Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.02.2018

Статья просмотрена: 1503 раза

Библиографическое описание:

Сироткина, Л. П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л. П. Сироткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48434/ (дата обращения: 20.12.2024).



Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным».

В. А. Сухомлинский

Ведущей педагогической идеей представляемого опыта является идея формирования дружелюбных отношений между детьми разного возраста через трудовые операции.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7).

Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты не не только с ребятами младшего возраста, но и со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут распределить обязанности, самостоятельно спланировать свою деятельность. Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом. Передо мной стояла задача выбрать эффективные методы и приемы руководства трудовой деятельностью, составить работу в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность).

Начало работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений дошкольников в процессе труда, определении мотивов, лежащих в основе общения детей друг с другом. В результате бесед с родителями и детьми, используя «Вопросы и задания по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей», в ходе наблюдения за поведением детей в процессе трудовой деятельности детей группы по критериям:

‒ Ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе труда;

‒ Работает сообща;

‒ Бережет и ценит работу товарища;

‒ Помогает другим по собственной инициативе;

‒ Помогает другому ребенку по его просьбе;

‒ Характер оценки работы товарища;

‒ Отношение к замечаниям по работе.

и выяснили их отношения. Оказалось, что у некоторых детей сформированы взаимоотношения в процессе труда в полной мере (большинство детей старшего возраста), часть детей умеют работать сообща, умеют договариваться со сверстниками, помогают товарищу, но не умеют оценивать работу сверстника, агрессивно реагируют на замечания по работе, и есть дети, которые заинтересованно сотрудничают только со взрослым, а не с детьми и не сразу же принимают задания, не стремятся к их выполнению.

Для развития дружелюбных отношений детей друг к другу, нравственных представлений во взаимоотношениях с детьми младшего возраста и со сверстниками, на данном этапе работы составлены следующие задачи:

  1. Разработать методы и приемы руководства педагогической деятельностью с целью формирования положительных отношений и нравственных качеств: сочувствия, взаимопомощи и сопереживания.
  2. Создать дружескую атмосферу в группе с целью вовлечения замкнутых, а также неуравновешенных и не пользующихся популярностью воспитанников в дружеские микрообъединения.
  3. Формировать положительные взаимоотношения на основе доброжелательного общения.

Продумав систему работы по трудовому воспитанию с использованием:

‒ дидактических игр («Накроем стол для кукол», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом»);

‒ этических бесед («Помогу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся», «Как положено друзьям, всё мы делим пополам» и т. д.)

‒ наблюдений за трудом взрослых (экскурсии в ФАП, магазин и на почту, на кухню и др.) и более старших дошкольников (поручения и труд в природе, хозяйственно-бытовой (мытье игрушек, подметание дорожек);

‒ решения проблемных ситуаций (Почему поссорились ребята, когда убирали игрушки? Что же нам сделать, чтобы всем хватило игрушек?)

‒ разных видов деятельности: музыкально-театрализованной («Кем быть», продуктивно-изобразительной («Кем буду», «Мой папа на работе»), чтения художественной литературы (С. Баруздин «Кто построил этот дом» и т. д), которые проводились в образовательной и в совместной деятельности.

Работали и по лепбуку «Не мешайте мне трудиться», которую изготовила сама. Эта тематическая папка своего рода мини-энциклопедия по трудовому воспитанию, в которой собрана информация по данной теме. Она состоит из кармашков, в которых собраны:

‒ дидактические игры «Назови лишнее», «Одень куклу на прогулку», «Продолжи пословицу», «Застегни-расстегни»

‒ Загадки о профессиях,

‒ книжка-раскладушка, в которой подобраны потешки на развитие навыков самообслуживания (умывание, причесывание), хозяйственно-бытовой труд (мытье посуды, уборка игрушек, порядок в шкафу), труд в природе (читаема с обеих сторон),

‒ со схемами–алгоритмами дежурства по столовой, по занятиям, по уходу за растениями и алгоритмы пользования носовым платком и мятья рук. Рассматривая такие алгоритмы, малыши учатся, а старшие закрепляют последовательность действий. Можно играть в парах: старший-старший, старший — младший возраста.

Также хорошим стимулом к выполнению трудовых действий является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов («Как хорошо поступил Андрей — помог Наташе завязать шарф, ей не продует шею на прогулке»), но стараюсь следить, чтобы младшие не злоупотребляли добротой старших товарищей.

И родители не остались равнодушными, ведь они тоже хотели, чтобы у детей в группе были доброжелательные отношении. В приёмной у нас находится папка-передвижка «Для вас, родители», где постоянно меняется информация («Трудовое воспитание в семье», «Роль трудовой деятельности в формировании нравственных качеств»).

Детей следует приучать разговаривать друг с другом и с взрослыми ласково, вежливо, проявлять внимание к окружающим. Большую роль в этом играет личный пример взрослых. В течение всего года дети вместе с родителями участвовали в совместном труде: папы чинили игрушки, мамы помогали делать заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок), пособия для игр, выносной материал, все вместе работали на участке (заливали ледяные дорожки, строили фигуры из снега, весной высаживали деревья, летом клумбы, осенью собирали семена цветов, заготавливали материал для ручного труда). Всем вместе работать было очень интересно. А воспитание дружеских взаимоотношений предполагается не только у дошкольников между собой, но и между детьми и взрослыми, между детьми и живой природой, ведь все живое требует от нас заботы, участия и доброго отношения.

Кстати, кот Леопольд постоянный гость в образовательной деятельности, в труде, в играх. Он учит детей дружить, помогает найти выход из трудных, спорных ситуаций, помогает им трудиться. Перед началом любой трудовой деятельности мы используем девиз, который дети придумали сами: «Мы друг другу помогаем». А если вдруг в работе возникли разногласия, мы используем «Диванчик перемирия», сидя на котором дети пытаются договориться, найти общее решение.

Проведённая работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей со сверстниками и малышами, подготовить их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. Такая организация совместной трудовой деятельности позволяла сохранять равновесие и спокойствие, делая обстановку доброжелательнее, а общение детей доверительнее.

Все эти действия сплачивали детей, не проявляющих ранее никакого интереса друг к другу. Подобным образом проявлялись лучшие индивидуальные качества ребенка, ранее застенчивого, которому очень хотелось показать себя с лучшей стороны. Вся деятельность по организации помощи малышам вызывала положительные эмоции у тех дошкольников, которым было трудно преодолевать свою гордость, эгоизм по отношению к сверстникам, так как они замечали привязанности и симпатии к ним малышей. А самое главное — получали одобрение взрослых. Из результатов проведенной работы стало ясно- у детей разного возраста формируются положительные взаимоотношения, дружелюбие, они охотней организуют помощь, проявляют нравственные качества в поведении. Но работа будет и дальше продолжаться,

Литература:

  1. Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет» -М.: изд. Москва -Синтез, 2015г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, друг, трудовая деятельность, процесс труда, работа, Трудовое воспитание, дошкольный возраст, младший возраст, прием руководства, проведенная работа.


Похожие статьи

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности

Похожие статьи

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности

Задать вопрос