В статье рассмотрено понятие правового нигилизма, а также отражены исторические предпосылки его развития.
Ключевые слова: правовой нигилизм, правосознание, право.
В настоящее время в мире одной из наиважнейших трудностей, вставших перед человечеством наряду с глобальными проблемами, является проблема правового нигилизма, то есть отрицание законов и права как социального института в целом.
Опасность сложившейся ситуации по отношении к мировому сообществу заключается в том, что правовой нигилизм несёт собой разрушительное воздействие на сознание, мировоззрение человека. Происходит утрата тех моральных норм, на которых основывалась жизнь предшествующих поколений, непризнание таких принципов, которые вырабатывались на протяжении всего периода развития общества. Право — фундамент развитого государства. Искоренение права грозит коренными изменениями, синоним которых — хаос. [2. С. 114]
В современной России проявления правового нигилизма имеют свои особенности. Можно сказать, что правовая система России находится на достаточно низком уровне развития. Причина этому — многочисленные противоречия, встречающиеся в данной системе и возникшие как следствие правового нигилизма. Во-первых, это исторические противоречия. Если говорить о том, что отрицание права зародилось в недавнее время, то это будет несправедливым (в отличии от остального мира) утверждением по отношению к России. Нигилистические идеи с давних времен имели место в душе русского человека. Их проявление мы наблюдаем даже в устном народном творчестве, отражающем менталитет российского общества. В некоторых пословицах прослеживается скептическое отношение народа к таким понятиям, как закон, право, суд, и так далее. Например, «Закон дышло, куда захочешь, туда и воротишь», «не зная закона, не знает и греха», «законы святы, да законники супостаты».
Русский народ на ранних ступенях своего развития считал право не средством создания и применения законов, а скорее средством, соединяющим людей, инструментом их примирения в случае возникновения конфликта. Изначально право воспринималось, прежде всего, как процесс посредничества, способ коммуникации, а не как процесс принятия законов и вынесения судебных решений. Основное предназначение древнерусского права — это достижение социальной гармонии. Но в связи с становлением русской государственности природа права меняется. Принуждение становится основным принципом русского права.
Рассматривая белее поздние периоды развития Российского государства следует заметить, что русская интеллигенция никогда не уважала право, не видела в нем особой важности; из множества культурных ценностей право считалось для неё наименее значимым. Интеллигенция признавала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм — это явление не только современного российского общества. Практически на всем историческом пути развития России просматривается множественные проявления отрицания права. Однако правосознание с трудом подвергается изменениям, особенно в непродолжительные сроки, когда борьба с правовым нигилизмом усилилась. Правосознание остаётся неизменным на протяжении значительных временных отрезков. И при переменах во всех сферах жизни общества, при таких преобразованиях в государстве, которые могут называться коренными, даже при революции сохраняется некий отечественный тип правового мышления. В добавление к этому можно сказать, с течением времени в России противодействие такому явлению, как отрицание права, практически не осуществлялась. Правовой нигилизм проявлялся и в дореволюционный, и в советский период. [1.с.3–5] Причем, говоря о том, что правовой нигилизм глубоко укоренился в сознании народа, важно подчеркнуть, что «сознание народа» в данном случае можно трактовать как сознание всех граждан государства, включая административную элиту, рабочий класс, предпринимателей, интеллигенцию и маргиналов. Таким образом, противоречие положения правового нигилизма в современной России заключается в том, что Российская Федерация как правовое государство, статус которого закреплён всенародно принятой Конституцией, находится на совершенно новой ступени своего исторического развития.
На сегодняшний день борьба с отрицанием права ведётся достаточно усиленно и интенсивно, но, в это же время, большая часть населения является неправосознательной, в связи со своей исторической сущностью. Это является одной из множества причин правового нигилизма в России, но именно эту причину, на мой взгляд, можно выделить как основную.
Второе противоречие заключается в том, что отрицание права, проявляющееся в нарушении правовых норм, происходит со стороны людей, призванных охранять закон; граждан, издающих и принимающих законы. Следовательно, встает вопрос о том, как остальное население должно добросовестно придерживаться правовых норм, если люди, призванием и основой поведения которых считается строгое соблюдение закона, нарушают его. Государство одновременно пренебрегает правом и борется с правовым нигилизмом. Такая борьба, несмотря на все усилия, не может быть продуктивной ни в коем случае.
Правовой нигилизм можно назвать одной из важнейших проблем современности, в особенности, России. Отрицание права, законов препятствует развитию Российской Федерации как современному правовому цивилизованному государству. Поэтому изучение и анализ данной проблемы крайне необходимы для её устранения, а, следовательно, и для формирования правосознания и правовой культуры граждан страны.
Литература:
- Гойман В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990 № 9, с.3–5
- Марченко Д. Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.