Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ПАО «Сбербанк» в сфере потребительского кредитования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 15.02.2018

Статья просмотрена: 13123 раза

Библиографическое описание:

Полынкова, Е. А. Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ПАО «Сбербанк» в сфере потребительского кредитования / Е. А. Полынкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48357/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье проводится анализ деятельности крупнейшего банковского учреждения по предоставлению потребительских кредитов в России. Исследование, анализ и последующее совершенствование организации потребительского кредитования в современных условиях и на материалах лидирующего в данном сегменте коммерческого банка, позволит повысить платежеспособный спрос населения, сделать данный вид банковской услуги доступным большей части населения страны и снизить кредитные риски.

Ключевые слова: потребительское кредитование, кредитный риск, возвратность кредита, ПАО Сбербанк.

В настоящее время ПАО Сбербанк является современным универсальным банком, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики, в том числе и в сфере потребительского кредитования.

На долю Сбербанка приходится 46,4 % вкладов населения, 34,7 % кредитов физическим лицам и 33,9 % кредитов юридическим лицам.

В ситуации сохраняющейся неопределенности Сбербанк показал высокую степень готовности к первым сигналам восстановления экономики, заработав в 2016 году рекордную прибыль. Такой результат стал возможен благодаря целому ряду факторов. Банк постоянно работает над ростом эффективности, создает и развивает лучшие сервисы для своей многомиллионной клиентской базы в России и за рубежом, совершенствует бизнес-процессы, с каждым годом делая возможности цифрового мира все более надежными и доступными для общества.

В таблице 1 представлены основные результаты деятельности Сбербанка за 2014–2016 гг.

Таблица 1

Основные результаты деятельности ПАО Сбербанк за 2014–2016гг., млн. руб.

Наименование

2014г.

2015 г

2016г.

Абсолютное отклонение, (+/-) 2016г. к

2014г.

2015г.

Активы

22706916

27334700

25368500

2661584

-1966200

Капитал

2328152

2375000

2821600

493448

446600

Прибыль до налогообложения

306900

331200

677500

370600

346300

Прибыль после налогообложения

218387

222900

541900

323513

319000

Основными факторами роста активов Банка в 2016 году были кредиты юридическим и физическим лицам, а также чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи.

На рост балансовых статей повлияла положительная переоценка их валютной составляющей из-за ослабления курса рубля по отношению к основным иностранным валютам: курс доллара США увеличился за год на 29,5 % до 72,9 руб./долл. США, курс евро — на 16,6 % до 79,7 руб./евро. Капитал, рассчитываемый по Положению Банка России № 395-П, за 2016 год увеличился на 347 млрд руб. и составил 2 658 млрд руб. Основные факторы, увеличившие капитал, — заработанная чистая прибыль и включение в дополнительный капитал субординированного кредита Банка России в размере 200 млрд руб., привлеченного в 2016 году в рамках Федерального закона № 173-ФЗ6 для финансирования активных операций.

В 2016 году на динамику банковских рынков влиял экономический спад в РФ, сопровождавшийся девальвацией рубля, ростом инфляции и ухудшением большинства макроэкономических показателей. Ситуация усугублялась кумулятивным эффектом от негативных внешних факторов — падение мировых цен на нефть и высокий уровень геополитической напряженности.

Девальвация рубля, которая составила к доллару США 29,5 %, нивелировала практически весь рост по большинству банковских рынков. Так, активы банковской системы выросли в номинальном выражении на 6,9 %, а без учета валютной переоценки сократились на 1,6 %. Для сравнения — в 2014 году активы банков возросли на 35,2 %.

Кредитный портфель банковской системы вырос на 8,2 %, что существенно меньше, чем год назад, когда прирост составил 25,4 %. При этом наблюдалась разнонаправленная динамика: объем кредитов предприятиям вырос на 13,4 % (год назад рост на 30,3 %), портфель розничных кредитов снизился на 5,7 % (год назад рост на 13,8 %).

Кредитные риски в банковской системе существенно увеличились. Уровень просроченной задолженности по кредитам вырос с 4,6 % до 6,5 %. При этом уровень плохих долгов населения вырос с 5,9 % до 8,1 %, предприятий — с 4,1 % до 6,1 %. Прирост объема просроченных предприятиями и населением кредитов за 2015 год составил 54,3 %.

