Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций
С момента вступления в силу закона № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 г Приобретенный статус Свободного порта Владивосток ассоциируется с вектором развития территории.
Следует отметить, что согласно Закона свободный порт Владивосток представляет собой часть территории Приморского края, которая характеризуется комплексом мер государственной поддержки предпринимательской деятельности. В свободный порт Владивосток входят территории пятнадцати муниципальных образований Приморского края, а также акватории и территории морских портов, которые располагаются в данных муниципальных образованиях [4].
Очевидно, что перечень мероприятий, указанных в ФЗ № 212, направлен на повышение уровня жизни Дальневосточного региона в целом иными словами «ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока» [1].
Остальные четыре из пяти целей функционирования Свободного порта Владивосток связаны с расширением влияния российского Дальнего Востока на международной арене стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Цели эти звучат как использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона; развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона; создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции[1].
Стагнация экономики и, как следствие, деградация возникают из-за отсутствия движения в экономике. Разница в экономическом развитии региона познается в сравнении с граничащими странами АТР. Страны АТР известны разнообразием национальных экономических систем, высокими технологиями.
Приобретение статуса свободного порта Владивосток может стать успешным шагом к интеграции в сообщество стран АТР. Еще на этапе разработки федерального закона Свободный порт Владивосток к 2015г оговаривалось, что предложение Министерства развития Дальнего Востока сделать Владивосток свободным портом сулит региону большие экономические выгоды. Реализация инвестпроектов в зоне свободного порта, создание развитой инженерной, социальной и сервисной инфраструктуры может троекратно увеличить экономику Приморского края [5].
При разработке законопроекта о свободном порте использовались лучшие практики создания свободных портов стран АТР, одновременно разрабатывались новые механизмы, из чего направленность на интеграцию в азиатско-тихоокеанский регион становится очевидной.
Создание свободного порта Владивосток позволяет экспорту в страны АТР выйти на новый уровень за счет сокращения логистических издержек, снижения стоимости сырья и привлечения инвестиций в новые производственные технологии. Интерес для стран-партнеров представляют пищевая, рыбоперерабатывающая и лесоперерабатывающая промышленность, а также отрасль машиностроения.
Крупнейшими инвесторами в дальневосточную экономику являются Китай, Япония и Республика Корея. Причины интереса зарубежных инвесторов к Дальнему Востоку заключаются в следующем:
‒ высокий экономический и инвестиционный потенциал региона;
‒ наличие государственной стратегии по развитию Дальнего Востока;
‒ возможности использования преференций территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ).
Однако их активность сдерживается такими факторами, как:
‒ неразвитость коммуникаций и логистики;
‒ недостаточная квалификация рабочей силы;
‒ неопределенность в поставках сырья и материалов.
Инвестиционная успешность Дальнего Востока на фоне других федеральных округов во многом объясняется активным продвижением в регионе институтов развития и инструментов поддержки инвесторов [2].
С видимыми преимуществами от выхода на арену стран АТР возникает и повышенная конкуренция с этими же странами. Особенно остро ощущается сравнение с соседними портами КНР, Республики Кореи и Японии.
Пропускная способность портов Дальнего Востока в 2017 г. составила 112,94 млн тн [3] для сравнения за тот же период в порту Шанхай было обработано 812 млн тн разнотипных грузов. Связано это как с недостаточной материальной портовой базой, так и с нехваткой рабочих квалифицированных кадров [6].
Следует понимать, что транспортной системе свободного порта необходимо быть тщательно подготовленной к росту экспорта. Для этого в первую очередь внимание следует уделить развитию крупных транспортных узлов и их взаимодействию с предприятиями — резидентами свободного порта.
Свободный порт Владивосток в будущем представляет собой центр международного сотрудничества, инвестиций, как российских, так и зарубежных, транспортный узел с мощным взаимодействием с производственными и торговыми предприятиями. Такой центр обеспечит существование конкурентоспособного связующего звена между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отметим, что взаимосвязь усилится и между территориями Свободного порта Владивосток:16 муниципальных районов Приморского края, Петропавловск- Камчатского городского округа Камчатского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края, Корсаковского городского округа, Углегорского городского округа Сахалинской области, городского округа Певек Чукотского автономного округа.
Срок, обозначенный на существование свободного порта Владивосток, составляет 70 лет. За это время открываются перспективы не только роста экономической активности Дальнего Востока, но и надежного закрепления позиций российских регионов на азиатско-тихоокеанском рынке.
Литература:
- О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // Российская газета. 2015. № 6724. 15 июл
- Ворожбит О. Ю., Корнейко О. В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях свободного порта Владивостока. М., 2015. 180 с.;
- Дальневосточные порты почти восстановили грузооборот после кризиса. URL://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/05/732442-dalnevostochnie-porti-vosstanovili-gruzooborot (дата обращения 5.01.2018)
- Котляр Н. В. Евразийский транспортный коридор. Международное право или мировые коммуникации? // Территория новых возможностей. 2010. № 1 (5). С.153–167.
- Курс на опережение. URL: http://vladivostok.bezformata.ru/listnews/kurs-na-operezhenie/39959005 (дата обращения 7.01.2018)
- Левченко Т. А., Хаблак В. В. Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России //Общество: политика, экономика, право. 2016 стр 49- 52.