны социально-коммуникативного развития, совместно с волшебницей — феей Динь-Динь были проведены различные игровые обучающие ситуации (ИОС) — специальные формы сюжетно-ролевой игры, насыщенные экологическим содержанием.
Педагоги использовали три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС — путешествия. Например:
– ИОС игра-путешествие: «Прогулка в лес», «Фотоохота в лесу», «Лесник», «Знакомство с животными жарких и холодных стран», «В гости к матушке Погоде», «Путешествие Капельки», «Тайна лесной поляны»;
– ИОС с литературным персонажем: «Колобок отправляется в лес», «Старичок — лесовичок путешествует по лесу», «Красная шапочка встречает лесных животных», «Буратино знакомится с бумагой», «Кот Матроскин обзаводится хозяйством»;
– ИОС с игрушкой-аналогом: «Сравнение белого и бурого медведей», «Сравнение живых рыбок с заводной рыбкой», «Красота живой ели и наряженной искусственной елки», «Времена года», «Луговые красавицы»
Для уточнения представлений об окружающем, создания у детей образ мира, систематизации знаний дошкольников педагоги активно использовали дидактические настольно-печатные игры экологической направленности. К ним относятся: игры-пособия «Экологическая тропа», «Защитники природы»; парные картинки «Разрезанные картинки», предметное лото «Погода», «Кто, что ест?», «Семена», «Ассоциации», «Осенние листья»; домино «Жуки», «Растения, животные», «Домашние и дикие животные». Проводя время за увлекательным занятием, дети учились играть по правилам, искали оптимальные решения поставленных перед ним игровых заданий, учились быстро реагировать на изменения ситуации, становились более внимательными, развивает собственные коммуникативные навыки.
В процессе деятельности по формированию экологических знаний осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями.
При планировании работы с родителями использовались различные формы взаимодействия: мониторинговые срезы, консультации, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, деловые игры, совместные праздники и досуги, проектные работы «Берегите природу», «Отходы как ресурс», акции «Покормите птиц», «Экологический десант».
Именно во время таких мероприятий формируются экологические знания как у взрослых, так и у детей, и приобретаются первоначальные элементы экологической культуры.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.firo.ru, свободный. — Загл. с экрана.
2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред.Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.