По итогам 2016 года чистая прибыль Группы Сбербанк по МСФО составила 541,9 млрд рублей, показатель прибыли на акцию вырос в 2,4 раза, рентабельность капитала составила 20,8 %, что в два раза выше результата 2015 года. По показателю рентабельности капитала Сбербанк занял первое место среди крупнейших европейских банков и пятое место среди 100 крупнейших мировых банков.

По состоянию на 1 января 2017 года Сбербанк привлек 10,2 трлн руб. средств физических лиц — исторически максимальный объем. Приток средств частных клиентов за год также рекордный: +2,2 трлн руб.

Сбербанк нарастил портфель жилищных кредитов до 2,2 трлн руб. и занял 55 % рынка ипотеки. Банк стал предоставлять заемщикам не только сам кредит, но набор услуг от своих партнеров — риэлторов, страховых компаний, нотариальных и регистрационных органов.

В ходе анализа деятельности коммерческого банка важно выявить тенденции изменения размеров основных его финансовых показателей в сфере потребительского кредитования.

Кредитование является одним из основных источников процентных доходов коммерческого банка, а также одним из экономических методов управления, поскольку при кредитовании происходит централизованное определение порядка удовлетворения общественных потребностей в заемных ресурсах [3].

Более 23 % кредитного портфеля Сбербанка занимают розничные кредиты. Негативный тренд по снижению ссудной задолженности, отмеченный в первом квартале отчетного года, был переломлен летом 2017 года. В результате за год частным клиентам выдано кредитов более чем на 1,2 трлн руб. Портфель кредитов физическим лицам вырос на 1,6 % и достиг 4 135 млрд. руб. (Таблица 2)

Таблица 2

Структура кредитного портфеля физических лиц ПАО Сбербанк за 2015–2016гг., млрд. руб. [2]

Показатель

2015 год

уд. вес,%

2016 год

уд. вес,%

Темп роста%

Абсолютное отклонение +/-

Ипотечные кредиты

2554,6

51,4

2750,9

54,7

107,68

196,3

На потребительские цели

1681,8

33,9

1574,1

31,3

93,60

-107,7

Кредитные карты и овердрафтное кредитование

587,2

11,8

586,9

11,7

99,95

-0,3

Автокредиты

142,0

2,9

119,8

2,4

84,37

-22,2

Итого кредитов физическим лицам до вычета резервов на возможные потери

4965,6

100,0

5031,7

100,0

101,33

66,1

По итогам года произошел спад доли как по жилищному, так и по автокредитованию, при этом возросли объемы ипотечного кредитования.

Доля Сбербанка на рынке кредитования в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 4.2 п.п. до 40,1 %. (Таблица 3).

Таблица 3

Доля ПАО Сбербанк на рынке розничного кредитования за 2014–2016гг. [2], в%:

Наименование сегмента рынка

2014 год

2015 год

2016 год

Рынок розничного кредитования

38,7

35,9

40,1

Рынок ипотечных кредитов

55,0

52,9

54,6

Рынок кредитных карт

33,4

29,9

11,6

Рынок потребительских кредитов

33,2

32,6

33,2

Рынок автокредитов*

14,3

15,1

14,6

Одним из приоритетных направлений кредитования исследуемого банка остаётся жилищное кредитование. Всего за 2016 год Сбербанком было выдано 475 тыс. ипотечных кредитов на сумму 722 млрд рублей, что на 8,3 % превышает результат предыдущего года [1].

В начале 2016 году совместно с Росреестром Сбербанком была запущена электронная регистрация сделок с готовым жильем, а в середине 2017 года в уже существующий сервис была добавлена возможность электронной регистрации сделок с первичной недвижимостью.

За 2016 год в электронной системе было зарегистрировано более 15 тыс. сделок по всей стране.

Объем выданных потребительских кредитов Сбербанком в 2016 году на 53 % превысил результаты 2015 года.

В течение года Сбербанк трижды снижал процентные ставки по потребительским кредитам и запустил три промоакции, что способствовало достижению высоких показателей на рынке потребительского кредитования.

