Исследование индекса массы тела студентов Московского государственного медико-стоматологический университета имени А. И. Евдокимова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исследование индекса массы тела студентов Московского государственного медико-стоматологический университета имени А. И. Евдокимова / А. В. Костина, В. А. Рыжкова, Ф. К. Хасанов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 63-70. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48329/ (дата обращения: 15.11.2024).



ГБОУ ВПО Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет (МГМСУ) им. А. И. Евдокимова Минздрава РФ, Москва, Россия, 127473, Москва, ул. Делегатская, 20, стр. 1.

Индекс массы тела (англ. body mass index (BMI), ИМТ) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса:

– недостаточной,

– нормальной,

– или избыточной.

Он важен при определении показаний для необходимости лечения. ИМТ рассчитывается по формуле: {\displaystyle I={\frac {m}{h^{2}}}}, где: m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах. Измеряется ИМТ, т.о., в кг/м2. В соответствии с рекомендациями ВОЗ принята следующая интерпретация показателей ИМТ [1]:

Индекс массы тела

Соответствие между массой человека иего ростом

16 и менее

Выраженный дефицит массы тела

16–18,5

Недостаточная (дефицит) масса тела

18,5–24,99

Норма

25–30

Избыточная масса тела (предожирение)

30–35

Ожирение первой степени

35–40

Ожирение второй степени

40 и более

Ожирение третьей степени

В России, если применять показатели ИМТ, рекомендованные ВОЗ, то получится что больше половины женщин и мужчин старше 30 лет в России страдают избытком веса, и около трети — ожирением.

Определение нормы ИМТ несколько раз изменялось за последние 30 лет. Так до 1998 года в США считался нормальным ИМТ до 27,8 кг/м², но после 1998 стандарты были изменены, и рекомендованная врачами норма ИМТ стала заканчиваться на 25 кг/м². Из-за этого изменения стандартов, примерно на 29 миллионов больше американцев стало считаться страдающими избыточным весом и ожирением. Возможно, этим частично объясняется рост диагноза “ожирение” в США за последние 20 лет, а также увеличение числа продаж лекарств для сброса веса в США.

В США по данным исследований 400 тысяч пациентов [3] рассчитали “персонализированный оптимальный ИМТ”, при котором шансы умереть являются минимальными, — это ИМТ, равный 26. Аналогичные данные были приведены в [2]:

C:\Users\sm\Desktop\ScreenShot001.jpg

Рис. 1. Взаимоотношения относительного риска гибели и индекса массы тела [3]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Методика исследования

Путем опроса мы исследовали ИМТ у студентов лечебного (n=171) и стоматологического (n=87) факультетов МГМСУ. Объем суммарной выборки составил, таким образом, 258 студентов. Каждый студент при опросе должен был сообщить свою массу в килограммах и рост в метрах. Опрос в группах проводился анонимно в 12-и группах студентов 1-го и 2-го курса университета.

Затем все данные обрабатывались в программе Excel Microsoft Office.

По результатам опроса весь диапазон ИМТ был разбит на 10 интервалов: 15–17, 17–19, … 33–35 для студентов стоматологического факультета и 12 интервалов 15–17, 17–19, … 37–39 (кг/м2) для студентов лечебного факультета.

1.2. Экспериментальные данные, среднее значение и доверительный интервал

Лечебный факультет:

17–19

19–21

21–23

23–25

25–27

27–29

29–31

31–33

33–35

35–37

37–39

4

32

51

39

16

13

5

5

1

1

2

2

Стоматологический факультет:

15–17

17–19

19–21

21–23

23–25

25–27

27–29

29–31

31–33

33–35

3

16

31

16

16

0

4

0

1

0

Рис. 2. ИМТ студентов лечебного факультета (n=171)

Рис. 3. ИМТ студентов стоматологического факультета (n=87)

Точечные и интервальные оценки. Среднее значение ИМТ на лечебном факультете составило (21,93±0,62) кг/м2, на стоматологическом несколько меньше — (21,12±0,62) кг/м2. Доверительный интервал (ДИ) рассчитывался на уровне значимости 0,05.

