Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 25.02.2018

Статья просмотрена: 709 раз

Библиографическое описание:

Лигостаева, И. А. Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта / И. А. Лигостаева, Л. И. Дерюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 123-127. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48488/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой сложное качественно новое явление с иной структурой. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. С каждым годом детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития становится все больше. Поэтому велика практическая потребность в изучении таких детей, определении их образовательных возможностей и разработке системы реабилитации.

Системное изучение двигательной сферы детей со множественными отклонениями в развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Поскольку в коре головного мозга двигательная область расположена рядом с речевой, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. В системе комплексной работы реализуется основной принцип — это принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи: 1) коррекционное воспитание 2) коррекционное развитие 3) коррекционное обучение

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной)спомощью игр и упражнений.

Исходя из цели работы вытекают основные задачи.

  1. Формировать и развивать основные психомоторные качества: статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  2. Вырабатывать четкие координированные движения, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Решение данных задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов и специалистов. Главная роль принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы заданий коррекционной и развивающей направленности.

Под руководством логопеда, проводимая воспитателями коррекционно-воспитательная работа, с детьми, имеющими сложные аномалии развития, имеет огромное значение в эффективности коррекционного процесса. Важна координация работы логопеда и воспитателя. В своей работе по развитию произвольной моторики у детей со множественными нарушениями воспитатель ориентируются на рекомендации и задания логопеда.

Понимая значимость и важность работы по развитию моторики, необходимо активнее включать в занятия с детьми различные упражнения и игры для формирования всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук. Весь процесс работы по формированию, коррекции и развитию произвольной моторики у детей со сложной структурой дефекта должен осуществляться через системный подход, учет структуры дефекта, определение ведущего направления, соотнесение первичных и вторичных симптомов

Комплексная помощь ребенку со сложной структурой дефекта осуществляется в процессе пошагового поэтапного распределения материала в соответствии с особыми возможностями ребенка.

Реализация работы по развитию произвольной моторики ведется в нескольких направлениях.

  1. Развитие артикуляционной илицевой моторики.

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

‒ логопедический самомассаж;

‒ мимическая гимнастика

‒ артикуляционная гимнастика

‒ дыхательная гимнастика

Самомассаж нормализует мышечный тонус, стимулирует кинестетические ощущения мышц, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, утомление. Готовит мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Чтобы сгладить недостатки в развитии лицевой и речевой моторики, в затруднениях или полной невозможности произношения согласных и даже гласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи, используются приемы логопедического самомассажа.

Методические рекомендации кпроведению самомассажа

‒ Самомассаж проводится перед артикуляционной гимнастикой.

‒ Перед самомассажем ребенок должен вымыть руки.

‒ Сначала каждое движение показать отдельно, а после усвоения, в полном объеме.

‒ Ритм стиха задает ритм массажных движений.

Мимическая гимнастика способствует развитию подвижности лицевой мускулатуры. Упражнения делают мимику выразительнее, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, то стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, передавать мимикой разные чувства, мы улучшаем работу лицевых мышц, способствуем развитию подвижности артикуляционного аппарата, развиваем подвижность мышц губ и щек.

Методические рекомендации кпроведению мимической гимнастики

‒ Использовать стихотворные формы, которые организуют работу, задают определенный ритм, яркие картинки и фото.

‒ Соблюдать последовательность: от простых упражнений к сложным.

‒ Следить, чтобы упражнения выполнялись естественно, без напряжения, точно и плавно.

‒ Сначала упражнения выполнять в медленном, а затем быстром темпе.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику, способствует развитию полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе. Проведение артикуляционной гимнастики способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке, то есть системы упражнений для развития речевых органов. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Методические рекомендации кпроведению артикуляционной гимнастки

‒ Проводить в форме игры, закреплять как на занятие у логопеда, так и с воспитателем в группе.

‒ Давать 2–3 упражнения на одном занятии, после усвоения, переходить к новым.

‒ Выполнять все упражнения под счет, чтобы у ребенка выработалось устойчивое, четкое положение губ, языка.

‒ Давать упражнения поэтапно, в определенной последовательности, с паузами перед каждым новым движением.

‒ Выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог ощущать, контролировать и запоминать свои действия.

‒ Выполнять артикуляционную гимнастику сидя за столом, в хорошо освещенном месте, чтобы ребенок видел лицо взрослого.

Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, направлена на работу над правильным актом дыхания, на формирование воздушной струи, выработку более глубоко вдоха и более длительного выдоха, развитию функции носового дыхания. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно научить ребенка правильно дышать. У детей с нарушением интеллекта встречается несформированность речевого дыхания: быстрые короткие «задыхивания» посередине фразы или слова, прерывание речи частыми вдохами. Дыхательные гимнастика очень полезна для улучшения ритмики организма.

Методические рекомендации кпроведению дыхательной гимнастики

‒ Проводить занятия до еды, в хорошо проветренном помещении.

‒ Дозировать количество и темп упражнений, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

‒ Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.

‒ Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи и шею, не делал слишком большой вдох.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитие мелкой моторики способствует подвижности, гибкости кистей и пальцев рук, формированию зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, что приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, снятию синкинезии и мышечных зажимов, стимулирует формирование и развитие речи.

Методические рекомендации кпроведению упражнений по развитию мелкой моторики

‒ Отрабатывать упражнения сначала одной рукой, затем другой, после этого двумя руками одновременно.

‒ Следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев, переключался с одного движения на другое.

‒ Использовать счет или стихотворные тексты, пальчиковые игры для координации движения руки в соответствии с ритмом.

‒ Проводить различные пальчиковые игры с мелкими предметами, для совершенствования тонких движений пальцев рук.

  1. Развитие общей моторики

Развитие общей моторики позволяет активизировать ощущения ребенка в процессе движения, при принятии и удержании различных поз. Развивает произвольность мышечного напряжения, т.е регуляцию мышечного напряжения и расслабления, формирует качественную характеристику движений (амплитуду и направленность движений, их последовательность, сохранение постоянного темпа, координацию). Способствует овладению двигательными навыками, формированию координации движений рук и ног, ориентировки в пространстве, регулированию мышечного тонуса, развитие глазомера. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Методические рекомендации кпроведению упражнений по развитию общей моторики

‒ Учить подчиняться заданному темпу, что формирует ритмическую координацию движения и речи.

‒ Выполнять движения под сопровождение музыкой, фонацией, речью, доступной ребенку (звукокомплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизированными речевыми рядами — пересчетом, потешками).

‒ Учить выполнять движения совместно со взрослым, затем по правилу очередности («сначала я, потом ты»), затем самостоятельно по образцу или речевой инструкции.

В процессе работы по развитию произвольной моторикиудетей с тяжелыми и множественными нарушениями развитиявыработаются полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков, улучшаются движения пальцев рук, зрительно-пространственная координация, активизируется познавательная и речемыслительная деятельность, совершенствуется двигательная сфера, координация движений рук и ног, саморегуляция мышечного тонуса и параллельно формируется и расширяется активный и пассивный словарь ребенка.

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. — М: Издательство «ВЛАДОС», 2007.
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). — СПб.: «Паритет», 2002.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.
  4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт, 2004.
  6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. — М.: «Академия», 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, артикуляционный аппарат, упражнение, движение, мышечный тонус, дыхательная гимнастика, комплексная работа.


Похожие статьи

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования

В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ

В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...

Похожие статьи

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования

В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ

В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...

Задать вопрос