Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Ёдгорова, М. О. Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров / М. О. Ёдгорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48453/ (дата обращения: 18.12.2024).



Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать уровнем и качеством высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения. Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и процветания национальной экономики любой страны. Отстать в развитии базовых и критических технологий, представляющих фундаментальную основу технологической базы и обеспечивающих инновационные прорывы, значит, безнадежно отстать в общечеловеческом прогрессе. Обеспечение преемственности поколений и устойчивого воспроизводства, квалифицированных и компетентных инженерно-технических кадров нового поколения сегодня входит в число важнейших стратегических приоритетов для всех стран мира. При этом все более заметную роль в кадровой политике начинает играть демографический фактор: в то время как промышленно развитые страны Запада в последние годы по большей части озабочены выработкой разнообразных механизмов компенсации постепенно растущего дефицита специалистов, наиболее динамичные страны третьего мира с быстрорастущим населением рассчитывают в полной мере воспользоваться этим конкурентным преимуществом.

ХХ век вместе с массовизацией инженерного образования принес разрушение его целостности. Ликвидация рыночной экономики и сосредоточение высоких технологий в некоторых странах исключительно в крупных государственных предприятиях привели к «отмиранию» целого ряда инженерных компетенций. Разделение высшего образования, академической науки и промышленности также не способствовало обеспечению достойного качества инженерного образования.

Долговременная тенденция к специализации, сосредоточению высоких технологий в крупных корпорациях, превращению ученого и инженера в массовую профессию имела место и в странах Запада. Однако на рубеже XX — XXI вв., в последние десятилетия, вновь произошло изменение важнейших трендов в данной области.

Во-первых, увеличение значения инноваций в экономике и стремительное развитие базовых технологий, постоянное увеличение их наукоемкости, резко ужесточают требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных, волевых и организационных способностей.

Во-вторых, резкое возрастание роли малых и средних инновационных компаний в современной высокотехнологичной экономике повышает требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, который вновь оказывается одновременно в роли ученого, технического эксперта и руководителя предприятия, что расширяет зону его ответственности.

В-третьих, если ХХ столетие было веком создания системы массового, всеобщего образования, когда каждое следующее поколение обладало большим объемом «формальных знаний», полученных через школу и вуз, то теперь ситуация существенно изменилась. Новое поколение не стало более образованным, чем предыдущее (скорее наоборот), а сама система образования повсеместно начала деградировать. В этом плане самый старый и мощный образовательный институт — семья — с ее способностью к целостному образованию и передаче «неформального знания» приобретает исключительно значение.

Соответственно, и инженерный тренинг в вузе, в малой фирме, в формах дополнительного образования обретает целостный личностный характер.

Таким образом, «классическая концепция» инженерного образования, развивавшаяся в XVIII–XIX вв. и достигшая пика своего развития вначале ХХ в., сегодня вновь стала актуальна. Во многих развитых странах существует двухступенчатая система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень — оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их аккредитации. Вторая ступень — признание профессиональных квалификаций инженеров через их сертификацию и регистрацию. Глобализация, гиперконкуренция, стремительное развитие и усложнение наукоемких технологий оказывают серьезное влияние на изменение роли инженера в обществе. Технологические потребности глобальной экономики знаний резко меняют характер инженерного образования, требуя, чтобы инженер владел гораздо более широким спектром ключевых компетенций, чем узкоспециализированное освоение научно-технических и инженерных дисциплин. Растущее осознание важности технологических инноваций для конкурентоспособности экономики и национальной безопасности требуют новых приоритетов для инженерной деятельности.

Тесное взаимодействие и взаимопроникновение фундаментальных и прикладных исследований, а также влияние кибер-инфраструктуры позволяющих решать комплексные задачи в новых областях, требуют новых парадигм инженерной деятельности. Кроме того, такие вызовы, как снижение интереса студентов к научно-технической карьере, ограничения по иммиграции и слабая диверсификация инженерной деятельности внутри страны также ставят вопросы об адекватности традиционных подходов к инженерной деятельности.

Опять-таки, что касается инноваций то инновационный процесс представляет собой совокупность отдельных стадий — научной разработки технической идеи, технологии, доведения ее до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализацию, причем эффективность всего процесса зависит от того, в какой мере все стадии интегрированы в единое целое финансирования, кадрового обеспечения. Инновационный процесс — это процесс создания, распространения и применения продуктов и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.

Инновационные процессы должны рассматриваться как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете ориентироваться на удовлетворение конечных потребностей, т. е. сегодня особенно важное значение приобрели все этапы, связанные с рыночной направленностью нововведений. Все этапы инновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления.

Анализ сложившейся ситуации в области инновационной деятельности показывает, что в настоящее время низок спрос сферы отечественного материального производства на научно-технические достижения и технологии, слабо развит рынок научно-технической продукции и сопутствующая ему инфраструктура. Предприятия и организации, занимающие инновационной деятельностью, а также кредитно-финансовые учреждения, финансирующие эти предприятия, мало заинтересованы в проведении этой работы.

Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание на местах условий для наиболее эффективного осуществления научно-технической и инновационной деятельности, она должна способствовать преодолению спада и создавать необходимые предпосылки для структурной перестройки производства, усилению конкурентоспособности продукции и созданию новых рабочих мест.

Проблема создания инновационной инфраструктуры достаточно сложна и требует специальной проработки, в том числе и на государственном уровне, через разработку законопроекта об инновационно-инвестиционной инфраструктуре, главной задачей которого должна стать подготовка нормативно-правовой основы под создание научно-производственной системы ―наука-производство-рынок‖.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий субъектов инновационного предпринимательства, а с другой интеграции всех заинтересованных структур в реализации нововведений, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и реализации достижений науки и техники в условиях рыночной экономики.

Децентрализация инвестиционного процесса, соответствующая экономическим преобразованиям (приватизацией государственного сектора, развития частного капитала, возникновению венчурных фирм различной формы собственности) будет приводить к многообразию форм финансирования инновационных проектов. В этой связи приобретает значение не только выработка четкой стратегии структурной перестройки, ее нацеленность на эффективное конкурентоспособное производство, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного регулирования притока частного и государственного капитала для финансирования инновационной деятельности. В условиях либерализации экономики, когда социальные заказы на научную продукцию ещё не сформировались, по-видимому, оправдана значительная государственная поддержка науки в целях сохранения уже существующих наиболее важных научных заделов. Однако по мере углубления экономических реформ развитие науки должно во все большей степени ориентироваться на новый социальный заказ на её продукцию, новые приоритеты развитой экономики.

Таким образом, основной задачей в инновационной и научно-технической сфере является ликвидация устаревших и содействие формированию современных технологических укладов в экономике страны.

Реализация по стимулированию инновационной деятельности в органичном сочетании с системными социально-экономическими преобразованиями придала бы экономической реформе определенную стратегическую направленность на ее конкретное подчинение обновлению, дальнейшему развитию и более эффективному использованию научно-технического потенциала.

Литература:

  1. Наумкин Н. И. Инновационные методы обучения в техническом вузе / Н. И. Наумкин; под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой, Э. В. Майкова — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2007. — 122 с. 3. Кулагина Е. В. Актуальные вопросы модернизации специального образования // «Национальные приоритетные проекты» (под ред. д.э.н. А. Ю. Шевякова), ИСЭПН РАН. 2007
  2. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. — 456с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инженерная деятельность, инженерное образование, инновационный процесс, национальная безопасность, рыночная экономика, стремительное развитие.


Задать вопрос