В локомотивах ВЛ-80 есть проблема полной потери управления. Возникает она вследствие нарушения работы цепной передачи привода дополнительного и главного вала в контроллере машиниста КМ-87 (сход цепи со звездочек). Из-за данной проблемы машинист производит экстренное торможение, что приводит к износу узлов, простою и чрезвычайным происшествиям. Например: крушение двух грузовых поездов на перегоне Икорец — Битюг 2006.09.18. В ноябре 2017 года на перегоне Нижнеудинск — Зима произошла подобная ситуация. Неисправность была устранена на месте, но тем самым поезд был в простое. В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение причин неисправностей и разработки способов их устранения.
Для достижения поставленной цели необходимо:
– изучить конструкцию натяжного механизма цепной передачи КМ-87
– определить причины неисправностей натяжного механизма
– разработать мероприятия дальнейших исследований натяжного механизма
Конструкция натяжного механизма цепной передачи КМ-87
Рис. 1. Цепная передача КМ-87 с натяжным механизмом
На рисунке 1 представлена цепная передача КМ-87 с натяжным механизмом [1, 2]. Приводная цепь ПР-12,7–10, роликовая с шагом 12,7 мм и разрушающей нагрузкой 1000 кг. установлена на звездочках. Ее моторесурс составляет 15000 часов (около 2 лет) [5, 6]. Было определено, что цепь растягивается гораздо раньше истечения срока службы (моторесурс). Также, рассмотрев конструкцию устройства натажителя, было выявлено, что пружина натяжного механизма из малолегированной стало 60Г (рис.2) упирается в грань натяжной звёздочки при достижении ее длины 59 мм, а ее размер в разжатом состоянии 80 мм [3]. Таким образом было определено, что пружина имеет возможность натянуть цепь на при на какую-то длину, требующую дополнительных расчетов. С учетом того, что со временем способность натягивать цепь до работоспособного состояния теряется.
Причины неисправностей натяжного механизма
Рис. 2. Натяжитель цепи
Происходит это из-за короткой натяжной тяги (рис.3) длина которой составляет всего 100 мм [4]. Проведенные исследования конструкции механизма цепи позволил сделать вывод, что тягу натяжителя выполненного из материала незакаленной стали Ст40, (изготовленной путем ковки), можно увеличить на 20–30 мм. Такое изменение конструкции увеличит моторесурс цепи, посредством более продолжительной работы натяжителя цепи.
Рис. 3. Натяжная тяга
Разработка мероприятия дальнейших исследований натяжного механизма
Дальнейшая работа будет направлена на более подробное исследование конструкцию натяжного механизма, после его усовершенствование (удлинение тяги). При этом работоспособное состояние цепной передачи обязано сохраняться, что исключит причины нарушения работы контроллера машиниста КМ-87.
Литература:
- Электровоз ВЛ-85: Руководство по эксплуатации/Э45 Б. А. Тушканов, Н. Г. Пушкарев, Л. А. Позднякова и др. — М.: Транспорт, 1992.-480 с.: ил., табл.
- Электровоз ВЛ80с: Руководство по эксплуатации / Н. М. Васько, А. С. Девятков, А. Ф. Кучеров и др. — 2-е изд., переработ, и доп. — М.; Транспорт, 1990. — 454 с: 315 ил., 26 табл.
- Дробинский В. А., Егуиов П. М. Как устроен и работает тепловоз. М.: Транспорт, 1980. 367 с.
- Развитие локомотивной тяги 1/ Н. А. Фуфрянский, А. Н. Долганов, А. С. Нестрахов и др.; Под ред. Н А. Фуфрянского, А. Н. Бев-зенко. М.: Транспорт, 1988. 340 с.
- А. И. Бабкин. Проектирование цепных передач. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. — Северодвинск, РИО Севмашвтуза, 2006. -23 с.
- Чернавский С. А. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие — М.: ООО ТИД «Альянс», 2005.-416с.