Анализ влияния факторов макросреды на рынок сахара России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 25.02.2018

Статья просмотрена: 1695 раз

Библиографическое описание:

Хачатурян, Н. А. Анализ влияния факторов макросреды на рынок сахара России / Н. А. Хачатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 78-82. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48509/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сахарная промышленность является одной из наиболее динамичных в структуре пищевой промышленности и играет значительную роль в экономиках ряда стран.

Производство сахара базируется на двух источниках сырья — сахарной свекле и сахарном тростнике. Сахар является товаром повседневного спроса и не требует дополнительных затрат на программу маркетинга, спрос на него эластичен по цене. Это стратегический продукт, по которому создаются государственные запасы и который играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности.

Изучая и анализируя экономические аспекты рынка сахара в России, следует принимать во внимание сложный характер взаимосвязей, определяющих структуру потребления и производства сахара. Более того, следует учитывать сезонный характер производства данного вида продукции, основное влияние на который оказывают погодные условия.

Для определения слабых и сильных сторон рынка сахара в России необходимо провести SWOT-анализ. Первоначально определим какие внешние факторы играют ключевую роль на данном рынке, проведем STEP-анализ внешней среды

Влияние факторов внешнего окружения на каждую организацию индивидуально (характер, сила и направленность воздействия, риски, взаимовлияние факторов), однако можно выделить общие аспекты влияния внешней среды на организации каждой отрасли.

Определим основные факторы макросреды, оказывающие влияние на рынок сахара, после чего будет предложена стратегия поведения на данном рынке для производителей сахара.

Наибольшее влияние на рынок сахара России оказывают экономические, научно-технические, социально-демографические факторы. Их описание представлено в таблице 1.

Таблица 1

STEP-анализ рынка сахара России

Экономические факторы

– Уровень платёжеспособности,

– Эффективность производства,

– Уровень развития технологии,

– Емкость внутреннего рынка,

– Состояние национальной валюты, обменные курсы

– рынок энергоносителей,

– уровень развития конкурентных отношений в стране

Экологические факторы

– Экология производства

– Экология материалов

– Источники энергии

– Экологическое регулирование

Научно-технические факторы

– Новые технологии, патенты

– Новые материалы

– Новые проекты

– Инновационная политика (НИИ, образование)

– Скорость технологического изменения

Социально-демографические факторы

– Демографические

– Отношение людей к работе и качеству жизни

– Уровень образования

– Мобильность людей

Экономические факторы в первую очередь оказывают влияние, так как промышленность является одной из доходных сфер экономики. При снижении доходов населения продажа сахара не сильно снижается, т. к. продукт является продуктом первой необходимости и его покупают независимо от роста цен. Предпочтения покупателей не меняются покупателей.

Научно-технические факторы актуальны в понимании разработки нового оборудования. Новые технологии позволяют снизить издержки, что позволит увеличить объем продаж.

Социально-демографические факторы важны, так как именно люди работают в компании и именно люди являются покупателями, поэтому значительные изменения в численности населения могут сказаться на отрасли, но все это может произойти в долгосрочной перспективе.

Проведем SWOT-анализ, который позволит не только оценить текущее состояние, но и достаточно четко предвидеть качественную картину перспектив с учетом активной позиции отрасли по отношению к изменению (сохранению) своего стратегического положения.

По итогам проведенного STEP — анализа обозначим сильные и слабые стороны рынка сахара России, а также возможности и угрозы внешней среды. Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ компании рынка сахара России

Сильные стороны

  1. Высокое качество продукции
  2. На рынке действует большое количество конкурентов, что дает покупателю широкий ассортимент выбора
  3. Полное обеспечение внутреннего рынка

Слабые стороны

  1. Недостаток финансовых средств (оборотных, для осуществления финансирования необходимых стратегических инициатив)
  2. Высокие издержки производства.

Возможности

  1. Рост экспорта продукуии
  2. Наличие новых привлекательных географических рынков
  3. Приток частного и иностранного капитала в отрасль

Угрозы

  1. Высокая конкуренция на рынке
  2. Снижение реальных доходов населения

В таблицах 3, 4 представлены матрицы возможностей и угроз.

Таблица 3

Матрица возможностей

Вероятность реализации возможности

Влияние

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Рост экспорта продукции

Приток частного и иностранного капитала в отрасль

Средняя

Наличие новых привлекательных географических рынков

Низкая

Таблица 4

Матрица угроз

Вероятность реализации угрозы

Влияние

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

Средняя

Снижение реальных доходов населения

Высокая конкуренция на рынке

Низкая

Корреляционная матрица представлена в таблице 5.

Таблица 5

Корреляционная матрица

Корреляционная

матрица

Факторы внешней среды

Возможности

  1. Рост экспорта продукции
  2. Наличие новых привлекательных географических рынков
  3. Приток частного и иностранного капитала в отрасль

Угрозы

  1. Высокая конкуренция на рынке
  2. Снижение реальных доходов населения

Факторы внутренней среды

Сильные стороны

  1. Высокое качество продукции
  2. На рынке действует большое количество конкурентов, что дает покупателю широкий ассортимент выбора
  3. Полное обеспечение внутреннего рынка

Повышение качества продукта

Рост объема экспорта на имеющиеся и новые рынки сбыта

Снижение цены

Разработка нормативов отрасли

Реализация неценовой стратегии

Слабые стороны

  1. Недостаток финансовых средств (оборотных, для осуществления финансирования необходимых стратегических инициатив)
  2. Высокие издержки производства.

