Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.
Ключевые слова: городской общественный транспорт, требования пассажиров, удовлетворенность качеством обслуживания.
Рост числа личного транспорта, несовершенство организации дорожного движения на улицах многих городов и качества транспортного обслуживания пассажиров приводит к возникновению проблем общественного пассажирского транспорта. В частности, стремление наращивать провозные возможности городского общественного транспорта большой и особо большой вместимости, на данный момент не учитывает запросы жителей городов.
Целью представленного в работе исследования является разработка методики распределения пассажиропотоков по различным видам городского общественного транспорта с учетом требований, предъявляемых пассажирами к перевозкам. Для решения этой задачи был разработан общий алгоритм построения рациональной структуры парка городского пассажирского общественного транспорта (рисунок 1).
Для реализации данного алгоритма, следует определить величину пассажиропотока по часам суток по видам транспорта и долю, осваиваемую каждым видом транспорта в этом пассажиропотоке. Как показывают исследования [1, 2], распределение доли различных видов транспорта, обслуживающих пассажиров, по часам суток нерационально. Для выявления причин такого распределения был построен алгоритм выбора пассажиром вида городского общественного транспорта для осуществления поездки. В ходе реализации этого алгоритма пассажир определяет соответствие потенциального вида транспорта требуемым значениям параметров его обслуживания. С целью выявления данных параметров, была предложена методика определения требований, предъявляемых пассажирами к городскому пассажирскому общественному транспорту, реализованная в виде анкетного опроса пассажиров [3].
Рис. 1. Алгоритм определения рациональной структуры парка городского пассажирского общественного транспорта
В результате опроса был выявлен перечень вышеназванных требований. Определено, что наиболее значимыми, при выборе вида транспорта, для пассажира являютсятакие показатели, как время подхода к остановке, время ожидания транспортного средства, время и комфорт передвижения, а также тариф. Были выявлены основные цели поездок и виды транспорта, которыми пользуются пассажиры в своих обычных поездках по городу.
Опираясь на алгоритм определения пассажиром вида транспорта для осуществления поездки и полученные в результате проведенного анкетирования данные, была построена схема распределения пассажиропотоков между конкурирующими видами городского транспорта (рисунок 2).
Рис. 2. Схема распределения пассажиропотоков между конкурирующими видами транспорта
Как видно, представленная схема будет зависеть от организации работы транспорта, конкретного участка дорожной сети города и пр.
На основании предлагаемой схемы можно вывести зависимость, позволяющую оценить привлекательность конкретного вида транспорта, с точки зрения пассажира, по сравнению с другими, конкурирующими с ним.
,
где — привлекательность данного (оцениваемого) вида транспорта по сравнению с другим (альтернативным);
— коэффициент значимости для пассажира i-го параметра транспортного обслуживания;
— фактическое значение i-го параметра оцениваемого вида транспорта;
— фактическое значение i-го параметра альтернативного вида транспорта.
n — количество параметров оценки.
Проанализировав полученные ранее требования пассажиров, предъявляемые к перевозкам, был сделан вывод, что самым простым вариантом, с точки зрения затрат финансовых и временных ресурсов, является изменение времени ожидания подвижного состава данного вида транспорта и изменение тарифа. Время подхода к остановке, время движения и комфорт, относительно постоянны для каждого вида транспорта и обусловлены, в большей степени, планировочными решениями города, а также характерными особенностями транспорта.
Полученные, в результате расчетов по модели, данные позволяют прогнозировать привлекательность для пассажиров того или иного вида транспорта при изменении вышеназванных показателей. Рассчитав граничные значения этих показателей, руководство транспортного предприятия имеет возможность определить наиболее выгодное для себя соотношение интервала движения подвижного состава, которое регулируется количеством транспорта на маршруте, и тарифа. При этом будет сохранена привлекательность данного вида транспорта с точки зрения пассажира и повышена эффективность его эксплуатации с точки зрения предприятия.
Таким образом, очевидно, что без учета мнений пассажиров невозможно создать гибкую и динамичную систему общественного транспорта, отвечающую всем требованиям современного горожанина, предъявляемых к различным видам городского пассажирского общественного транспорта. Регулярный анализ этих требований, позволит разработать алгоритм определения целевых групп пассажиров для конкретного вида транспорта, обслуживая которые потребности населения будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.
В свою очередь, предприятиям транспорта независимо от форм собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке, необходимо обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания, эффективность транспортного производства и надлежащую конкурентоспособность транспортных услуг.
Литература:
- Соответствие типа и количества автобусов пассажиропотоку на основных маршрутах г. Волгограда / А. С. Давиденко, С. А. Ширяев, В. А. Гудков, А. А. Раюшкина, О. В. Устинова // Изв. ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы»". Вып. 5: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — № 2. — C. 56–58.
- Совершенствование работы городского пассажирского транспорта / П. С. Богословский, П. А. Мыльников, Н. В. Дулина, А. А. Раюшкина // Социокультурные исследования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 14 / ВолгГТУ, Администрация Волгоградской области. — Волгоград, 2008. — C. 206–209.
- Требования, предъявляемые пассажирами к городскому общественному транспорту / А. А. Раюшкина, С. А. Ширяев, Е. С. Шипилов, А. В. Дмитриев // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: матер. V междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 21–23 мая 2008 г. / ГОУ ВПО «Пензенский гос. ун-т архит. и стр-ва» [и др.]. — Пенза, 2008. — Ч. 1. — C. 294–297.