Россия и БРИКС: как институты комплементируют мягкую силу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 17.02.2018

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Неклюдов, Н. Я. Россия и БРИКС: как институты комплементируют мягкую силу / Н. Я. Неклюдов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 158-162. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48384/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению потенциала института многостороннего сотрудничества БРИКС и места России в нем. Отвечает ли БРИКС интересам России, а главное каков потенциал мягкого взаимодействия в данном институте — эти вопросы ставит перед собой автор.

Ключевые слова: Россия, БРИКС, Най, мягкая сила

The following paper employs an analysis of BRICS as a multilateral global institution and Russia's place within such framework. The primary question the paper seeks to answer is whether BRICS correspond with Russia's strategic interests and international agenda and more importantly do BRICS possess soft power and soft mechanisms?

Key words: Russia, BRICS, soft power, Nye

Как сегодня исследуют мягкую силу?

Благодаря исследованиям в области конструктивизма и пост-структурализма, учёные-политологи, говоря о мягкой силе того или иного государства (и Россия в этом ключе не исключение), традиционно подразделяют её на два уровня исследований, на что впервые обратил внимание Александр Вендт [7], а именно социальный уровень и уровень институтов.

Проще говоря, исследуя мягкую силу, сегодня уместно затрагивать как социологический пласт (Медведев, Макарычев, Ятцук) и говорить о поведении общества, его «здравом смысле» (Грамши, Лаклау, Хопф), а также и институциональном подходе государства к мягкой силе (Рослукки, Ротару, Ларуэль). Мягкая сила России отчетливо размежевывается на эти два кластера: достаточно взглянуть на разные группы исследователей, приведенных выше, посвящающих свои работы, как правило, внутреннему (structural) и внешнему (agential, institutional) аспектам мягкой силы.

Внутренние структуры Российской мягкой силы

Внутренний аспект помогает нам понять, как именно Россия позиционирует себя в глобальном мире. В совместной статье [4] С. Медведев и А. Макарычев подробно разбирают структуры российского социума через теорию М.Фуко и Д.Агамбена, помогающую показать «мягкий аспект» российской политики: через законодательство, риторику, нормы и правила. Начиная с третьего президентского срока В. В. Путина риторика России радикально меняется в сторону нормативного, или «морального» дискурса, оппозиционный западным ценностям. «Традиционные ценности» и классическая модель семьи стали национальной идеей, а также «духовной скрепой» россиян в интеллектуально-духовном противостоянии Западу. Это выражается в множестве законодательных инициатив, направленных прежде всего на секьюритизацию «внутреннего» пространства государства: от инициатив главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко запретить определенные продукты, такие как грузинскую минеральную воду, молдавское вино, литовский сыр и т. д., до закона о запрете гей-пропаганды (как реакция на нормализацию девиантных отношений полов на Западе, повлекшим разрыв множества партнерских программ, как например, Санкт-Петербурга с Венецией и Миланом), об оскорблении чувств верующих как реакция на «Панк-молебен» группы Пусси-Райт, закон Лугового, закон о запрете мата и курения в кино, книгах, музыке, закона «Димы Яковлева» и т. п.

Вкратце, внутренний аспект мягкой силы России (не забудем, что Джозеф Най говорил о внутренней политике как части мягкой силы) направлен на нормализацию и подчеркивание интеллектуально-идейного отмежевания России от Запада, становление государства от Западной модели, нежели внутри её. Каков выход в подобной ситуации для будущего российской интеграции на международной арене? На сегодняшний день, полагает автор, БРИКС является наиболее подходящей интеграционной организацией, где Россия была бы способна реализовать свой потенциал экономического роста в условиях риторической и институциональной оппозиции западным структурам.

