Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй половине XVIII — ХX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 26.02.2018

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Иванкович, М. А. Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй половине XVIII — ХX в. / М. А. Иванкович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48516/ (дата обращения: 18.12.2024).



Представлены сведения о Богоявленской и Екатерининской церквях полоцкого Богоявленского мужского монастыря во второй половине XVIII — ХX в., касающиеся истории строительства и реставрационных работ, условий существования и деятельности храмов в XVIII — ХX в.

Ключевые слова: Полоцк, церковь, сакральное зодчество, реставрация.

На правом берегу Двины еще в XVI в. был основан Богоявленский мужской монастырь с деревянной церковью. За несколько столетий своего существования все монастырские постройки неоднократно подвергались всяческим перестройкам и трансформации внешнего облика. Во второй половине XVIII — ХX веке полоцкий Богоявленский монастырь был представлен двумя каменными храмами: Богоявленский собор и Екатерининская церковь.

Богоявленский собор. К XVIII в. Богоявленский собор подошел в виде деревянного храма с центрической общей композицией объема и четырьмя угловыми башнями, что можно увидеть на плане города Полоцка 1707 г. Однако данное изображение носит весьма схематический характер и не дает стопроцентной информации [1, с. 475]. Многочисленные пожары первой половины XVIII в., в том числе и пожар 1757 г., привели к утрате деревянной церкви и всех монастырских зданий [2, л.77]. В 1761 г. на средства бывших прихожан, на месте уничтоженного пожаром деревянного храма было начато строительство главной каменной церкви во имя Богоявления Господня, которое в дальнейшем было на некоторое время приостановлено за неимением средств. Окончание строительства датируется 1779 г. Завершение строительных работ стало возможным благодаря поступлению значительной суммы из казны (35221 р.), отпущенной по высочайшему повелению Императрицы Екатерины II [3, с 401]. Получается, что строительство Богоявленского собора было начато во время вхождения Полоцка в состав Речи Посполитой, а завершено уже в новом государстве — Российской Империи [4, с. 351].

Построенный храм представлял из себя типичный крестово-купольный храм, православная специфика которого была подчеркнута не ортодоксальным пятиголовьем по диагоналям плана, а равноконечным греческим крестом в венчающих массах постройки, ориентированных по сторонам света. Причем крест подчеркивался четырьмя фронтонами на торцах двухскатных крыш [5, с. 373].

О внутреннем убранстве Богоявленского собора XVIII в. практически ничего неизвестно. Разве что опись церковного имущества от 22 июля 1788 г. сообщает, что собор в достаточном количестве оснащен церковной утварью и облачениями (ризы церковные — 61, стихарии — 27, напрестольные уборы и жертвенники — 25, серебряные сосуды и блюдца — 13, набедренники — 5, евангелия — 10, а также некоторое количество больших и малых лампад, напрестольных крестов и прочих серебряных и драгоценных вещей) [6, л. 2–7].

Несмотря на то, что здание собора было достаточно крепким, уже к 30-м гг. XIX в. железная крыша церкви и церковных построек обветшала и требовала ремонта [3]. В 1828 г. была составлена предварительная смета на ремонтные работы, которая включала в себя затраты на снятие старой крыши над собором и большим монастырским домом, а также покрытие церкви новым листовым железом (150 кв. саж). Также по смете 1828 г. предполагалось:

‒ исправление пола у иконостаса в соборе и изготовление 12-ти зимних оконных переплетов, на что, включая материалы, окраску и оплату рабочих, было выделено 268 рублей [7, л. 3]:

‒ починка главного храмового крыльца и покрытие его старым железом (112 рублей);

‒ обновление штукатурки, фундаментов и карнизов с отделкой всех наружных стен (359 рублей);

‒ замена стекол в 13-ти окнах Богоявленского собора и окраска окон (268 рублей);

‒ восстановление в куполе 4-х оконных рам с застеклением и их окраска (74 рубля)

‒ починка 2-х больших дверей в храме (22 рубля) [7, л. 4];

В том же году были закуплены необходимые для ремонта церкви строительные материалы согласно смете (листовое железо, полосное железо, брусковые и кровельные гвозди, кровельная проволока, сосновые бревна и т. д.) [7, л. 1]. Ремонт на средства закупленные согласно смете 1828 г. был произведен в 1832 г. В результате этих ремонтных работ ветхая крыша собора наконец была перекрыта новым листовым железом с незначительным преобразованием его купола. Остальные преобразования были незначительны [3, Л. 99].

