Информационная безопасность как приоритетное направление работы органов государственной власти в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.02.2018

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Белянкова, Е. И. Информационная безопасность как приоритетное направление работы органов государственной власти в сети Интернет / Е. И. Белянкова, М. Ю. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48416/ (дата обращения: 19.12.2024).



Начало третьего тысячелетия ознаменовано рождением общества нового типа — информационного, в котором стратегическим ресурсом становится информация. Роль информационной сферы значительно возросла на современном этапе развития общества и повлияла на развитие политической коммуникации между органами государственной власти и обществом. В связи с этим органы государственной власти были вынуждены обеспечить информационную открытость. На фоне этого появились 2 масштабных федеральных проекта, которые стали ключевыми инструментами реализации государственной политики в области открытых данных: портал «Открытое правительство» и «Портал открытых данных». Информационная открытость указанных проектов является целостным комплексом совместных мер системы государственного управления и общественного контроля, направленных на предоставление сведений о деятельности государственных органов, предусмотренных законодательством, обществу в целом или конкретным лицам в целях обеспечения прозрачности и подотчетности государственных органов в рамках установленного порядка на началах равенства доступа к информации [2].

Одновременно с тем, что открытость данных является показателем эффективности работы органов государственной власти, в том числе регулирующих отношения в сфере образования, существует ряд тонкостей, связанных с информационной безопасностью данных. Таким образом обеспечение информационной безопасности является приоритетным направлением в работе государственных органов, в связи с чем в федеральном законодательстве выделяют категории информации: «общедоступная информация» и «информация ограниченного доступа». К первой относится общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Ко второй относится государственная тайна и конфиденциальная информация (служебная и профессиональная тайна, тайна частной жизни). Это позволяет, с одной стороны, поддерживать и развивать взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти, с другой стороны, соблюдать право на тайну частной жизни и охрану государственной и иной охраняемой федеральным законом тайну [5].

В последние десятилетия число пользователей сети Интернет увеличилось многократно. Большая часть пользователей «мировой паутины» не только активно пользуется информационной составляющей Интернета, но и оставляет в сети свои персональные данные, в том числе при регистрации на тех или иных ресурсах [1]. Представляется необходимым обратить внимание на то, что пользовательские соглашения большинства компаний, предоставляющих услуги в сети Интернет, не предусматривают специального получения согласия субъекта на обработку его персональных данных, в то время как получение такого согласия представляется необходимым и обязательным в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Таким образом, защита персональных данных является еще одной важной сферой обеспечения информационной безопасности.

Наряду с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет в деятельности органов государственной власти, а также в сфере защиты персональных данных, еще одним масштабным направлением является система образования. Здесь речь идет о сайтах, контент которых содержит информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей. Поэтому в данной сфере обеспечение информационной безопасности также занимает первостепенное место. Остановимся на этом подробнее.

Становление информационного общества охватило все органы государственной власти, включая систему образования. Современная система школьного образования не может остаться в стороне от глобального процесса информатизации общества и образования, в качестве одной из сторон которого выступает расширение информационного образовательного пространства учебного заведения путем активного использования в учебном процессе информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с этим актуальным становится вопрос информационной безопасности, поскольку Интернет стал неотъемлемой частью учебного процесса. Несмотря на то, что Интернет — это масштабный информационный ресурс, школьники преимущественно используют его в личных целях.

Интернет в современном мире представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей в различные социальные группы. Интернет, будучи социокультурным феноменом, как информационно-коммуникационная технология, становится все более значимым фактором изменений современного информационного общества, демонстрируя возрастающую социальную значимость для жизнедеятельности человека, став полноправным социальным институтом [4]. Интернет для школьника — это информационная среда, которая создает, в первую очередь, определенную форму коммуникации, и только потом выступает в качестве источника знаний.

Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушений информационной безопасности школьников и учителей. В России почти 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуются интернетом, что составляет 18 % интернет — аудитории России. Но стоит отметить, что по данным RUметрики, ¾ детей пользуются глобальной сетью Интернет без присмотра родителей и учителей, проводя за компьютером или гаджетом 4–5 часов в день только в не учебных целях. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый школьник, при этом 39 % детей посещают порносайты, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11 % посещают экстремистские и националистические ресурсы. Многочисленные видеоролики, порнографические снимки могут ранить психику ребенка, — помешать строить социальные отношения. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и психофизическое развитие подрастающего поколения [3].

На сегодняшний день существует 2 ключевые проблемы в области информационной безопасности. Во — первых, недостаточная законодательная база, регулирующая вопросы информационной безопасности как на федеральном, так и на региональном и школьном уровнях. Это связано с тем, что развитие информационного общества происходит быстрыми темпами, и возникает проблема «отставания» законодательной базы от уже существующих информационных новшеств. Во — вторых, отсутствие системного обучения учащихся безопасной работе в интернете. Причина данной проблемы кроется в отсутствии единого (предполагающего систему) комплекса мер по обучению безопасной работе в интернете.

Таким образом, стоит отметить, что наступление эры информационных технологий безусловно является прогрессивным этапом в развитии общества. Построение эффективной системы информационной безопасной становится важнейшим условием обеспечения информационной безопасности детей в частности и социума в целом. Целенаправленное формирование информационной безопасности человечества внесет в дальнейшем свой вклад в национальную безопасность России.

Литература:

  1. Дубровин О. В., Ковалева И. Ю. Защита персональных данных в сети Интернет: пользовательское соглашение. // Вестник ЮУрГУ. — 2014 том 14, № 2.
  2. Малахова О. В., Суханова В. А. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики. // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015 № 2 (38)
  3. Спиркина Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет — зависимости.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2015 № 173.
  4. Угольков Н. В. Влияние интернета на социализацию старших школьников. //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012 № 4 (14)
  5. Холодная Е. В. Гласность и открытость как условие законности деятельности органов государственной власти. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015 № 1 (102).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, государственная власть, интернет, данные, безопасная работа, глобальная сеть, информационная открытость, информационное общество, учебный процесс, частная жизнь.


Похожие статьи

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Инновационный процесс как основа экономико-технологического развития АПК

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Информационная подготовка подрастающего поколения в условиях информатизации общества

Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Похожие статьи

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Инновационный процесс как основа экономико-технологического развития АПК

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Информационная подготовка подрастающего поколения в условиях информатизации общества

Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Задать вопрос