Благодаря развитию удаленных каналов обслуживания удалось в три раза увеличить объем оформленных через эти каналы заявок на потребительские кредиты, а дальнейшее обслуживание в них стало более комфортным: появилась возможность досрочного погашения кредита и стала доступна детальная информация по графику платежей.

Практически весь бизнес автокредитования Группы в России был переведен в Сетелем Банк в 2015 году. Сетелем Банк — дочерний банк Сбербанка, который специализируется на выдаче автокредитов, кредитов в точках продаж (POS-кредитование), а также на операциях финансирования автопроизводителя под уступку денежных требований к дилерам (факторинг). Основными каналами продаж Сетелем Банка являются дилерские центры-партнеры.

Одним из значимых элементов продуктовой линейки Банка остаются кредитные карты, успешно применяемые для перекрестных продаж существующим клиентам. За 2016 год Банк увеличил объем ссудной задолженности по кредитным картам с 410 до 441 млрд руб. и упрочил позицию лидера этого рынка в России: доля на рынке кредитных карт выросла с 29,9 % до 33,4 %. Количество действующих кредитных карт достигло 15,6 млн. штук.

Кредитование частных клиентов является наиболее доходной, но вместе с тем и наиболее рискованной операцией. Поэтому управление кредитным риском при кредитовании физических лиц должно осуществляться с осторожностью, с учетом специфики данной проблемы.

Анализ кредитоспособности клиента предваряет заключение кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданного Банком кредита в обусловленный срок, и тем самым оценить вероятность своевременного возврата кредита.

Потребительское кредитование в будущем станет процессом, в большей степени ориентированным на интересы потребителей, что позволит частным лицам получать более быстрый доступ к кредиту при одновременном сохранении достаточного контроля со стороны банка над заимствованиями клиента.

На основе бухгалтерской отчетности за 2014–2016 гг. проведем анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк.

В таблице 4 представлен анализ структуры кредитования ПАО Сбербанк по отраслям экономики.

Таблица 4

Анализ структуры кредитования по отраслям экономики за 2015–2016гг., млрд. руб.

Показатель

2015 год

уд. вес,%

2016 год

уд. вес,%

Темп роста%

Абсолютное отклонение +/-

Физические лица

4965,6

24,9

5031,7

27,0

101,3

66,1

Металлургия

1383,6

6,9

1541,1

8,3

111,4

157,5

Операции с недвижимым имуществом

1787,9

9,0

1512,0

8,1

84,6

-275,9

Нефтегазовая промышленность

1592,0

8,0

1446,9

7,8

90,9

-145,1

Торговля

1352,1

6,8

1308,8

7,0

96,8

-43,3

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

1100,6

5,5

1087,4

5,8

98,8

-13,2

Энергетика

1013,1

5,1

903,1

4,8

89,1

-110

Машиностроение

1289,2

6,5

885,3

4,7

68,7

-403,9

Государственные и муниципальные учреждения

894,0

4,5

807,1

4,3

90,3

-86,9

Строительство

824,7

4,1

753,1

4,0

91,3

-71,6

Телекоммуникации

781,4

3,9

730,1

3,9

93,4

-51,3

Услуги

817,0

4,1

712,3

3,8

87,2

-104,7

Транспорт, авиационная и космическая промышленность

706,8

3,5

564,4

3,0

79,9

-142,4

Химическая промышленность

521,3

2,6

561,1

3,0

107,6

39,8

Деревообрабатывающая промышленность

84,1

0,4

85,2

0,5

101,3

1,1

Прочее

810,9

4,2

735,1

4,0

90,7

-75,8

Итого кредитов

19924,3

100,0

18664,7

100,0

93,7

-1259,6

По данным таблицы 3 можно отметить, что наибольший удельный вес за анализируемый период составили кредиты физическим лицам, в 2015 году их доля была 24,9 % от общего значения всех выданных кредитов, а в 2016 году — 27,0 %, соответственно.

Возвратность кредитов без признаков индивидуального обесценения в основном зависит от кредитоспособности заемщиков, нежели чем от стоимости залога, и текущая стоимость залога не оказывает значительного эффекта на уровень обесценения.

Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле банковского сектора достигла пика летом 2016 года (7,5 % в августе), после чего вернулась к показателям, близким к уровню на начало 2016 года. Доля просроченной задолженности в течение2016 года выросла с 6,2 % до 6,3 % по корпоративному, и снизилась с 8,1 % до 7,9 % –по розничному кредитному портфелю. Банки в 2016 году значительно сократили расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля. За 2016 год дополнительные отчисления на создание резервов под обесценение составили только 188,0 млрд. руб. (1352,0 млрд. руб. в 2015 году), увеличив суммарные созданные резервы на 3,5 % с начала года. Продолжилось снижение зависимости банковского сектора от привлеченных средств Банка России: его доля от общей величины обязательств и собственных средств банковской системы сократилась за 2016 год с 6,5 % до 3,4 % (снижение на 2,6 триллионов рублей в абсолютном выражении).

При этом ситуация на финансовых рынках в течение 2016 года заметно улучшилась. Индекс РТС за 2016 год вырос на 52,2 %, при этом индекс ММВБ вырос на 26,8 %. Рублевая капитализация Банка за 2016 год выросла на 71,0 %. Кроме того, следует помнить, что немаловажным источником дохода банка являются комиссионные, взносы и платежи за банковские услуги.

Сегодня бизнес-модель Сбербанка акцентирована на удовлетворение основных финансовых потребностей клиентов, однако со временем в нее будут интегрированы и предложения нефинансовых сервисов. Современные технологии серьезно меняют способ взаимодействия клиента с банком, и в долгосрочной перспективе изменится сама суть банка как финансового института: из оператора финансовых транзакций по требованию клиента банк трансформируется в платформу взаимодействия с клиентом, где финансовые услуги станут лишь частью клиентского предложения. В борьбе за клиентов банк будет поддерживать необходимый уровень лояльности клиентской базы, а значит, стратегии по бизнес-направлениям будут корректироваться в соответствии с этой задачей.

Литература:

  1. Алферова Е. В. Значение кредитной политики коммерческого банка в условиях нестабильности // Сборник по материалам XXIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». г. Белгород, 28 февраля 2017 г.- 2017. — № 2–8. с. 5–9.
  2. Годовой отчет ПАО Сбербанк за 2016 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sberbank.com/ / /stockholders/Godovoy_otchet_Banka_za_2016_god.pdf
  3. Долгова С. А., Попова О. В. Повышение эффективности государственной поддержки кредитования аграрного сектора экономики: Монография. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2016. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кредит, потребительское кредитование, Сбербанк, кредитный портфель, банк, банковская система, Россия, рынок, абсолютное отклонение, коммерческий банк.


Ключевые слова

кредитный риск, потребительское кредитование, возвратность кредита, ПАО Сбербанк

Похожие статьи

Современные тенденции на российском рынке потребительского кредитования

Анализ основных тенденций на рынке потребительского кредитования в России позволил выявить динамику показателей, которые характеризуют современную ситуацию в этом сегменте банковского бизнеса. Несмотря на влияние пандемии коронавируса, положительный ...

Анализ депозитной политики банка на примере ПАО «Сбербанк»

Анализ доли ПАО «Сбербанк» на рынке депозитов позволил сделать вывод о ее сокращении в периоды экономических кризисов, обусловленном активной конкуренцией с использованием процентных ставок. Это позволяет банку после начала восстановления экономики в...

Анализ теоретических аспектов реализации премиальных банковских продуктов и услуг в РФ

Доклад посвящен комплексному анализу теоретических аспектов банковского обслуживания VIP-клиентов. В докладе проанализированы основные отличительные характеристики премиального банковского обслуживания с учетом современного состояния исследований в д...

Оценка кредитных операций коммерческого банка (на примере банка «ВТБ 24» (ПАО)

В статье проанализированы кредитные операции Банка «ВТБ 24» (ПАО): осуществлена оценка состава и структуры кредитов, предоставленных банком, по категориям заемщиков и срокам кредитования, рассмотрены состав, структура и динамика процентных доходов, д...

Ипотечное кредитование в условиях COVID-19

Система ипотечного кредитования играет значимое воздействие в решении многих социально-экономических проблем государства и общества. Актуальность темы статьи подтверждается тем, что за счет ипотечного кредитования осуществляется инвестирование в реал...

Совершенствование бизнес-процессов операционного обслуживания физических лиц в банке

В данной статье рассмотрены основные бизнес- процессы банка по операционному обслуживанию физических лиц. На сегодняшний день любой коммерческий банк старается улучшать банковское обслуживание клиентов, для того чтобы оставаться конкурентоспособным н...

