Бухгалтерский учет и отчетность в Государственном секторе, организованный на основе принципов и методов, принятых в международной практике, с учетом особенностей национальной экономики — одно из важнейших условий эффективного управления бюджетным процессом.
На современном этапе, система бюджетного учета должна способствовать решению важнейших задач, стоящих перед государством. Таких, как повышение эффективности государственных финансовых институтов, целевого расходования средств Государственного бюджета, а также представление полноценной и достоверной информации о государственных финансах.
Поэтому одним из приоритетных направлений совершенствования бухгалтерского учета в государственном секторе, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 18.12.2006 г., № ПП-532, было определено обеспечение единства организации бухгалтерского учета и отчетности по исполнению Государственного бюджета на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета.
Для обеспечения выполнения требований вышеуказанного постановления, приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 2 апреля 2010 года № 26 утвержден и зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 26 апреля 2010 года за № 2101 «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан» (ЕПС).
ЕПС является единым для всех субъектов государственного сектора, т. е. распространяется на финансовые и казначейские органы, получателей бюджетных средств и органы-распорядители государственных целевых и других внебюджетных фондов.
Внедрение ЕПС позволит повысить объективность и прозрачность учетных процессов, составления отчетности и получения информации о финансовых операциях, которые осуществляются в Государственном секторе.
Кроме того, Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета позволяет контролировать не только целевое расходование бюджетных средств, но и результативность их использования, а также дает возможность объективно оценивать финансовые ресурсы Государства.
В целом, ЕПС является уникальным сочетанием принципов Руководства статистики государственных финансов 2001 года, разработанного Международным валютным фондом, международных стандартов государственного сектора, а также специфики национального законодательства, и соответствует современным требованиям по организации и ведению бухгалтерского учета государственного сектора.
При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые нормативные документы в области бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе в основном разработаны по кассовому методу, что не полностью соответствуют международным стандартам.
Кроме того, в связи с поэтапным внедрением передового зарубежного опыта, а также метода начисления, при разработке нормативных документов появляются новые объекты бухгалтерского учета, такие как нефинансовые активы, финансовые активы и др.
Поэтому появляется необходимость не только уточнения, но и расширения объектов бухгалтерского учета, которые позволят получить необходимую и полную информацию для управления бюджетным процессом, в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета в государственном секторе.
Государственной программой перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.08.1994 г. № 433, предусмотрено, что для эффективного государственного регулирования экономического процесса, особенно важной становится проблема внедрения международных стандартов в системе бухгалтерского учета.
В связи с этим, система бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе находится в процессе интеграции в международные стандарты.
На практике различных стран применение Международных стандартов финансовой отчетности различается по способам и формам. Например: некоторые страны Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) применяют в качестве национальных стандартов. Другие используют МСФО в качестве национальных, но с условием, что для вопросов, не затронутых МСФО, разрабатываются национальные стандарты. Но, на практике, во многих стран мира можно увидеть схожую картину — что, они разрабатывают национальные стандарты бухгалтерского учета на основе МСФО.
В Узбекистане, в результате осуществляемых реформ в системе бухгалтерского учета в частном секторе, Министерством финансов разработаны более 20 Национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ), на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
Что касается государственного сектора, то в данное время Советом по Международным стандартам бухгалтерского учёта разработано и принято около 24 Международных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора (МСБУГС).
Необходимо подчеркнуть, что Международные стандарты внесли огромный вклад в совершенствование и гармонизацию бухгалтерского учета и отчетности не только частного, но и Государственного сектора в мировом масштабе.
При этом международные стандарты как частного, так и Государственного сектора не могут быть применимы в полном объеме при построении национальной системы учета, но на их основе каждая страна может разрабатывать собственную систему учета, т. е., системы национальных стандартов бухгалтерского учета Государственного сектора.
В целом, модернизация системы бухгалтерского учета на основе международных стандартов способствует совершенствованию управления государственными финансами, системы бюджетного планирования, системы контроля за процессом исполнения бюджета, а также информационно-аналитической системы управления государственными финансами.
