Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. При этом в качестве актуальных характеристик подростков в процессе дальнейшего психического развития представляется появление новых обязанностей и активного стремления к самореализации, причем последнее становится все более стойким и дифференцированным, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью.
Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественной (С. А. Беличева, Л. Ю. Иванова, В. Г. Петров, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и др.), так и зарубежной психологической науке (Z. Berkowits, A. Buss, K. A. Dodge, R. Haskins, К. Lorens и др.). так, агрессия рассматривается как «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [2]. Человеческая агрессивность также рассматривается как «поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [5]. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения [2; 6].
И. Ю. Кулагина связывает проявления агрессивного поведения подростков с тем, какие трудности в социальной адаптации испытывал подросток в условиях подростковой группы [4], т. е. такие подростки не умеют выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками и контролировать свое нормативное поведение, связывая все это проявление с их характерными чертами характера и личностными особенностями.
И. Лалаянц, наоборот, отмечает, что агрессивное проявление подростков связано с их поведением в семье [5]. С этой целью необходимо проводить обучение родителей современным приемам снижения агрессивного поведения подростков и использовать в работе с ними такие формы, как проведение совместной деятельности с детьми, семейных обсуждений.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1]. На первый взгляд, это определение кажется несколько упрощенным. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. Рассмотрим их подробнее. Агрессия как поведение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость, с мотивами — такими как стремление, оскорбить, или навредить и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий [5].
Таким образом, по мнению психологов, агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера. Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания.
Следовательно, проявление озлобленности — это явное отклонение от нормального образа действия. Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста агрессивный ребенок становится неуправляемым.
Подростковая агрессия зависит от отношений в семье. Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка. Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников. Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.
Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются: кризис, возникающий в этом возрасте; плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок; комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками; генетическая наследственность; гормональные сбои в организме; вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.
Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение. Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.
Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую. Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является особенностью действия мальчиков. Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.
Самой опасной формой агрессии является реальная агрессия. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы. При этом диагностированием проблем агрессивности должны заниматься профессиональные психологи либо психотерапевты, чтобы безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.
Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест. Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.
С целью решения поставленных задач исследования мы провели экспериментальное исследование среди 24 учащихся 9-х классов в возрасте 14–15 лет на базе МБОУ СОШ № 5 г. Воронежа. Нами были использованы следующие методики: опросник агрессивности Басса-Дарки) (для определения определенных параметров агрессивного поведения), методика диагностики склонности к агрессивному поведению Р. В. Овчаровой (выявление предрасположенности и готовности участников эксперимента к агрессивному поведению); проективная методика «Несуществующее животное» (для определения наличия или отсутствия агрессивных намерений участников ОЭР).
По результатам исследования по методике агрессивности Басса-Дарки мы выявили следующие формы агрессии (по критериям) (см. рис. 1).
Рис. 1. Результаты методики агрессивности Басса-Дарки (%)
По параметру «физическая агрессия» средний показатель составил 7,9. Выше нормы агрессивности у 70 % (17 человек) испытуемых, особенно ярко физическая агрессия проявляется в поведении у 8 % (5 человек) участников. По параметру «раздражительность» средний показатель — 7,5. Выше нормы выявлен у 50 % (12 человек), равен норме агрессивности у 40 % (10 человек) от общего количества испытуемых. По параметру «вербальная агрессия» средний показатель составляет 8,7. Выше нормы выявлен у 60 % (14 человек) участников, соответствует норме у 20 % (5 человек) от общего количества испытуемых, очень высокий уровень вербальной агрессии выявлен у 20 % (5 человек) участников. По параметру «косвенная агрессия» средний показатель составляет 6,2. Выше нормы выявлен у 70 % (17 человек) участников, соответствует норме у 30 % (7 человек) от общего количества испытуемых. По параметру «негативизм» средний показатель составил 3,7. Выше нормы выявлен у 50 % (12 человек) участников, соответствует норме у 30 % (7 человек) от общего количества испытуемых, у 20 % (5 человек) участников очень высокий уровень негативизма. По параметру «чувство вины» средний показатель составил 7,2. Выше нормы у 30 % (7 человек) участников, соответствует норме у 50 % (12 человек) от общего количества испытуемых, очень высокие показатели по данному параметру имеют. По параметру «обида» средний показатель составил 6,2. Выше нормы у 30 % (7 человек) участников, соответствует норме у 40 % (10 человек) от общего числа испытуемых, еще 30 % участников имеют очень высокие показатели по данному параметру. По параметру «подозрительность» средний показатель составил 7,5. Выше нормы у 70 % (17 человек) от общего числа испытуемых, среди которых 16 % (4 человек) с очень высокими показателями по данному параметру.
Индекс враждебности складывался по двум шкалам: обида и подозрительность. Норма в проявлении враждебности находится в пределах 1–8. Враждебность выше нормы выявлена у 80 % (19 человек) подростков, среди них 8 участников с максимально высоким уровнем враждебности. Выше верхней границы нормы выявлена враждебность у 20 % (5 человек) испытуемых.
В процессе выполнения заданий в соответствии с методикой диагностики склонности к агрессивному поведению Р. В. Овчаровой испытуемые должны были внимательно прочитать высказывания-утверждения на бланке и выбрать ответ при согласии с утверждением. Результаты по данной методике, их соотношение склонности к агрессивному поведению и волевого контроля эмоциональных реакций подростков в графическом виде отражены нами на рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики склонности к агрессивному поведению Р. В. Овчаровой (%)
Так, высокий уровень предрасположенности к агрессивности в поведении различных видов и содержания выявлен у 5 учащихся (что составляет 42 % от выборки). Низкий волевой контроль эмоциональных реакций продемонстрировали 12 опрошенных (что составляет 58 % от выборки). Исходя из этого, можно утверждать, что данная психодиагностическая методика оказала содействие в выявлении группы подростков, склонных и проявляющих различные варианты агрессивного поведения.
Представленные на рис. 3 полученные результаты по методике «Несуществующее животное» позволяют нам утверждать, что 37 % испытуемых через рисунок демонстрируют признаки высокой агрессивности, 41 % демонстрируют средний уровень агрессивности, и только 15 % опрошенных признаков агрессивности не выявлено.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Несуществующее животное (%)
Таким образом, необходимо отметить, что полученные данные проведенного диагностического исследования доказывают, что 20 участников (что составляет 84 % от общего количества участников констатирующего эксперимента) по всем проанализированным показателям демонстрируют ярко выраженные агрессивные проявления в своем поведении и нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов общеобразовательных учреждений. Для этого, на наш взгляд, нужно не только разработать программу психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков со сверстниками, но и апробировать ее в дальнейшем, что мы и планируем сделать в перспективе.
Литература:
- Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер, 2011. — 352 с.
- Коноплева И. Н. Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации / И. Н. Коноплева // Психология и право. — 2013. — № 4. — С. 3–12.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 464 с.
- Лалаянц И. Укрощение агрессии — возможно: Советы родителям / И. Лалаянц // Семья и школа. — 2008. — № 9. — С. 18–19.
- Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. — М: Форум, 2012. — 160 с.