Снижение затрат за счет модернизации производства и оборудования

Активное привлечение средств

Снижение издержек за счет «эффекта масштаба»

Снижение цены за счет снижения издержек производства

Стандартизация бизнес-процессов

После SWOT-анализа отрасли, хочется отметить, что для рынка сахара России наиболее верными действиями станут:

– Рост объема экспорта продукции;

– Открытие новых рынков сбыта.

В связи с чем предлагается использовать стратегию развития рынка. Так, как рынок сахара России полностью обеспечивается продукцией отечественного производства, предприятиям отрасли необходимо искать новые внешние рынки сбыта.

По причине большого перепроизводства сахара в России его цена начинает падать, что может привести к крупным убыткам аграриев в будущем. Спасти ситуацию сможет только расширение экспортных поставок.

Сегодня сахарная промышленность одна из отраслей страны, ориентированных на экспорт продукции. Увеличение поставок сахара за рубеж активно ведется уже с 2017 года. Ожидается, что к концу года этот показатель составит 420 тыс. т.

Сейчас продукция поставляется в основном в страны СНГ, Египет, Сербию и Монголию. К 2020 году Россия планирует заключить контакты с Китаем, Японией, Алжиром, Марокко и Филиппинами. Экспортировать Россия будет не только сахар, но и свекловичный жом, а также мелассу.

Для реализации стратегии расширения рынка можно рассмотреть рынки Китая, Японии, Алжира, Марокко и Филиппин, на которых продукция российских компаний будет пользоваться спросом. Кроме того, экспортировать можно не только сахар, но и свекловичный жом, мелассу.

Литература:

  1. Журнал «Сахарная свекла»www.sugarbeet.ru(Дата доступа: 10.05.2016)
  2. Союз сахаропроизводителей России www.rossahar.ru(Дата доступа: 10.05.2016)
  3. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» (АПР) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://агро-партия.рф/index.php/arhiv/2472–14–09–2015-selskoe-khozyajstvo-drajver-ekonomiki.
  4. Фазрахманов И. И. Организационно — экономические связи в свеклосахарном продуктовом подкомплексе / Фазрахманов И. И. // Экономика, социология и право.-2016. № 1. с. 113–115.
  5. Баскаков В. В. Стратегическое планирование на предприятиях / В. В. Баскаков, С. А. Федосеев, А. Н. Фомин // Военная мысль. — 2015.– № 4. — С.28–35
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, внешняя среда, внутренний рынок, высокая конкуренция, иностранный капитал, наличие новых, приток частного, реальный доход населения, рынок, рынок сахара России, таблица.


Похожие статьи

Соус песто: нетрадиционный подход в технологии производства

Производство продуктов питания набирает всё большие обороты с каждым годом. Это проявляется как в увеличении мощностей производств, так и в расширении имеющегося ассортимента готовой продукции. Разработка и внедрение новых продуктов на рынке представ...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Направления повышения конкурентоспособности сектора легкой промышленности Азербайджанской Республики

В то время, когда остро стоит вопрос увеличения доли ненефтяного сектора в экономике Азербайджана, одной из сфер, потенциал которой высоко ценится, является легкая промышленность. Развитие отрасли легкой промышленности также важно с точки зрения удов...

Разработка технологии извлечения масла ши из орехов карите

Современные тенденции в области здорового образа жизни выдвигают на первый план вопросы оптимизации диеты людей. Особое внимание заслуживает масло ши, которое становится ключевым элементом в борьбе за укрепление здоровья. Его положительное влияние на...

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Особенности повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта Калининградской области в современных условиях на примере ООО «Кери-Авто»

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха коммерческой организации, так как любая организация осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуре...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Похожие статьи

Соус песто: нетрадиционный подход в технологии производства

Производство продуктов питания набирает всё большие обороты с каждым годом. Это проявляется как в увеличении мощностей производств, так и в расширении имеющегося ассортимента готовой продукции. Разработка и внедрение новых продуктов на рынке представ...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Направления повышения конкурентоспособности сектора легкой промышленности Азербайджанской Республики

В то время, когда остро стоит вопрос увеличения доли ненефтяного сектора в экономике Азербайджана, одной из сфер, потенциал которой высоко ценится, является легкая промышленность. Развитие отрасли легкой промышленности также важно с точки зрения удов...

Разработка технологии извлечения масла ши из орехов карите

Современные тенденции в области здорового образа жизни выдвигают на первый план вопросы оптимизации диеты людей. Особое внимание заслуживает масло ши, которое становится ключевым элементом в борьбе за укрепление здоровья. Его положительное влияние на...

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Особенности повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта Калининградской области в современных условиях на примере ООО «Кери-Авто»

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха коммерческой организации, так как любая организация осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуре...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Задать вопрос