1.3. Параметры нормального распределения ИМТ

Далее были рассчитаны параметры распределения — математическое ожидание a, дисперсия D и среднеквадратичное отклонение σ:

Лечебный факультет

Стоматологический факультет

Математическое ожидание a

21,90

21,10

Дисперсия D

16,25

8,35

Среднеквадратичное отклонение σ

4,03

2,89

1.4. Теоретические кривые Гаусса

Считали распределение ИМТ нормальным. Это позволило построить кривые Гаусса для обоих факультетов (рис. 4).

Рис. 4. Экспериментальные данные и теоретические кривые Гаусса ИМТ факультетов

Как видно из рис. 4 кривые Гаусса достаточно близки друг к другу по параметру математическое ожидание, но нужно отметить большую дисперсию и среднеквадратичное отклонение ИМТ для студентов лечебного факультета (соответствующая кривая более широкая и пологая).

Рис. 5. Теоретические кривые Гаусса ИМТ обоих факультетов

1.5. «Ящики с усами» (box and whiskers)

Аналогичный вывод можно сделать на основании сравнительного анализа “ящиков с усами” (box and whiskers) (рис. 5) ИМТ.

Рис. 6. Box and whiskers данных по ИМТ факультетов

1.6. Исследование значимости различий (нулевой гипотезы) с помощью критерия Стьюдента

Несмотря на очевидное визуальное сходство результатов исследования мы провели численное изучение значимости различий на основании критерия Стьюдента. Статистику Стьюдента рассчитывали по формуле:

.

Оказалось, что t=1,86, что меньше критического значения коэффициента Стьюдента, примерно равного 2 на уровне значимости 5 %. Это подтверждает, что нулевая гипотеза об отсутствии различий в ИМТ между студентами лечебного и стоматологического факультетов справедлива и не может быть отвергнута.

1.7. Интерпретация показателей ИМТ

Кроме того, мы провели интерпретацию показателей ИМТ, полученных в ходе исследования.

Лечебный факультет

16 и менее

Выраженный дефицит массы тела

2

1,17 %

16–18,5

Недостаточная (дефицит) масса тела

20

11,70 %

18,5–24,99

Норма

119

69,59 %

25–30

Избыточная масса тела (предожирение)

21

12,28 %

30–35

Ожирение первой степени

5

2,92 %

35–40

Ожирение второй степени

4

2,34 %

40 и более

Ожирение третьей степени

0

0,00 %

171

100,00%

Как видно ИМТ в норме среди студентов лечебного наблюдается в 69,59 % случаев, что несколько ниже, чем у студентов стоматологического факультета (79,31 %). Избыточная масса тела (предожирение) наоборот чаще наблюдается у студентов лечебного факультета, чем на стоматологическом факультете (12,28 и 4,60 %). Одновременно ожирение среди студентов лечебного факультета наблюдается в 5,26 %, тогда как у студентов-стоматологов только в 1,15 % случаев. Недостаточная масса тела обнаружена у 22 и 12 студентов, соответственно (12,87 и 14,94 %). Т.о., во всех рассмотренных диапазонах ИМТ студенты стоматологического факультета “менее полные” или “более высокие” чем студенты лечебного, хотя значимость этого статистически не подтверждена с вероятностью 95 % (см. 1.6).

Рис. 7. Интерпретация показателей ИМТ студентов лечебного факультета

Стоматологический факультет

16 и менее

Выраженный дефицит массы тела

1

1,15 %

16–18,5

Недостаточная (дефицит) масса тела

12

13,79 %

18,5–24,99

Норма

69

79,31 %

25–30

Избыточная масса тела (предожирение)

4

4,60 %

30–35

Ожирение первой степени

1

1,15 %

35–40

Ожирение второй степени

0

0,00 %

40 и более

Ожирение третьей степени

0

0,00 %

87

100,00%

Рис. 8. Интерпретация показателей ИМТ студентов стоматологического факультета

1.8. Сравнение с результатами исследования в 2016/17 уч. г.