Под влиянием событий восстания 1831 г., с целью перестройки «в русском вкусе», ряд белорусских храмов и старинных зданий был подвержен значительному видоизменению, над которым были приглашены работать известнейшие иностранные архитекторы. Не стал исключением в этих событиях и Полоцк, куда по приглашению императрицы Екатерины II был отправлен известнейший архитектор того времени Джакомо Кваренги. Непосредственно в Полоцк архитектор был приглашен для перестройки Богоявленского собора, чтобы разобрать фронтоны и убрать декор «как придающие Католический вид» [8]. В результате строительных работ, производимых под руководством Джакомо Кваренги, был разобран и снят фронтон над апсидой и уменьшены в размерах остальные (те самые, которые по мнению императорского правительства придавали собору католический вид) [5, с. 373].

Перестроенный храм предстал в виде купольной трехнефной базилики с одной полукруглой апсидой и двумя одноярусными башнями на главном фасаде. Средокрестие собора было увенчано восьмигранным световым барабаном с куполом, завершенный фонарем. Такие же завершения имели и башни [1, с. 154; 5, с. 373…]. В северной соборной башне была размещена звонница с семью колоколами, путь в которую лежал через хоры с металлическим ажурным ограждением [4, с. 351]. Насчет внутреннего убранства храма стоит отметить, что стены и купол были разрисованы фресковой росписью.

В Богоявленском соборе находилось 3 престола:

1) Главный престол во имя Св. Богоявления Господня;

2) Второй, по правую сторону — во имя Рождества Божией Матери;

3) Третий, по левую сторону — во имя Николая Чудотворца [3].

Алтарь собора ориентирован на восток, что выделяет его среди других храмов того времени (Софийский собор, костела Св. Стефана) [5, с. 373]. У главного престола Богоявления Господня расположены резные позолоченные Царские Врата, вмещающие в себя образы 4-х Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостас, вытянутый по ширине всего храма, был устроен в 4 яруса.

Следующие ремонтно-восстановительные работы производились в монастырских постройках в 1853–1854 гг. Так, согласно Указа полоцкой Духовной консистории № 2244 от 28 апреля 1853 г., в здании собора и остальных монастырских постройках были проведены штукатурные (оштукатуривание наружных стен собора и всего монастырского комплекса), кровельные (починка в некоторых местах крыши собора, а также желобов и водосточных труб) и плотничные работы (пристройка к собору с северной и южной сторон крылец с балясинами токарной работы [9, л. 3]. В ходе ремонтных работ 1854 г. также были выполнены некоторые штукатурные (обновлена штукатурка стен собора снаружи — 165 рублей), малярные (окрашена крыша собора, а также купол и колокола на ней, окрашены оконные рамы в церкви — 60 рублей), кровельные работы (незначительная починка крыши над собором и водосточных труб) [9, л. 6]. Подобные ремонтные работы в Богоявленском соборе были проведены также в 1891 г. В ходе ремонта с железной крыши собора была удалена старая краска и нанесена новая масляная краска в 2 слоя.

К концу XIX в полоцкий Богоявленский собор подошел практически в неизменном виде (после перестройки 1839 г.), разве что немного дополнилось внутреннее убранство храма иконами и образами, нарисованными местными иконописцами [4, с. 351]. Из описания церковного имущества за 1892 г. известно, что Богоявленский собор был в достаточной мере оснащен всей необходимой церковной утварью: облачения священнослужителей (ризы — 60, подризники — 22, стихарии — 24, мантии — 2; покровцы и воздухи — более 30, а также большое количество серебряных чаш и сосудов и т. д. [10, л. 2].

ХХ в. в истории полоцкого Богоявленского собора, как и остальных церквей города, был связан прежде всего с последствиями первой мировой войны и революции 1917 г., которые привели к закрытию церкви в 1920-х гг. В 1920 г. комиссией по охране памятников древности и искусства при полоцком уездном Политпросветотделе (создана в 1919 г.) был проведен осмотр и перепись исторических памятников Полоцка, к которым в первую очередь относились храмы [11, с. 182]. В результате осмотра Борисоглебского собора и других церквей Полоцка, комиссия постановила, что абсолютно все памятники сакральной архитектуры сильно пострадали в годы войны (стены повреждены в результате взрывов снарядов, отсутствуют двери, стекла, оконные рамы и т. д.) [12, л. 40–53].

Богоявленский собор в г. был передан уездным исполкомом по договору группам верующих в 1824 г., а в 30-е годы XX в. и вовсе был закрыт [13, л. 24]. В скором времени после закрытия в здании собора был оборудован спортивный зал, а позднее и храм просто использовался как склад и постепенно захламлялся. Реставрация храма была проведена во второй половине ХХ в., после чего в обновленном к 1981 г. церковном здании находилась картинная галерея. В ведение православной церкви Богоявленский собор был возвращен в 1991 г.