БРИКС как калейдоскоп подобных внутренних структур

БРИКС, в отличие от иных региональных организаций (ЕС, НАТО, ЛАГ, АС, АСЕАН) включает в себя государства с разных регионов — от Латино-Карибского до Азиатского и Европейского и оттого социальные структуры государств-членов могут отличаться кардинальным образом (отсутствие общей истории, различные социальные модели, формы государственного устройства, законодательства): от пацифизма и сильной позиции лидера в различных Латинских интеграционных группировках (Бразилия) и государства (единственным в объединении), где на уровне законодательства закреплена либерализация однополых браков (ЮАР), а также сильной политической фигурой (Нельсон Мандела), до государства с ярко выраженным культурным аспектом мягкой силы (Индия), от т. н. Болливудской индустрией кино, крупнейшей среди государств-членов до представления всех 4х мировых религий [5].

В этом калейдоскопе для России в двустороннем ключе наиболее очевидным партнером в рамках организации является Китай [6]: от общего марксистско-ленинского наследия и равноудаленности от глобализирующегося мира до наиболее развитого уровня механизмов мягкой силы с большим количеством схожих подходов: высоких темпов «мягкого» принуждения в отдельных регионах- Африка для Китая и Ближнее Зарубежье для России,- схожих механизмов в сферах медийного вектора: Спутник, RT против СССTV, Xinhua News Agency, институционального вектора: Фонд русский мир, Россотрудничество против Глобальной сети Институтов Конфуция, РАМС (Российская ассоциация международного сотрудничества) против «Китайской народной ассоциации дружбы с иностранными государствами», а также образовательного: 250000 и 500000 тысяч иностранных студентов у России и Китая соответственно, и с внешней помощью третьим странам 6.6. млрд долларов у Китая и полмиллиарда у России.

Но данная схожесть подходов говорит также и о большой опасности Китая для России — несмотря на общее историческое наследие и схожесть механизмов мягкой силы, нас разделяют, во-первых, темпы и объемы экономического роста. Во-вторых, не стоит забывать, что мягкая сила — это, прежде всего, социальный конструкт, который состоит из социального и культурного элементов, а конфуцианство и христианство — в данном случае кардинально отличны.

Так является ли интеграционное объединение, — здесь — БРИКС — площадкой, где абсолютно различные внутриполитические структуры могут наладить прочные отношения и стабильную интеграцию? Парадоксально, но несмотря на радикальную диверсификацию социально-экономических и политических структур в рамках мягкой силы БРИКС демонстрирует особый прогресс в сфере институциональной интеграции: исследователь мягкой силы Д. Галлароти [2, Р 348] назвал этот процесс «не-аддитивностью мягкой силы», то есть создание больших возможностей для комплементарности «арсеналов» мягкой силы друг друга: статус региональных держав Китая и России конвертируются со статусом развивающихся — Бразилии и Индии, -масштаб традиционных цивилизаций России, Индии, Китая комплементируют сравнительно молодые нации ЮАР, Бразилии. Потенциальное противостояние Китая и России в политическом и территориальном вопросах способны уравновесить силы Индии и Бразилии. Демократические результаты развития ЮАР и Индии смогут стать положительным примером для будущей демократизации Китая и России.

Говоря об исследованиях Галларотти в области интерпретации концепта мягкой силы нельзя не проиллюстрировать комплементарность подобных арсеналов на двух уровнях БРИКС: социальном и институциональном, как указывалось выше. Немногие авторы, исследуя дискурсивность БРИКС как глобального института, говорят об очевидном ревизионизме организации Западного, основанного на глобальном доминировании США, миропорядка [3]. Как недвусмысленно выразился в своём вступительном слове на открытии Сямыньского саммита 2017 в сентябре Си Цзиньпин: «БРИКС переживает ключевой этап в своем развитии. Мы видим сейчас эволюцию мироустройства, период глубоких перемен. Закон джунглей уже не работает и не соответствует логике времени» [11]. Так, любой из лидеров БРИКС согласился бы со словами известных политологов Рейха и Лебоу: «США давно нарушили свои обязанности, возложенные на них как на гегемона Западного миропорядка, создав достаточное количество прецедентов для его размывания». Исследователь мягкой силы БРИКС Оливер Стуенкел так свидетельствует о воспринимаемом «кризисе» легитимности организации и её роли в будущем [5]:

