Каждое государство, которое стабильно развивается экономически и социально, обязано обеспечить людей охраной и безопасным состоянием окружающей среды, а также уметь обеспечить рациональное использование природных ресурсов.
В связи с тем, что в настоящее время наблюдается быстрый рост населения в стране, научно-технический прогресс не стоит на месте, все это ведет к тому, что вмешательства людей в природные процессы набирают свои обороты. Своим постоянным негативным внедрением в окружающую среду и чрезмерное использование природных ресурсов, человечество обрекает себя на скверное будущее.
Во избежание вышесказанного, каждое государство обязано взять на себя обязанность создавать благоприятные условия для жизни и здоровья людей в экологическом смысле, стремиться к оздоровлению экологической обстановки своей страны. Конечно же, эта обязанность распространяется и на Российскую Федерацию.
Как утверждает Пономарев М. В.: «Чтобы создать систему государственного управления и обеспечить её нормативно-правовыми механизмами, сначала следует договориться о главном, об идеологии наших отношений с природой. Этот «договор» между обществом и природой закрепляется в документе, который определяет государственную экологическую политику» [1].
Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды направлена на установление принципов деятельности Правительства России в отношении охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, преодоление и предотвращение, если это возможно, природных катаклизм. Проведение государственной политики в регионах страны осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельное направление государственной политики существует в экономически развитых государствах, в которых наблюдается высокий уровень социального и национального самосознания. Самосознание граждан формируется в процессе экологического воспитания и образования, развития экологических направлений и движений, что впоследствии влияет на уменьшение негативных воздействий на окружающую среду. Вышеуказанные механизмы воплощаются в жизнь через государственную политику посредством действующего законодательства.
Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды в России появилась сравнительно недавно и требует тщательной проработки для дальнейшего совершенствования при ее применении. Экологическая политика в стране осуществляется через определенные органы государственной власти, в компетентность которых входит регулирование отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Основными направлениями экологической политики Российской Федерации являются сохранение и защита природной среды, а также рациональное использование природопользования. Это направление будет действенно только в случае применения новых методов территориального планирования и землепользования, при которых будут учитываться предусмотренные ограничения в сфере экологии.
Итогами реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды должны стать единое региональное направление в сфере особо охраняемых природных территорий, повышение безопасности производства продукции, поддержание разнообразия видов природных ресурсов.
Правительство России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает пути совершенствования экономики страны в 21 веке, обеспечения лидерства страны, то есть создание такой страны, которая бы была идеальна для комфортной жизни людей. Для достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации должен быть реализован ряд поставленных задач, среди которых, усиленное обновление производств, развитие производительности труда, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры.
В разработанном Минэкономразвитии России Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года указано, что в зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — консервативный, инновационный и целевой (форсированный) [2].
Для консервативного сценария характерны постепенные темпы роста экономики на протяжении длительного времени путем усовершенствования топливно-энергетического и сырьевого секторов экономики России, при этом на том уже уровне сохраняется динамика в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Для совершенствования экономики при консервативном сценарии, используются в основном импортные знания и технологии.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0–3,2 % в 2013–2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8 % в 2012 году до 3,6 % в 2030 году [2].
При использовании инновационного сценария требуется усиленное инвестирование для модернизации экономики и повышении ее роста. Должна быть создана не только современная транспортная инфраструктура, но и должны быть обеспечены высокотехнологичные производства наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0–4,2 % в 2013–2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3 % к 2030 году [2].
Целевой же сценарий, иначе говоря, форсированный имеет продолжение инновационного сценария, но при этом темпы роста ускорены, повышены нормы накопления частного бизнеса, а также созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и большим вложением иностранного капитала.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0–5,4 %, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3 % мирового ВВП к 2030 году [2].
Разновидность вышеуказанных сценариев зависит от внутренних факторов, которые касаются различного ведения бизнеса, государственной политики развития и обеспечения макроэкономической системы.
В настоящее время интересы Российской Федерации в сфере экономики не предполагают конкретного перехода к иной модели развития, поэтому сейчас прогрессирует консервативный сценарий. Для того, чтобы в стране произошел скорейший переход на инновационный тип развития, необходимо выполнить в ближайшее время как минимум три условия, среди них — одинаковые возможности для всех слоев населения, доведение мотивации в отношении инновационного поведения, а также повышение производительности труда.
Наше правительство заинтересовано в расширении инновационных проектов, которые направлены на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсов, сбережения энергии и государство в этом принимает активное участие. Наличие программы отображает государственную помощь предприятиям. Прежде всего государственные расходы должны быть направлены на «…развитие инновационных природосберегающих технологий и охрану окружающей среды, в первую очередь, в природоэксплуатирующих отраслях. Кроме того, должны создаваться стратегические условия для экономического роста, в частности, инновационная инфраструктура в природно-ресурсном комплексе» [3].
Проанализировав основные направления особенностей реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, можно сказать, что предстоит еще большая и трудоемкая работа по усовершенствованию применения программ, предназначенных для поднятия экономики страны и рационального управления экологией. Хотелось бы также отметить, что несмотря на недостатки реализации программ по ряду причин, государство России сделало большой шаг вперед и несомненно движется в правильном направлении.
Литература:
- Пономарёв М. В. Экологическая политика России и административная реформа// Законодательство и экономика.- 2005. -№ 4. — С.83
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24844.html
3. Фоменко Г. А., Фоменко М. А. Национальная инновационная система и рациональное природопользование. Ярославль: АНО НИПИ «Кадастр», 2008. — С. 76