Екатерининская церковь полоцкого Богоявленского монастыря. В 1781 г. по повелению Екатерины II при главной монастырском храме, была возведена особая, построенная во имя Св. Великомученицы Екатерины, церковь, совмещенная с двухэтажным жилым каменным зданием для настоятеля и братии. В отличии от холодного Богоявленского собора Екатерининская церковь была оснащена печным отоплением [2, л. 53].

В Свято-Екатерининской церкви находилось 2 престола:

1) Во имя Св. Великомученицы (выполнен из соснового дерева; ширина — 1арш. и 8 верш., длина — 1 арш. и 8 верш., высота — 1 арш. и 5 ¼ верш.);

2) Во имя Св. Преподобной матери, полоцкой княжны Евфросинии, устроенный бывшим настоятелем архимандритом Александром в 1803 г.

Клировые ведомости к XVIII-п.п. XIX вв сообщают, что Екатерининская церковь в достаточной степени оснащена всякого рода церковной утварью, за исключением одежды на престолы и жертвенники, а вся церковная ризница и вовсе не новая и от времени подвержена тлению. Также из рассматриваемого источника известно, крыша церкви совершенно сгнила и угрожает падением, что было устранено в ходе ремонта 1832 г. [3]. Во время ремонтно-восстановительных работ 1832 г. также была переделана печь отапливающая екатерининскую церковь и заменен пол у иконостаса. Обветшавший же купол теплой церкви был отремонтирован во время ремонта 1853 г. [7, л. 3]. Повторные исправления церковного купола были произведены в 1891 г., в это время купол был окрашен в зеленый цвет [14, л. 1].

Если же внешние ремонтные работы в Екатерининской церкви проводились регулярно, то внутренняя отделка церкви практически не обновлялась и необходимость ремонта постепенно нарастала. В связи с этой необходимостью в 1871 г. архимандритом полоцкого Богоявленского монастыря Григорием на работу был приглашен художник Виноградов. Согласно проекту на починку повреждений в теплой церкви, художник Виноградов обязался: Вычистить и восстановить позолоту на иконостасе, киотах и настенных рамках; Заново окрасить иконостас и киоты масляными красками; Очистить живопись на стенах и алтаре церкви и покрыть лаком; Очистить роспись потолка во всей церкви; Предоставить все необходимые материалы и рабочих для проведения ремонтных работ; Употреблять материалы только хорошего качества и выполнять работы предельно аккуратно; Получить оплату только после завершения всех работ.

В свою очередь архимандрит Григорий обязывался по истечении работ выплатить 1000 рублей серебром Виноградову и его команде [15]. Работы по восстановлению внутреннего убранства храма Виноградовым были проведены летом 1871 г. Следующие незначительные внутренние исправления в храме были проведены через 20 лет. В ХХ в Екатерининскую церковь ждала та же участь, что и главный храм Богоявленского монастыря. Церковь была закрыта, а затем и вовсе была ликвидирована из келейного здания, купол ее был разобран. Жилое монастырское здание с кельями было переделано под жилой квартирный дом [13, л. 24].

Таким образом, если вторая половина XVIII-XIX вв. стали весьма благоприятным периодом в истории церквей Богоявленского монастыря, когда происходило строительство каменных церквей и их модернизация, то ХХ в. ознаменовался полной разрухой и запустением, связанными прежде всего с революционными событиями 1917 г, Первой мировой и Великой Отечественной войнами, а также с поддерживанием «антиклерикальной политики» городскими властями.

Литература:

