Формирование двигательных навыков ребенка в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 14.02.2018

Статья просмотрена: 779 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Формирование двигательных навыков ребенка в семье / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48336/ (дата обращения: 19.12.2024).



Родители хотят, чтобы их дети росли крепкими, сильными и не болели. Но они забывают, что хорошие физические данные зависят в основном от двигательной активности ребёнка, он должен быть подвижным, ловким и выносливым. Дети растут и развиваются по-разному. Забота о формировании двигательных навыков ребенка является ответственной задачей родителей. В детском возрасте происходит формирование взглядов и отношения к физической культуре, закладываются основы здорового образа жизни. Мы должны помнить, что по своей природе ребёнок, в основном, очень подвижен. Родители хотят видеть своих детей культурными, хорошо воспитанными, что бы не бегали, а ходили спокойно, сидели — не крутились и т. д. Много усилий уходит на посещение дополнительных уроков. С каждым годом существенно увеличивается объем и сложность учебной нагрузки. Врачи, физиологии, педагоги — выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной позе (например, за партой в школе или за письменным столом дома) вызывает статическую нагрузку на определённые группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

У таких детей чаще регистрируются травмы, у них в 3–5 раз выше заболеваемость острыми респираторными инфекциями... В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители.

К сожалению, школа не в состоянии обеспечить необходимый двигательный режим. Поэтому так важна роль родителей в физическом воспитании детей. Для физкультуры особенно важен оздоровительный эффект. Он достигается при использовании любых длительно выполняемых движений. Пригодно всё: ходьба, бег, катание на лыжах, коньках, велосипеде, гребля, плавание, спортивные игры, лишь бы занятия в достаточной мере активизировали деятельность сердечно-сосудистой системы. Чтобы занятия физкультурой приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали, необходимо соблюдать гигиенические требования. Они сводятся к выполнению членами семьи режима работы и отдыха, к организации правильного питания и т. д.

Нарушение режима (недосыпание, курение, злоупотребление алкоголем, переедание и др.) приводит к ухудшению приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Большое значение имеет эмоциональный фон занятий семейной физкультурой. Нередко дети испытывают дефицит общения с папой и мамой, именно в такой ситуации родители, особенно отец, будет образцом подражания. Нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Здоровые дети нуждаются в движении и охотно выполняют физические упражнения. Родители должны знать особенности развития и возможности ребёнка чтобы правильно выбрать необходимый двигательный режим.

Детям необходимо постоянное ощущение мышечной радости, а не непонятное им абстрактное здоровье и крепость тела. При организации двигательного режима ребенка следует учитывать оптимальные нормы его двигательной активности. Родители должны знать и контролировать особенности изменений роста и физического развития своего ребёнка. Является необходимым выработка четких рекомендаций родителям для занятий физическими упражнениями с детьми на этапах их и взросления.

В работе с родителями необходимо обратить внимание на регулирование физических нагрузок при занятиях с детьми. Надо планировать такой объем работы, который будет соответствовать возможностям. Желательно проводить ежедневные занятия физическими упражнениями, основная задача которых — развитие ловкости, силы, быстроты и выносливости. Физические нагрузки способствуют постепенному развитию тренированности. Под их влиянием в организме происходят многочисленные приспособительные изменения, структурные перестройки в мышцах, совершенствуются работа сердечно-сосудистой, дыхательной и других рабочих систем, обеспечивающих и выносливость мышц. Однократные физические нагрузки или тренировочные занятия не вызывают стойких изменений в организме. Такие изменения появятся позже, после выполнения нагрузок в серии занятий.

Правило постепенности. Это правило является одним из основных правил тренировки. Только постепенное наращивание физических нагрузок способствует росту функциональных резервов организма. Форсированное увеличение тренировочных нагрузок за короткие промежутки времени рано или поздно приводит к срывам его адаптационных возможностей, переутомлению и перетренировке. Нарушение правил постепенности особенно опасно при работе с ослабленными детьми. Даже незначительное превышение нагрузок в работе с ними может привести к нарушению в состоянии их здоровья.

Следует обратить внимание, что при самостоятельных занятиях физическими упражнениями в семье нагрузка должна соответствовать самочувствию и уровню физической подготовленности.

Небольшое утомление: жалоб нет; хорошее, точное выполнение упражнений; незначительное покраснение кожи и потливость; дыхание учащённое, ровное; походка бодрая; до конца занятий сохраняются работоспособность и чёткая координация, согласованность всех функций организма.

Значительное утомление: жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение; отдышка; неточность в выполнении команд; большая потливость, сильное учащение дыхания; работоспособность сохраняется и упражнение выполняется успешно, но к концу работы и в ближайший восстановительный период появляются признаки расстройства согласованности тех или иных функций организма.

Резкое (большое) утомление: жалобы на те же явления; головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота; замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда; резкое покраснение или побледнение, синюшность кожи, особо большая потливость живота. Ног; резкое учащение дыхания, отдышка; резкое покачивание тела, отставание во время ходьбы (прогулки), бега, проявление нескоординированных движений.

Родителям следует знать, что дозирования нагрузки и паузы отдыха при занятиях физическими упражнениями проводится с учетом функциональных и двигательных возможностей ребёнка, а также особенностей его темперамента.

С целью обеспечения родителей информационным полем знаний и умений о жизнедеятельности детей организовываются встречи за круглым столом, темы которых: беседы о проблемах физического развития, организация семейного досуга.

Для родителей рекомендуется составить схему комплекса утренней зарядки: ходьба на месте или в движении, упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища, живота, упражнения для мышц ног, упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады, приседания, прыжки и т. д.), упражнения для развития силовых качеств, упражнения на расслабление, упражнения для дыхания.

При выборе упражнений следует обратить внимание на их доступность и разнообразие.

Выводы. Воспитание человека начинается в семье. Родители окружают своих детей заботой и вниманием. Важно не только научить их быть добрыми и честными, но и привить интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Прежде всего — собственным примером. Чтобы сохранить, а тем более укрепить своё здоровье дети должны много знать о физической культуре и уметь использовать её средства. Незнание способов или неправильное их применение может привести к травмам, переутомлению и т. д. Задача родителей состоит в том, чтобы не только научить детей выполнять определённые физические упражнения, но и дать им знания, сформировать необходимые практические навыки. Воспитание сознательной потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями в семье требует научных знаний о физической культуре. Если полученные знания усвоены, тогда родители могут определить, какие средства физического воспитания необходимы для полноценной здоровой жизни ребенка.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.-М.:КноРус,2012.
  2. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — Ростов на/Д: Феникс, 2014.
  3. Листова М. Л. «Выносливость — важный показатель здоровья человека» // Физическая культура в школе. — 2010. — № 5.
  4. Мартиросова Т. А. Формирование ключевой двигательной компетентности человека посредством воспитания и совершенствования выносливости как физического качества // Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 1.
  5. Муллер А. Б., Дядичкина Н. С., Богащенко Ю. А. Физическая культура.-М.:Юрайт,2013.
  6. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, физическая культура, занятие, упражнение, двигательный дефицит, здоровый образ жизни, необходимый двигательный режим, физическое развитие, функция организма.


Задать вопрос