В связи с этим, на данном этапе реформирования государственного сектора необходима новая система бухгалтерского учета и отчетности, соответствующая международным стандартам, а также учитывающая особенности национальной экономики республики.
Для создания качественно новой системы бухгалтерского учета и отчетности в Государственном секторе, считаем необходимым решить, следующие основные задачи:
– разработка Национальных стандартов бухгалтерского учета Государственного сектора на основе международных стандартов с учетом требований национального законодательства;
– совершенствование, на основе передового опыта развитых стран, существующей нормативной базы по бухгалтерскому учету и отчетности с учетом единой методологии бюджетного процесса;
– унификация отчетных форм в государственном секторе и оптимизация их формата с учетом требований международных стандартов;
– повышение квалификации работников для организации эффективной работы в системе государственных финансов.
Решение вышеназванных задач особенно важно, поскольку результатами совершенствования бухгалтерского учета в Государственном секторе, как в органах, исполняющих бюджеты и осуществляющих казначейское исполнение бюджетов и в организациях получателей бюджетных средств всех уровней бюджетной системы, позволит обеспечить качество и достоверность информации о государственных финансах, а также создать необходимые условия, обеспечивающие эффективное и целевое расходование средств Государственного бюджета.
В соответствие с Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» одной из основных задач Казначейства является осуществление контроля за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, актуальным является вопрос об эффективности и результативности использования бюджетных средств. В этих условиях внутренний контроль и аудит должен стать важнейшим элементом эффективного государственного управления, способствующим достижению целей в области государственных финансов.
Методология внутреннего контроля и аудита является значимым аргументом в вопросе совершенствования системы внутреннего контроля и аудита. Поэтому существующая методика и технология должны постоянно совершенствоваться. При этом, во многих государствах основной формой современной контрольной работы является осуществление последующего контроля, посредством которого устанавливаются нарушения, возникающие в производственном процессе, а также их фиксация. Но данный метод не предупреждает вышеуказанных нарушений, потому что частота произведения проверок является достаточно редкой: один раз в год или даже в два-три года.
Возникает вопрос: насколько эффективен такой контроль? Сегодня нужно четко понимать, что внутренний контроль не может и не должен быть редким, он должен осуществляться на ежедневной основе. Именно тогда и будет повышена результативность и достигнута эффективность использования средств Государственного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость разработки и совершенствование методологии внутреннего аудита и контроля, а также процедур контрольных мероприятий, выработки единых стандартов и методик проведения внутреннего контроля и аудита в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета.
Кроме того, вопросы взаимодействие института независимого аудита и государственного финансового контроля при организации эффективной работы контрольно-финансовых механизмов также является актуальным.
Во-первых, несмотря на то, что государственный финансовый контроль и аудит имеют ряд отличий, перед ними стоит общая задача повышения финансовой дисциплины.
Во-вторых, существует необходимость нахождения оптимального соотношения аудита и государственного финансового контроля.
Для этого необходимо совершенствования аудиторской деятельности в соответствии с международными принципами и нормами. При этом, как никогда, актуальным становится необходимость развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, сотрудничество которых впоследствии будет плодотворно влиять на развитие аудита и повышение эффективного функционирования обеих систем. В этой связи первостепенной задачей является решение проблем по дальнейшему повышению качества организации проведения аудита в условиях все более усиливающей независимости аудита и контрольных органов, широкого внедрения в практику аудита эффективности и укрепления системы внутреннего контроля.
В целом отметим, что разработка нормативного документа, регулирующего отношения между системами аудита и государственного финансового контроля, сыграла бы существенную роль в повышении значимости аудита и создании более благоприятных условий для его взаимодействия с органами государственного финансового контроля.
К этому добавим, что государство находится в особом положении: оно распоряжается общественными финансами и поэтому должно быть вдвойне настороже. Весьма важно при этом установление достаточно серьезного государственного контроля за качеством внутреннего контроля и аудита, особенно там, где это непосредственно затрагивает интересы государства.
Литература:
1. «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан», утвержденный Министерством финансов 2 апреля 2010 года.
2. Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан № 1–23.
3. Эргашева Ш. Т. Бухгалтерский учет, Ташкент, 2010 г.