Статья посвящена вопросам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности таможенных органов в условиях интеграции России в созданный Евразийский экономический союз. Автор исследует правовые основы, понятие и значение мер обеспечения производства в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
Россия активно идет по пути экономической интеграции в созданный в мае 2014 года Евразийский экономический союз. Одно из важных мест в системе обеспечения экономической безопасности страны занимает Федеральная таможенная служба.
Согласно положению о Федеральной Таможенной Службе от 16 сентября 2013 № 809, ФТС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с законодательством РФ выполняет закреплённые за ним функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Законодательство возлагает на таможенные органы ряд функций, в том числе выполнение административно-юрисдикционной деятельности. Данное понятие подразумевает особый вид деятельности, выполняемый уполномоченными на то органами, состоящий в рассмотрении споров административно-правового характера, их эффективного разрешения и применения соответствующих мер принуждения [4].
Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и для исполнения постановления принятого по делу, законодательством предусмотрено ряд мер административного принуждения, называемых мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. От эффективности их применения зависит реализация мер административного наказания.
Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предназначена для осуществления эффективного и своевременного привлечения виновных в совершении административного правонарушения субъектов к административной ответственности, а также надлежащее исполнение административных наказаний, не ущемляя при этом права и законные интересы лиц, привлеченных к административной ответственности и иных лиц.
С момента составления протокола о применении меры обеспечения дело об административном правонарушении считается возбужденным. В этой связи, характеризуя порядок применения мер обеспечения, следует отметить, что данные меры реализуются в рамках производства по делу об административном правонарушении и процессуально четко регламентированы. В то же время меры пресечения могут применяться до возбуждения дела об административном правонарушении и подчас не требуют процессуального оформления. [3]
В статьях главы 27 КоАП РФ [1] установлено, что таможенные органы могут применять следующие меры: доставление, административное задержание, досмотр транспортного средства, оценку стоимости изъятых вещей и других ценностей, задержание судна, доставленного в порт РФ, и т. д.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, таможенные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных не только нормами главы 16 КоАП РФ, но и не относящихся только к таможенному делу. Исходя из этого в процессе своей деятельности таможенным органам приходится применять меры обеспечения по делам об административных правонарушениях других категорий, а не только связанных с нарушениями таможенных правил.
Такую меру, как доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), таможенные органы применяют в отношении лиц, совершивших административное правонарушение в сфере таможенного дела (нарушении таможенных правил), а также в случаях, если административное правонарушение совершено во внутренних морских водах, территориальном море.
Административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы применяется в исключительных случаях. Согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не может превышать трех часов. Но в случае совершения административного правонарушения в области таможенного дела ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ устанавливает более длительный срок для задержания лица, — до 48 часов [6].
Предусмотренные ст. 27.7–27.9 КоАП РФ такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также досмотр транспортного средства, предназначены для различных целей: обеспечение безопасности других лиц, обеспечение транспортной безопасности, при проведении антитеррористических мероприятий или в ситуации, если при физическом лице либо в транспортных средствах, помещениях, на территориях, принадлежащих юридическим лицам, могут находиться орудия совершения или предметы административного правонарушения, документы, вещественные доказательства и т. д. Следует согласиться с точкой зрения Е. В. Труниной о том, что одной из проблем в этой сфере является значительное количество правовых актов, инструкций Федеральной таможенной службы РФ, регулирующих данные правоотношения. В связи с этим возникает необходимость унификации данных правовых норм [7].
Такие меры, как изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей (предусмотренные статьями 27.10, 27.14 КоАП РФ соответственно), применяются таможенными органами, если эти объекты являются предметами или орудиями совершения правонарушения в случаях совершения правонарушения, влекущего административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения для обеспечения исполнения данного вида наказания, если оно в дальнейшем будет назначено судом. Арест товаров транспортных средств и иных вещей осуществляется в случае невозможности их изъятия [5].
Установленная ст. 27.11 КоАП РФ оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей необходима для установления размера, причиненного административным правонарушением ущерба в случае, если за него предусматривается административный штраф, исчисляемый в размере, кратной стоимости изъятых вещей. Для товаров личного пользования, которые перемещаются физическими лицами через таможенную границу Союза, учитывается таможенная стоимость, установленная главой 37 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза [2]. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Установленная ст. 27.15 КоАП РФ такая мера, как привод, так же, как доставление, применяется к лицам, совершившим правонарушения, либо к лицам, уклоняющимся от явки по делу о нарушении таможенных правил, участниками производства по кодторому они являются.
Временный запрет деятельности, закрепленный в ст. 27.16 КоАП РФ, применяется только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.15 КоАП РФ «Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», т. к. за него для юридических лиц установлено наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ). В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ в этом случае таможенные органы обязаны немедленно после составления протокола об административном правонарушении и о временном запрете деятельности обязаны передать дело на рассмотрение в суд.
По нашему мнению, в главу 27 КоАП РФ следует внести дополнение, определяющее, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы участниками производства по делу в судебном порядке (согласно положениям главы 30 КоАП РФ по аналогии со ст. 27.18 КоАП РФ).
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // http://www.consultant.ru
- Гречкина О. В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — N19(152). — 2009. — C.18–23.
- Сафоненков, П. Н., Зубач, А. В., Сафоненкова, О. А. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов. — Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.
- Сидоров Е. И. Место и значение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — С. 779–787.
- Сидоров Е. И. Проблемы применения ареста товаров и транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 1. — С. 59–62.
- Трунина Е. В., Федасова Ю. В. О некоторых направлениях совершенствования правового регулирования таможенного досмотра // Таможенное дело. — 2014. — № 1. — С. 7–10.