  1. Шчакаціхін, Слюнькова, И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси / И. Н. Слюнькова. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 600 с.
  2. Сборник документов и исторических заметок о Полоцком Богоявленском монастыре (вт.пол.18-пер.пол.19 вв.) // Архив Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук (СПб ИИРАН). — Ф. 52. Оп. 1. Д. 114204 (204).
  3. Клировые ведомости полоцкого мужского Богоявленского монастыря за 1786–1874 // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф.2562. Оп. 1. Д. 83.
  4. Арлоў, У. А. Таямніцы полацкай гісторыі / У. А. Арлоў. — Мінск: Папуры, 2008. — 608.
  5. Архітэктура Беларусі; нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславян. ў еўр. Кантэксце. У 4 Т. — Т2 16–18 стст. / А. І. Лакотка. — Мінск:Бел. Навука, 2006. — 626 с.
  6. Опись церковного имущества Богоявленского монастыря. 1788 г. // Национальный исторический архив Беларуси (НИПБ). — Ф. 2562. Оп. 1. Д. 98.
  7. Отчет о проведении ремонтных работ строений монастыря за 1832 г. // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф. 2562. Оп. 1. Д. 240
  8. Беленькая, А. Восемь прыкмет русіфікацыі Беларусі / А. Беленькая [Электронный ресурс]. — Точка доступа: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=10017, — Дата доступа: 09.11.2017.
  9. Отчет о ремонтных работах по ммонастырю за 1853–1854 // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф. 2562. — Оп. 1. — Д. 328.
  10. Опись имущества монастыря и Богоявленской и Екатериненской церквей за 1892 г. // Нацинальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф. 2562. Оп. 1. Д. 566
  11. Полоцк: историч. очерк / АН БССР. Ин-т истории; П. Т. Петриков [и др.]. — 2-е изд. — Минск: Наука и техника, 1987. — 320 с.
  12. Акты осмотра памятников за 1920–1921 гг. // Зональный Государственный архив Полоцка (ЗГАП). — Ф. 54. Оп. 1. Д. 343.
  13. Протоколы общих собраний и регистрационные карточки групп верующих, сведения о группах, обществах, организациях и руководителях религиозных культов в уезде (1922–24. 12. 1923 гг) // Зональный Государственный архив Полоцка (ЗГАП). — Ф. 51. Оп. 1. Д.116.
  14. Дело о ремонте Богоявленского монастыря за 1891 г. // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф. 2562, Оп. 1, Д. 560.
  15. Дело о заключении дговора между монастырем и художником Виноградовым на реставрацию иконостаса и настенной живописии (1871 г.) // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). — Ф. 2562. Оп.1. Д. 398.
Основные термины (генерируются автоматически): Богоявленский собор, Екатерининская церковь, работа, внутреннее убранство храма, здание собора, листовое железо, половина XVIII, Полоцк, полоцкий Богоявленский монастырь, рубль.


Похожие статьи

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка XVII–XVIII вв. в российской историографии второй половины XIX — начала XX в.

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв. Проведен анализ основных публикаций рассматриваемого пер...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка в XIX–ХX вв. (историографический аспект)

Представлен историографический аспект изучения памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. Рассмотрены и проанализированы основные публикации по рассматриваемой проблематике. Хронологически рассмотрен период с XIX до начала XX...

Мухтоловская Христорождественская церковь: прошлое и настоящее

В данной статье рассматриваются основные вехи истории Христорождественской церкви в поселке Мухтолово с XIX века по сегодняшний день. Представлена информация о строительстве, разорении и воссоздании храма, о его роли в жизни населенного пункта в разн...

Состав и характер росписей в переходной галерее княжеских палат в Боголюбово

Статья описывает сюжеты росписей стен и потолка в переходе палат храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, обосновывает их местонахождение, а также выдвигает предположения авторства данных росписей.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Восстановление и сохранение истории часовни в честь Введения во Храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда

В статье впервые в научной литературе исследуется история часовни в честь Введе́ния во храм Богородицы, которая находилась в деревне Яковле́вской (Коне́ц) Ни́менского прихода Каргопо́льского уезда с середины ХIХ в. Цель исследования — восстановление ...

Проблемы современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму в конце XIX — начале XX в.

Статья представляет собой исследование проблем современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму на примере дворца Александра III в Массандре.

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

Строгановская школа и её время

В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.

Похожие статьи

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка XVII–XVIII вв. в российской историографии второй половины XIX — начала XX в.

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв. Проведен анализ основных публикаций рассматриваемого пер...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка в XIX–ХX вв. (историографический аспект)

Представлен историографический аспект изучения памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. Рассмотрены и проанализированы основные публикации по рассматриваемой проблематике. Хронологически рассмотрен период с XIX до начала XX...

Мухтоловская Христорождественская церковь: прошлое и настоящее

В данной статье рассматриваются основные вехи истории Христорождественской церкви в поселке Мухтолово с XIX века по сегодняшний день. Представлена информация о строительстве, разорении и воссоздании храма, о его роли в жизни населенного пункта в разн...

Состав и характер росписей в переходной галерее княжеских палат в Боголюбово

Статья описывает сюжеты росписей стен и потолка в переходе палат храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, обосновывает их местонахождение, а также выдвигает предположения авторства данных росписей.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Восстановление и сохранение истории часовни в честь Введения во Храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда

В статье впервые в научной литературе исследуется история часовни в честь Введе́ния во храм Богородицы, которая находилась в деревне Яковле́вской (Коне́ц) Ни́менского прихода Каргопо́льского уезда с середины ХIХ в. Цель исследования — восстановление ...

Проблемы современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму в конце XIX — начале XX в.

Статья представляет собой исследование проблем современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму на примере дворца Александра III в Массандре.

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

Строгановская школа и её время

В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.

Задать вопрос