В то время как западные институты, такие как, например, G7, ОЭСР, НАТО, как правило, считаются сегодня «хорошими», институты без западного участия мыслятся либо как просто «плохие» (например, Группа 77, или G77) или бессмысленные (например, БРИКС), так и совсем как угрожающие современному миропорядку (например, АБИИ, СВМДА и Шанхайская организация сотрудничества). Естественно, по их [западному] мнению подобные организации нельзя считать источниками «мягкой силы». Мало кто из аналитиков интересуется глобальным вкладом, предоставляемым такими организациями, с подозрением относясь к ним. В этом прямо говорится о скрытом чувстве западного мира считать не-западные структуры как не имеющие прямой легитимности. Участники БРИКС сегодня стремятся к «слому» подобной тенденции мировой политики.

К институциональному аспекту политики БРИКС следует отнести международную деятельность стран-участниц БРИКС. Например, участие стран БРИКС всё больше в борьбе с глобальными угрозами является серьезным аргументом в пользу «подъема» организации. Так, за последние 10 лет Китай стал крупнейшим военным «донором» ООН в миротворческие операции ООН. Каждый пятый миротворец ООН сегодня — выходец из Китая. Южный Судан, Ирак, где располагаются военные советники и силы военно-морского флота Китая — тому явный пример. В отличие от США, у Китая нет задолженностей перед ООН. На протяжении многих лет Китай является значительным поставщиком гуманитарной помощи в мире. Приходит постепенное «освоение» Индией и Китаем Африки. Бразилия также играет существенную роль в борьбе с глобальными угрозами: сегодня Бразилия ключевой член комиссии по миростроительству ООН, где руководителем выступает бывший МИД Бразилии Антонио Патриота. Руководителем миссии ООН в Конго также руководит бразильский генерал Карлос Круз.

С финансовой точки зрения [8, 12] это проявилось в создании Нового Банка Развития а также Пулы условных валютных резервов с общим капиталом в 100 млрд долларов. Подобный проект способен помочь странам в их стремлении отхода от Бреттон-Вудской системы доллара: известно, что страны БРИКС пытаются организоваться между собой для сокращения зависимости от доллара. Идея заключается в формировании собственного валютного фонда, который позволил бы ограничить влияние МВФ и доллара. Следует отметить мнение исследователей, что Китай, например, не заинтересован только в данном конкретном проекте. Глобальная инициатива Си Цзиньпина на строительство «Одного пояса, одного пути», которая должна объединять проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» — является приоритетным стремлением Китая в институциональном обустройстве Юго-Восточной Азии, конечно, с привлечением БРИКС. Реализация стратегии экономического партнерства, подписанная в Уфе в 2015, также является свидетельством того, как государства с абсолютно разными социально-политическими структурами способны консолидировать силы в построении монолитного внешнеполитического блока. Стратегия включает большое количество «мягких» аспектов внешнеполитического взаимодействия стран: обеспечение инвестиций в бизнес-проекты, обеспечение энергетической безопасности, сотрудничество в научно-технических областях по разведке и добычи полезных ископаемых, создание институциональной базы для доступа к сельскохозяйственным рынкам друг друга, создание более эффективного и гибкого доступа на рынки друг к другу, обмен опытом по обеспечению продовольственной безопасности, создание государственных запасов сельскохозяйственной продукции. На саммите в Сямыне российский лидер предложил организовать общий телеканал для поддержания высокого уровня сотрудничества: накануне саммита, 5 сентября прошли пятисторонние дебаты СМИ стран-участников БРИКС.