Кредитный риск как основная угроза для развития рынка кредитных услуг малого и среднего бизнеса

В статье определена классификация банковских рисков; обосновано выделение кредитного риска из числа банковских рисков; выделены факторы, влияющие на кредитный риск субъектов МСБ; проанализирована ситуация на рынке кредитования субъектов МСБ; определе...

Проблемы банковского кредитования населения на современном этапе

На протяжении последних нескольких лет российский рынок банковского кредитования населения переживает стадию стремительного развития. Банковское кредитование населения является неотъемлемой частью современного розничного рынка. Целью функционирования...

Цифровые технологии в деятельности АО «ОТЭКО» и их влияние на эффективность работы компании

В статье рассматривается донести важность факторов, влияющих на развитие и качество транспортно-экспедиционного обслуживания разработкой и запуском новых IT — технологий, которые повлекут за собой значительный рост качества, функционирование и скорос...

Банковское кредитование как условие устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области

Экономическая ситуация, сложившаяся последние несколько лет, негативно повлияла на банковское кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Существенным условием устойчивого развития Тюменской области является обеспечение малого и сре...

Похожие статьи

Современные тенденции на российском рынке потребительского кредитования

Анализ основных тенденций на рынке потребительского кредитования в России позволил выявить динамику показателей, которые характеризуют современную ситуацию в этом сегменте банковского бизнеса. Несмотря на влияние пандемии коронавируса, положительный ...

Анализ депозитной политики банка на примере ПАО «Сбербанк»

Анализ доли ПАО «Сбербанк» на рынке депозитов позволил сделать вывод о ее сокращении в периоды экономических кризисов, обусловленном активной конкуренцией с использованием процентных ставок. Это позволяет банку после начала восстановления экономики в...

Анализ теоретических аспектов реализации премиальных банковских продуктов и услуг в РФ

Доклад посвящен комплексному анализу теоретических аспектов банковского обслуживания VIP-клиентов. В докладе проанализированы основные отличительные характеристики премиального банковского обслуживания с учетом современного состояния исследований в д...

Оценка кредитных операций коммерческого банка (на примере банка «ВТБ 24» (ПАО)

В статье проанализированы кредитные операции Банка «ВТБ 24» (ПАО): осуществлена оценка состава и структуры кредитов, предоставленных банком, по категориям заемщиков и срокам кредитования, рассмотрены состав, структура и динамика процентных доходов, д...

Ипотечное кредитование в условиях COVID-19

Система ипотечного кредитования играет значимое воздействие в решении многих социально-экономических проблем государства и общества. Актуальность темы статьи подтверждается тем, что за счет ипотечного кредитования осуществляется инвестирование в реал...

Совершенствование бизнес-процессов операционного обслуживания физических лиц в банке

В данной статье рассмотрены основные бизнес- процессы банка по операционному обслуживанию физических лиц. На сегодняшний день любой коммерческий банк старается улучшать банковское обслуживание клиентов, для того чтобы оставаться конкурентоспособным н...

Кредитный риск как основная угроза для развития рынка кредитных услуг малого и среднего бизнеса

В статье определена классификация банковских рисков; обосновано выделение кредитного риска из числа банковских рисков; выделены факторы, влияющие на кредитный риск субъектов МСБ; проанализирована ситуация на рынке кредитования субъектов МСБ; определе...

Проблемы банковского кредитования населения на современном этапе

На протяжении последних нескольких лет российский рынок банковского кредитования населения переживает стадию стремительного развития. Банковское кредитование населения является неотъемлемой частью современного розничного рынка. Целью функционирования...

Цифровые технологии в деятельности АО «ОТЭКО» и их влияние на эффективность работы компании

В статье рассматривается донести важность факторов, влияющих на развитие и качество транспортно-экспедиционного обслуживания разработкой и запуском новых IT — технологий, которые повлекут за собой значительный рост качества, функционирование и скорос...

Банковское кредитование как условие устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области

Экономическая ситуация, сложившаяся последние несколько лет, негативно повлияла на банковское кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Существенным условием устойчивого развития Тюменской области является обеспечение малого и сре...

Задать вопрос