Использование информационной среды Интернет при написании проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 21.02.2018

Статья просмотрена: 1108 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, А. Н. Использование информационной среды Интернет при написании проекта / А. Н. Дубровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48433/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, а умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Поэтому актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Цель моего доклада не показать все этапы проекта и как он выполняется, а именно сопровождение проектной деятельности, с точки зрения информационной составляющей.

Практически для каждого проекта, много информации берется в интернете. Наша задача и заключается в том, чтобы научить ребенка правильно искать, отбирать и критически оценивать получаемую информацию. И как бы мы этого не хотели, но эта задача ложиться именно на нас, учителей, которые должны научить ученика, а так же объяснить родителям, как правильно использовать интернет в сфере образования ребенка.

Поэтому, учитель-предметник, отправляя учащихся за поиском информации в интернет должен для начала убедиться, что учащиеся уже овладели приемами поиска, правилами безопасного использования, а также обязательно снабдить их сведениями о тех конкретных ресурсах Сети, которыми они могут воспользоваться для ее приобретения. Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности, можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:

http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования. [1]

http://school-collection.edu.ru — Школьная коллекция. Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т. д.) по средней школе по всем дисциплинам. [2]

http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию. [3]

http://school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам. [4]

Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.

При использовании разных сайтов, научить детей критическому анализу и отбору информации. При этом необходимо научить учащихся при оформлении работы обязательно указывать использованные источники информации, чтобы в дальнейшем можно было с ними поработать.

Тем не менее, несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной.

Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему. Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия — свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий — от научного сотрудника до учащегося начальной школы. Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их. Итак, одним из доказательств достоверности информации является наличие ссылок на источники информации. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют.

Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:

владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос,

исследовать источники информации (обязательно несколько).

Поэтому получить информацию — это еще не значит полностью доверять ей. Интернет позволяет учащимся получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации, представленной в Сети, несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу.

Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту. И здесь как никогда подходят слова восточного мудреца Омар Хайяма: «Глаза и мозг гораздо выше ног, в том смысл вижу я и особый знак, чтоб каждый посмотреть подумать мог, пред тем, чем сделать шаг!»

Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники–это будущие взрослые, будущее нашего общества.

Литература:

  1. http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  2. http://school-collection.edu.ru — Школьная коллекция.
  3. http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  4. http://school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Основные термины (генерируются автоматически): информация, источник информации, получаемая информация, профессиональное образование, интернет, каталог ресурсов, недостоверная информация, ресурс, Сеть, учащийся.


Задать вопрос