В связи с этим БРИКС подошел к 2018 году с итоговым председательством Китая как лидирующий блок по основным международным проблемам [13]: регулирование финансово-экономической глобальной системы, сфере инноваций (IFI Managment), озабоченность региональными проблемами в области предотвращения терроризма и безопасности, торговля, развитие зеленых секторов производства и экономики. Помимо вопросов, регулируемых БРИКС, формы кооперации тоже становятся всё более различными: неформальные встречи, встречи официальных представителей (шерп), советы экспертных центров БРИКС, семинары и форумы, симпозиумы, бизнес — и культурные форумы.

Для современной России с её повесткой анти-либерального и вне-системного игрока на мировой арене БРИКС является наилучшей международной организацией, что-то вроде «клуба по интересам». Однако современная экономическая ситуация, выраженная в рецессии, затрудняет темпы России оставаться наравне с другими членами организации по темпам экономических и политических инициатив. Также, как показывает опыт Шанхайской организации сотрудничества, Россия вряд ли согласится на однозначное доминирование Китая в рамках одной структуры, ввиду чего не пойдет на сотрудничество с ним по всему кругу вопросов.

А круг «мягкого взаимодействия» на повестке дня 2017 года обещал быть широким: например, планы НБР приобрести международный статус, что поможет привлечь финансовые ресурсы на международных рынках капитала. Руководитель Банка отмечает, что в этом году будут удвоены показатели прошлого года по одобренным проектам до 3 млрд долларов. К целям банка глава также отнес запуск различных зеленых проектов (в т. ч. возобновляемой энергии), развитие инфраструктур стран БРИКС, дорог и источников питьевой воды, и даже «совершенствование существующих государственных механизмов в наших странах». Однако, для реализации дальнейшего роста организации и банка, в частности, требуется сила национальных валют, только тогда можно избежать «волатильности на валютных рынках».

На Шанхайской встрече лидерам удалось выработать повестку дня по противодействию терроризму, что для многих стран-членов стоит остро: для Индии речь идёт о Пакистане, а также о индийско-китайских отношениях. Для России угроза терроризма тоже стоит остро: страна является первой из Европейских в рейтинге стран-жертв терроризма в XXI веке. Также на повестке дня создать гарантийный фонд суверенных облигаций на $10 млрд с участием национальных банков. Инициатива исходила от китайской стороны, чей вклад в данный фонд будет наибольшим — 3,5 млрд.

Несмотря на высокие темпы интеграционного сближения стран БРИКС остается множество вопросов в связи с председательством Китая и его инициатив. Как показывает опыт создания гарантийного фонда суверенных облигаций — Россия не готова пойти на такие крупные шаги. Тем не менее, дальнейшие шаги институционального развития БРИКС и выход его институтов на глобальную арену является многообещающим для меняющегося глобального мира, а также большим полем исследований для ученых-теоретиков мягкой силы, и в целом международных отношений.

Литература:

