Только тогда, когда нация, народ бережно относится к своим потомкам, к грядущему поколению, только такой народ, такое государство может мечтать о великом будущем. Ибо расцвет каждой нации, ее место в общечеловеческой истории, авторитет и слава непосредственно зависят от интеллектуального и физического совершенства своих сынов и дочерей.
Ислам Каримов
В статье рассматривается роль законодательных органов и педагогических коллективов в воспитании современной молодежи, особое внимание обращено индивидуальности педагога и его воспитательной деятельности.
Ключевые слова: коллектив, воспитание, сотрудничество, родители, педагог.
Социально-политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прогресса страны, укрепления ее авторитета в мире и роли в Центрально-Азиатском регионе.
В Законе «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров» обоснованы ведущие принципы соблюдения национальных интересов в области образования и воспитания с учетом сохранения и развития богатого педагогического опыта — главного достижения страны.
Основная задача педвуза сегодня — подготовка выпускника, не только хорошо владеющего специальным предметом, который будет преподавать в школе, но и владеющего тем, что можно назвать практической педагогикой, т. е. педагогикой как искусством обучения и воспитания, как конкретной технологией педагогической деятельности.
Поддержка развития молодежи в нашей республике осуществляется на законодательном уровне. Этому способствуют законы Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О физической культуре и спорте», «О гарантиях прав ребенка», «О занятости населения», «О негосударственных некоммерческих организациях» и многие другие. Проводятся мероприятия, направленные на активизацию участия молодежи страны в общественно-политической, экономической, культурной и законодательной сферах жизни. Присоединение Узбекистана к международным конвенциям и договорам, защищающим права и интересы детей, свидетельствует о том, что деятельность государства в вопросах молодежи, ее развития и воспитания поставлена на высокий уровень. Приоритетность, необходимость особого внимания к этим вопросам со стороны государства выразилось в объявлении 2010 года — Годом гармонично развитого поколения. Успешная реализация молодежной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи [1,c.31].
Одной из актуальных проблем в настоящее время является проблема коллективного воспитания. Интерес к данной проблеме обусловлен тем что, человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу — богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека [2,11]. Особое внимание уделяется воспитательным функциям трудового коллектива, является источником материального благосостояния человека, местом не только производственной деятельности, но и социально-политической и культурной жизни. Рассматривая педагогический коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в не межличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива [4, с.35].
В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, — все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.
В современной системе образования Узбекистана большое место занимает воспитание, которое направлено на поощрение самостоятельности и гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретают принципы воспитания, основанные на сотрудничестве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса: возникают доверительные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. В средних общеобразовательных учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Но следует отметить, что пока школьные советы есть не во всех школах [3, с.8]. Роль учеников в них крайне незначительна. Педагоги Узбекистана реализуют некоторые проекты, способствующие интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. По-новому решаются задачи гражданского воспитания. Развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс, что означает взгляд на отечественную и мировую культуру как на единый и сложный поток приобщения к общечеловеческим ценностям. Новое время потребовало от школы содержания, форм и методов воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Современное воспитание — это воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Практика свидетельствует, чем лучше организована разнообразная деятельность молодежи, тем выше ее эффективность тем больше у них возможностей реализовать себя. В этом случае значимыми воспитывающими факторами становятся не только характер и содержание деятельности организации, но и отношения, складывающиеся у детей в процессе совместного решения каких-либо проблем. Анализируя их, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.
В связи с этим мы предлагаем оформить базу данных из опыта работы педагогов Республики Узбекистан по социализации и гражданскому воспитанию школьников. Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе в учебных заведениях. Ввести в традицию встречи со специалистами разных профессий и направлений. Систематизировать анкетирование учащихся по вопросам адаптации в обществе и коллективе.
Сегодня педагогу-воспитателю необходимо знать образ жизни, интересы, увлечения детей, причем знать конструктивно, чтобы понять, поддержать ребенка. Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений. Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.
Литература:
- Березина В. А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. М.-2002 № 11 с.6-12.
- Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы воспитания граждан. // Педагогика. М. — 2005, № 6. — с.59-63
- Казакина М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. М. — 2003. С. 19.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.- 1992.с. 255