Результаты данного исследования сравнивались с данными предыдущего изучения ИМТ студентов обоих факультетов в 2016/17 году (233 студента) (рис. 9).

Рис. 9. ИМТ±ДИ. Сравнение результатов исследования ИМТ в 2016/17 и 2017/18 уч. г.

II. ВЫВОДЫ

  1. ИМТ студентов лечебного и стоматологического факультетов может быть описан с помощью нормального распределения Гаусса.
  2. Среднее значение ИМТ на лечебном факультете составило (21,93±0,62) кг/м2, на стоматологическом — (21,12±0,62) кг/м2. Математическое ожидание ИМТ на лечебном факультете составляет 21,89 кг/м2, медиана — 20,95 кг/м2, математическое ожидание ИМТ на стоматологическом факультете — 21,10 кг/м2, медиана — 20,65 кг/м2.

Максимальное значение ИМТ установлено на лечебном факультете — 38,57 кг/м2 (ожирение 2-й степени), минимальное — 15,57 кг/м2 (выраженный дефицит массы) — на стоматологическом.

Дисперсия (вариабельность) данных на лечебном факультете выше.

  1. Статистических различий в ИМТ студентов лечебного и стоматологического факультета не установлено (на уровне значимости 0,05).
  2. ИМТ студентов лечебного факультета в норме в 69,59 % случаев, стоматологического — в 79,31 % случаев. Избыточная масса тела (предожирение) чаще наблюдается у студентов лечебного факультета, чем на стоматологическом факультете почти в три раза (12,28 и 4,60 %). Установлено ожирение у 5,26 % студентов лечебного и только у 1,15 % стоматологического факультетов; дефицит массы у студентов на лечебном (12,87 %) и стоматологическом (14,94 %) факультетах.
  3. В сравнении с аналогичным исследованием ИМТ в предыдущем 2016/17 учебном году, значимых различий в величине ИМТ на факультетах не установлено. Однако отметим, что уровень ИМТ студентов стоматологического факультета стал выше во всех диапазонах ИМТ, рекомендованных ВОЗ для анализа ().

Литература:

  1. WHO: Global Database on Body Mass Index. Интернет-русурс. URL: http://www.assessmentpsychology.com/icbmi.htm.
  2. Николаев Д. В., Смирнов А. В., Бобринская И. Г., Руднев С. Г. Биоимпедансный анализ состава тела человека. М.: Наука, 2009. — 392 с.
  3. Шанс умереть рассчитали по индексу массы тела. Наука и техника: Lenta.ru. Интернет-русурс. URL: https://lenta.ru/news/2016/01/26/bmi/.
Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, стоматологический факультет, студент, избыточная масса тела, интерпретация показателей, математическое ожидание, масса тела, США, выраженный дефицит массы тела, среднеквадратичное отклонение.


Похожие статьи

Гигиеническая оценка питания студентов Смоленского государственного медицинского университета

Изучение физического состояния студентов 1 курса Филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске

Особенности течения сахарного диабета I и II типа на примере эндокринологического отделения ГБУЗ ГКБ № 3 г. Астрахани

Анализ клинических симптомов гиповитаминоза С от рациона питания у студентов вузов г. Минска

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Анализ динамики холецистэктомии при желчнокаменной болезни в г. Владикавказе

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Анализ динамики неврологических болезней за период с 2012 по 2015 гг. (по материалам ЧУЗ «Медико-санитарная часть» г. Астрахани)

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Похожие статьи

Гигиеническая оценка питания студентов Смоленского государственного медицинского университета

Изучение физического состояния студентов 1 курса Филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске

Особенности течения сахарного диабета I и II типа на примере эндокринологического отделения ГБУЗ ГКБ № 3 г. Астрахани

Анализ клинических симптомов гиповитаминоза С от рациона питания у студентов вузов г. Минска

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Анализ динамики холецистэктомии при желчнокаменной болезни в г. Владикавказе

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Анализ динамики неврологических болезней за период с 2012 по 2015 гг. (по материалам ЧУЗ «Медико-санитарная часть» г. Астрахани)

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Задать вопрос