  1. Gallarotti G. M. Compound soft power: the BRICS and the multilateralization of soft power / G. M. Gallarotti //Journal of Political Power.-2016.-№ 3.-P 467–490
  2. Gallarotti G. M. The BRICS and soft power: an introduction / Chatin M, M. Gallarotti // Journal of Political Power.-2016.-№ 9.-P 335–352
  3. Kanet E. R. Russia and global governance: the challenge to the existing liberal order / E. R. Kanet // International Politics.-2017.-Access mode: https://link.springer.com/article/10.1057/s41311–017-.. (access date: 23.12.17)
  4. Makarychev A. Biopolitics and Power in Putin’s Russia / А. Makarychev, S. Medvedev // Problems of Post-Communism, 2015, no.1: 45–54
  5. Stuenkel O. Do the BRICS possess soft power? / O. Stuenkel // Journal of Political Power.-2016.-Access mode: http://dx.doi.org/10.1080/2158379X.2016.1232285 (access date: 23.12.17)
  6. Wilson J. L. Soft Power: A Comparison of Discourse and Practice in Russia and China/J. L. Wilson//Europe-Asia Studies.-2015.-№ 8.-P 1171–1202
  7. Wendt A. Levels of Analysis vs. Agents and Structures: Part III / A. Wendt // Review of International Studies, 1992, no. 2:181–185
  8. Банк БРИКС намерен получить международный рейтинг к четвертому кварталу 2017 года // ТАСС.-2017.-19 июнь.-Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4346965 (дата обращения 23.12.17)
  9. БРИКС как «мировой МЧС»: организация отращивает военное крыло //РИА Новости.-2017.-20 июня.-Режим доступа:https://ria.ru/analytics/20170620/1496898301.html(дата обращения 23.12.17)
  10. В Китае прошел третий форму молодых дипломатов стран БРИКС //BRICS.-2017.-13 июня.-Режим доступа: https://brics2017.org/English/Headlines/201706/t20170.. (дата обращения 23.12.17)
  11. Китай призывает страны-участницы БРИКС к более тесному сотрудничеству // BRICSPOST.-2017.-19 июнь.-Режим доступа: http://thebricspost.com/china-calls-for-brics-to-unit.. (дата обращения 23.12.17)
  12. Лавров: БРИКС реформирует финансовую систему мира // Вести Экономика.-2017.-19 июнь.-Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/86959 (дата обращения 23.12.17)
  13. Страны БРИКС создадут гарантийный фонд суверенных облигаций на $10 млрд //ТАСС.-2017.-19 июнь.-Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4349348 (дата обращения 23.12.17)
Основные термины (генерируются автоматически): мягкая сила, Россия, BRICS, Китай, Бразилия, повестка дня, структура, внутренний аспект, гарантийный фонд, экономический рост.


Ключевые слова

Россия, мягкая сила, БРИКС, Най

Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Глобальные альянсы: новый подход к международному сотрудничеству

В статье рассматривается понятие и сущность глобального альянса с точки зрения инновационного подхода к международному сотрудничеству. Дано определение глобальным альянсам. Представлены преимущества создания и реализации инновационных стратегических ...

Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния

В статье рассматриваются вопросы влияния мировых экономических и социально-политических процессов на систему национальной безопасности России в современных условиях. Автор выделяет растущую роль внутригосударственных регионов во внешней политике свое...

Россия и Европа: диалог или конфронтация

Статья посвящена анализу ситуации в современной системе международных отношений, состоянию и перспективам отношений России и Европы.

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Россия в ВТО. Роль Лиги преподавателей высшей школы

В кратком сообщении представлен анализ функционирования Российской Федерации во Всемирной торговой организации и возможная эффективная роль в этом функционировании новой организации Лига преподавателей высшей школы.

Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия

Агрессивная внешняя среда ставит перед бизнесом задачи, которые решаются только на основе научных разработок и рекомендаций. В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкуре...

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Глобальные альянсы: новый подход к международному сотрудничеству

В статье рассматривается понятие и сущность глобального альянса с точки зрения инновационного подхода к международному сотрудничеству. Дано определение глобальным альянсам. Представлены преимущества создания и реализации инновационных стратегических ...

Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния

В статье рассматриваются вопросы влияния мировых экономических и социально-политических процессов на систему национальной безопасности России в современных условиях. Автор выделяет растущую роль внутригосударственных регионов во внешней политике свое...

Россия и Европа: диалог или конфронтация

Статья посвящена анализу ситуации в современной системе международных отношений, состоянию и перспективам отношений России и Европы.

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Россия в ВТО. Роль Лиги преподавателей высшей школы

В кратком сообщении представлен анализ функционирования Российской Федерации во Всемирной торговой организации и возможная эффективная роль в этом функционировании новой организации Лига преподавателей высшей школы.

Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия

Агрессивная внешняя среда ставит перед бизнесом задачи, которые решаются только на основе научных разработок и рекомендаций. В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкуре...

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Задать вопрос